В мае исполняется год с тех пор, как у руля российской культуры встал Владимир Мединский. Год назад мнения о новоназначенном министре разделились: кто-то, как Александр Проханов, Илья Пономарёв и Дмитрий Гудков, приветствовал приход Мединского, другие сразу же восприняли его в штыки. Позицию этих последних выразил политолог Александр Коновалов, по словам которого сложно «представить человека более далёкого от культуры и более вредного для неё, чем Мединский».

Сергей ЕСИН, прозаик:

Что мне Гекуба? Когда я отчётливо знаю положение дел в нашей цветущей культуре. Что мне до нынешнего министра с его прозвищем, которое он наверняка получил именно от тех своих единомышленников, которых он поддерживает! Один министр отремонтировал за огромные деньги Большой театр и привёл вошедшего в легенду Иксанова. Другой всё-таки сохранил Консерваторию и сейчас в ней ректорствует. Я знал, правда, ещё одного министра, который дал денег на фестиваль «Литература и кино», и с его подачи фестиваль существует двадцать лет. А кто разрушил книготорговлю и кинопрокат? Какой министр это позволил? Всё это, конечно, очень лично, но наша культура по-прежнему финансируется по остаточному принципу. У министра, который ещё при Ельцине давал деньги на кинофестиваль, был на культуру относительно ВВП самый большой бюджет – 3 %, у нынешнего – 0, 71 от общего бюджета, при рекомендованных то ли ЮНЕСКО, то ли ООН трёх процентах от трат страны. При каком министре закрыли репертуарный театр имени Гоголя? Недавно я был в Гоголь-центре. В малом зале играли бунинскую «Митину любовь». Были замечательные молодые актёры, и прибалтийская режиссура была хорошей. Только сыграно всё это было на каких-то балках, на вертикально стоящей стене, не на полу. Интерес и волнение молодого зрителя всё время подпитывался ещё и ловкостью акробатов. Не упали, не сорвались, говорили текст. К бунинскому словарю, правда, было прилажено новое для Бунина слово «презерватив». А вот было ли бы так же интересно, если бы просто на сцене, так сказать в горизонтальной плоскости, сыграли эту историю? А в понедельник по «Эхо Москвы» сообщили, что в Гоголь-центре состоится презентация некого журнала, но на неё надо записаться по телефону. Это что, в центре, которым руководит Серебрянников, есть свой «Список Магницкого»? Вы мне: нравится ли нынешний министр? По меткому замечанию премьер-министра, «министр не рубль, чтобы всем нравиться». Мне не нравятся порядки.
________________________________________

Дмитрий ПУЧКОВ, скульптор:

Разумеется, моё мнение об этой личности за прошедший год не переменилось. Человек, публично и уверенно заявлявший, что вопрос с погибшими в Великую Отечественную войну закрыт, что «все давно посчитаны до последнего солдата и похоронены» – и при этом называющий себя историком, либо не в себе, либо это совершенно беспринципный циник. В кабмин, впрочем, Мединский вписался вполне органично – стал в один ряд с остальными серыми и незаметными персонами, возглавляемыми бездарным Медведевым. Ну а если шеф бездарен, то лучшее, что может сделать подчинённый – сделаться бездарнее и незаметнее такого шефа. За год своего министерства Мединский не проявился никак и ничем. Ни великого тиранства не совершил, ни чижика не съел. Думаю, что министерский пост – это вершина его служебной карьеры. Он через некоторое время вместе со всем кабинетом получит отставку и отправится на покой на тёпленькое, хлебное, но скромное местечко председателя какого-нибудь фонда, или института, или попечительного совета… И все о нём благополучно и прочно забудут. Удивляться, впрочем, не приходится: единственным критерием кадрового роста в стране стала лояльность к г-ну Путину, а вовсе не профпригодность. Вот так постепенно и дошли до того, до чего дошли. И будем, очевидно, опускаться всё ниже и ниже. По уровню культуры в том числе.
________________________________________

Анастасия МУРЗИЧ,
поэт, прозаик, журналист, организатор культурных мероприятий (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ):

Не берусь судить и оценивать Мединского… Лично не пересекались. А вред или пользу Культуре приносят отнюдь не министры КУЛЬТУРЫ…
________________________________________

Марина СТЕПНОВА, прозаик:

Поскольку я не веду культурную жизнь и очень много лет не смотрю телевизор, то даже не представляю себе, как Мединский выглядит. Единственное, что я знаю об этом министре культуры — за прошедший год он сумел стать интернет-мемом и вызывает припадки настоящей ярости у многих моих знакомых.
________________________________________

Елена СЫТЫХ,
кандидат культурологии, доцент Челябинского филиала РАНХиГС (г. ЧЕЛЯБИНСК):

Все мои попытки найти оценки деятельности Мединского в электронных СМИ провалились. Есть только биография. Наверное, отсутствие каких-то ярких действий – тоже характеристика его деятельности.
________________________________________

Алена БОНДАРЕВА,
литературный критик:

Было бы лукавством сказать, будто за этот год культурная ситуация в России изменилась в лучшую сторону. Присутствие Владимира Мединского на министерском посту широкими массами (равно как и большинством культурных деятелей) ощущается не особо. Чего не скажешь об узкопрофессиональных кругах. Музыкальный мир, похоже, уже в полной мере ощутил смену курса. Чего только стоит история с «Фестивалем симфонических оркестров мира». Показательно и другое: кроме этого скандала напрямую о деятельности господина Мединского мало что говорит. Лишь несколько по-советски торжественно открытых домов культуры в городах и весях (интересно, а кто вообще сказал, что открыть подобное заведение в провинции – значит оказать реальную помощь культуре?), да публикация историко-приключенческого романа «Стена», по-разному оцененного книжной прессой, свидетельствует о некоторой «культурной» деятельности нового министра. Но опять же в той ли области и тем ли способом? К тому же, весьма тревожат до сих пор не затухающие пересуды о диссертационном плагиате и непонятные сплетни о кумовстве. Да и вопрос о том, действительно ли современным музыкантам, художникам, писателям, артистам нужно непосредственное вмешательство государства до сих пор стоит ребром? Может быть, проще выделить средства и не мешать?..
________________________________________

Юрий ИВАНОВ,
директор рок-групп «Калинов мост», «Ключевая»:

Мне нечего сказать про министра культуры Мединского. Ни разу в общении с местными организаторами концертов даже не упоминалось министерство культуры. Видимо, шоу-бизнес совершенно бескультурная область жизни…
________________________________________

Татьяна КИРИЛЛИНА,
журналист (г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ):

За Мединским числится больше разрушительного, чем созидательного. Хорошо, если ошибаюсь.
________________________________________

Полина САНАЕВА, журналист:

Я прочла о том, как он приехал поздравлять с юбилеем Людмилу Улицкую, перепутал её имя-отчество да ещё и сказал, что её книжка однажды скрасила ему отпуск. И больше у меня к нему вопросов не возникало. Ещё тогда, год назад, я слышала несколько его высказываний, видела несколько его интервью – и поняла, что ничего хорошего ждать не приходится. В них не было ничего живого и обнадёживающего. Поэтому я просто не слежу за его деятельностью. Мне страшно знать каких дров он ещё наломал.
________________________________________

Алексей КОРОВАШКО,
историк и теоретик литературы
(Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского):

Среди немецких историков когда-то была популярна поговорка «Wer nichts ordentliches kann, macht Methodologie» («Кто не способен ни на что путное, занимается методологией»). Перефразируя этот афоризм академической мудрости, можно сказать, что государственный деятель, не способный ни на что путное, обожает заниматься переименованиями. Предложение Владимира Мединского о массовой замене топонимов, названных в честь тех или иных революционных деятелей, является лучшим критерием эффективности его работы. Добавить к этому, пожалуй, нечего.
________________________________________

Николай БОРОВСКОЙ,
народный художник РФ, первый секретарь “Союза художников России”:

Мы абсолютно не зависимое от государственных структур объединение. С министерством культуры у нас нет никаких проблем. И не было раньше. Все наши инициативы всегда встречают отклик и понимание.
________________________________________

Александр МОРОЗОВ, публицист, главный редактор интернет-издания «Русский журнал»:

Мединский поставлен, чтобы провести реформу бюджетного финансирования культуры, провести сокращение расходов и изменить направление денежных потоков. Собственно, поэтому и поставили человека, с культурой не связанного. О результатах пока говорить трудно. На слуху только скандал в Институте искусствознания, сокращение бюджета фестиваля симфонических оркестров, попытка перераспределить деньги на кино. По замыслу тех, кто поставил Мединского, прикрыть бюджетный секвестр надо усилением патриотической риторики. Пока и риторика слабая, и контуры новой концепции развития культуры неясны. Впрочем, нельзя много и требовать: ведь и вообще правительство Медведева – техническое, в нем нет крупных самостоятельных отраслевиков. Самый крупный проект при Мединском – это реформа библиотечного дела. Государственные библиотеки активно реформируют. Идеи вроде бы правильные: библиотеки надо осовременить, превратить в муниципальные медиацентры. Но результат мы увидим лет через пять.
________________________________________

ДЕЛО – ТАБАК

Я до сих пор не могу взять в толк: с какого перепуга у нас год назад на роль министра культуры подобрали именно Мединского. Чем он отличился?
Да, в политику Мединский рвался, что называется, с младых ногтей. Ещё в студенческие годы он успел порулить комсомолом. Но после развала СССР ни комсомол, ни партия уже не котировались. В почёте стало предпринимательство. И вчерашние выпускники МГИМО с лёгкостью взялись за организацию рекламной фирмы «Корпорация Я». Однако очень скоро стало понятно, что без связки с властями успешный бизнес не построить. Мединский сделал ставку на команду московского мэра Лужкова и пошёл в советники к Боосу. Ну а потом ему открылась прямая дорога в депутаты Госдумы.
В Думе третьего созыва Мединский прослыл как один из разработчиков антитабачного законодательства. Но это не помешало возглавляемой им на общественных началах Российской ассоциации по связям с общественностью получить двадцать с лишним тысяч долларов от одной из ведущих мировых табачных компаний. А потом злопыхатели обвинили молодого депутата ещё и в продвижении табачного бренда «West». Возникла череда скандалов. Больше того, в фирму, которую Мединский возглавлял до своего депутатства, нагрянули правоохранители, и были устроены маски-шоу.
Но верному члену лужковской команды всё оказалось нипочём. Он из всех тех неприятных историй вышел сухим.
Потом на какое-то время все о Мединском позабыли. Бешеная его раскрутка началась, кажется, в 2010 году. Вдруг как из рога изобилия посыпались книги депутата, якобы популяризирующие русскую историю. Но это оказался такой примитив, что серьёзные историки даже не стали ничего возражать. Ну не могут авторитетные в научном сообществе специалисты позволить себе всерьёз дискутировать с прожжёнными демагогами.
Уязвлённый Мединский решил и тут всем утереть нос и защитить третью диссертацию, но уже по истории (до этого он дважды защищался по политологии, которую мало кто считает настоящей наукой, а воспринимают как искусственно привитую к древу познания ветвь, призванную подкармливать нуждающееся в научных званиях полуграмотное чиновничество). Однако ему странно не повезло. Специалисты в его докторской работе обнаружили плагиат.
Перед этим Мединского постигло ещё одно несчастье: его не избрали по спискам «Единой России» в Госдуму шестого созыва (партия власти у жителей Курганской области, судя по всему, оказалась не в почёте).
Вот вроде и все «отличия» Мединского. И именно такого человека у нас сделали министром. Бедная наша культура!
Понятно, что человеком с такой биографией и репутацией легче управлять.
Теперь посмотрим, что Мединский уже натворил в новом качестве. Начал он, как это у нас водится, с разгона кадров. Но не прохиндеев, не лизоблюдов, не отъявленных бездарей. Нет. Сильных мира сего, пусть и погрязших в скандалах, министр не тронул. Иксанов как царствовал в Большом театре, так и владычествует. Зато убрали авторитетных руководителей из института искусствознания и из Кижей. А кем заменили? Так, в Кижи прислали бывшего главу Республики Карелия, который до этого проблемами деревянного зодчества никогда не занимался.
Всё это сразу напомнило ужасные времена Швыдкого. Помните, он тоже отовсюду изгонял профессионалов с мировым именем (ему оказался неугоден, в частности, Евгений Светланов). Зато чуть ли не всю страну заставляли подпевать безголосому Швыдкому в пошловатом шоу, кажется, на канале СТС (правда, теперь Швыдкой во всю насаждает другую сомнительную подукцию – низкого пошиба мюзиклы).
Беда в том, что ни при Швыдком, ни потом у нас так и не выработали внятную государственную политику в области культуры.
Пока областью заправляют люди, повязанные с табачным бизнесом и навязывающие свои пошлые вкусы, ничего хорошего ждать не приходится.

Огрызко, Вячеслав Вячеславович. Первый заместитель главного редактора газеты “Литературная Россия”; родился 28 июня 1960 г. в г. Москве; окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина в 1984 г.; работал корреспондентом, заведующим отделом в издании “Книжное обозрение”, заведующим отделом в издании “Советская литература”, ответственным секретарем, заместителем главного редактора в журнале “Наш современник”; член Союза писателей России.