В конце сентября комиссия Гордумы под руководством первого заместителя главы Ульяновска Петра Столярова провела выездную проверку хода ремонта улицы Деева в Заволжье. Депутаты пришли к выводу о том, что срок окончания ремонта будет, скорее всего, сорван.
По большому счету это заявление никого не удивило. Несмотря на многолетние обещания и заклинания ульяновских властей, ремонт дорог в областном центре ведется по-прежнему, с неизменным ореолом мошенничества.
Губернатор Сергей Морозов, присутствовавший на аппаратном совещании в горадминистрации, на котором проводился «разбор дорожных полетов», в очередной раз был поставлен в тупик: «При обещании закончить работы на ул. Деева до 1 ноября по контракту, а по поручению губернатора до 1 октября, работы ведутся ни шатко, ни валко. Всех рабочих там одновременно бывает не более 5-6 человек». Вообще-то за годы своего губернаторства Сергею Ивановичу пора бы уже привыкнуть к тому, что обещания, данные ему представителями буквально всех отраслей народного хозяйства и органов управления областью, чаще всего не выполняются. А он, в свою очередь, делая на основании обещаний своих подчиненных и подрядчиков громкие заявления, часто попадает впросак.
Точно так получается и с провалом работ по ул. Деева. Петр Столяров объясняет сейчас задержку исполнения работ тем, что если закрыть для ремонта движение на этом участке трассы полностью, то «Ульяновскэлктротранс» понесет убытки в 50 млн. рублей. Поэтому решили движение только ограничить.
В таком случае возникают вопросы к организаторам очередного ремонта, который в очередной раз грозит обернуться скандальной эпопеей. Если убытки «Ульяновскэлектротранспорта» были сочтены веской причиной для того, чтобы не закрывать движение полностью, а только ограничить его, зачем и кому нужно было «трубить» о том, что ремонт завершится даже не 1 ноября, а уже 1 октября?
Почему на этом участке работы не ведутся в ночное время, как это делается во всем цивилизованном, и даже не очень цивилизованном мире? Это было сделано для того, чтобы ублажить генподрядчика по исполнению работ ООО «СКМ-Самара», то есть сократить его расходы на оплату ночных работ? И никого из чиновников-заказчиков не насторожило то, что предлагаемая дешевизна стоимости работ, есть ни что иное, как заявка на заведомо низкое качество исполнения работ? А кто из доброхотов за бюджетный счет посчитал убытки предприятий и организаций, вынужденных использовать эту дорогу, кто подсчитал потраченные горожанами нервы? Интересы генподрядчика и электротранспортников в очередной раз оказались важнее прочих?
В результате власти получили особую благодарность от генподрядчика — 5-6 рабочих исполняющих работы спустя рукава. В итоге работы на участке дороги в 300 метров, общей стоимостью в 95 млн. рублей, начатые еще 6 августа, которые, без особого напряжения можно выполнить за две, максимум три недели, растягиваются на неопределенное время. Не исключено, что завершаться они будут по ульяновскому обычаю под снегом и дождем в осенней грязи, либо уже по зимнему гололеду.
Возникает вопрос и к тем, кто проектировал ремонтируемый участок. Это какую же нужно иметь «светлую голову» для того, чтобы двухполосную дорогу расширить на ул. Деева до четырех полос? Ведь чуть дальше четырехполосная дорога упрется в дорогу на ул. Врача Михайлова, которая была, есть и в будущем останется двухполосной. К тому же автотранспорт, поворачивающий после ул. Деева на ул. Волжскую будет неизбежно перекрывать движение по основной дороге. Кому нужно было создавать здесь эффект бутылочного горла? Или все эти проектные деяния вовсе не результат чьей-то патологической глупости, а вполне трезвый расчет на то, чтобы выкачать за расширенный участок дороги побольше средств из бюджета? Ведь обвинениями в распиле бюджета сегодня никого из исполнителей работ уже не испугаешь — все равно все им сойдет с рук.
То, что сроки окончания ремонта будут сорваны, подтверждает намерение исполнителей работ оборудовать вдоль ул. Деева наружное освещение. Ведь рассветает в ноябре поздно, а темнеет рано. Без подсветки ремонтники и до Нового года не управятся. К тому же уже вступили в силу изменения в маршрутах движения общественного транспорта, который теперь ездит мимо ЦГКБ. Раз внесены изменения, это означает только одно — ездить ульяновцам по этим маршрутам еще ой как долго.
Уже сейчас ясно, что дело не ограничится лишь скандалом по поводу затягивания сроков ремонта дороги на ул. Деева. Депутатская комиссия в конце сентября посетившая место ремонта, с удивлением обнаружила, что бордюрный камень здесь не уложен, в то время как, согласно технологии, сроки укладки его давно прошли. Той же комиссией отмечено, что в ходе проведения капремонта дороги не соблюдаются сроки исполнения контрактов, сплошь и рядом отмечается отступление от технологии строительства и капремонта. Такой «качественный» ремонт обусловлен низким качеством проектно-смет-ной документации, низким уровнем организации производственных процессов, отсутствием сетевого графика производства работ, непроведением генподрядчиком своевременной инженерной подготовки объекта, а также ненадлежащим качеством проведения технадзора на объектах со стороны МУП «Стройзаказчик». Что касается «качества проведения технадзора» этой организацией, в течение многих лет руководимой печально известным Александром Шкановым, то это самое пресловутое «качество надзора» давно уже в городе стало притчей во языцах. Ну и что с того? Господину Шканову все нипочем.
Все выше перечисленные причины сплошного брака назывались и ранее, при проведении ремонтов на других ульяновских дорогах. Конечно, по весне ульяновские руководители, как и ранее, опять начнут принимать гордо-обиженные позы, разоблачать бракоделов, потрясая многочисленными актами, угрожать им штрафными санкциями и судами. Это все уже было, но ни к каким, положительным для горожан, результатам еще ни разу не приводило. Похоже, что от всех этих спектаклей «справедливого негодования» властей положительные результаты снова будут иметь только сами исполнители работ да заинтересованные, чиновники. Вся их предстоящая суета в бесплодных попытках наказать бракоделов есть залог будущей бестолковости при любом ремонте или при исполнении другой работы за бюджетный счет. Ведь эта умышленно демонстрируемая бестолковость так хорошо маскирует трезво просчитанный распил бюджета!
Подтверждением тому является точно такой же брак, выявленный комиссией на других ремонтируемых сейчас дорогах Ульяновска. Работы на проезде Инженерном должны были завершиться еще 1 августа, но сейчас ясно, что завершатся они никак не ранее 1 ноября. Вполне может быть, что завершаться и еще позже. Работы здесь ведет ОАО «Ульяновскдорстрой», ранее уже отмечавшееся в скандалах по поводу дорожного ремонта. Как высказался по поводу нынешнего качества исполнения работ этой организацией депутат Петр Столяров: «Если предъявить штрафные санкции, то не «Ульяновскдорстрою» будет должен город, а они должны будут городу». Но ведь этого «если» не будет?
С тем же качеством ведется ставший уже традиционным ремонт на ул. Крымова. Здесь недостатки так и не устранены, асфальт продолжает разрушаться, колодцы провалились. На Московском шоссе также не устранены недостатки 2011 года, не заасфальтирован установленный бортовой камень и т.д. Так что, по опыту всех предыдущих ремонтов и практике нынешнего, можно смело констатировать, что как бы ни менялись руководящие лики в кресле градоначальника, какие бы угрозы в адрес бракоделов ни звучали из этого кресла, распил по-ульяновски продолжает принимать все более туманные очертания бесконечности…
Василий ГОРОДОВИКОВ