На этой неделе принимает поздравления с 50-летием ректор Ульяновского государственного университета Борис КОСТИШКО.
Он возглавил классический университет в городе на Волге в 41 год, став одним из самых молодых руководителей вузов страны.
Поступательное развитие
– Борис Михайлович, какие перемены в жизни вуза произошли с того момента, как вы возглавили УлГУ?
– Ульяновский госуниверситет, согласно Национальному рейтингу университетов, уже шесть лет подряд входит в сотню лучших вузов страны и улучшает в этом списке свои позиции. По научному направлению мы на тридцатом месте!
За последние годы у нас появились новые корпуса, лаборатории, множество новых спортивных и социальных объектов. Открылись новые специальности, получили развитие новые направления в образовании и науке. Идет нормальное развитие, очень активное и поступательное. У нас замечательный преподавательский состав. Уровень зарплат выпускников УлГУ – в верхних строчках рейтингов заработных плат по России. Очень важно, что нас знает мировое образовательное сообщество, в УлГУ едут из-за рубежа. Показательный факт: на медицинском факультете учатся студенты из Израиля – страны с традиционно высоким уровнем здравоохранения.
Сегодня УлГУ – классический университет новой формации, не узконаправленный гуманитарный, а многопрофильный, такой вуз-полиморф, где очень много различных специальностей – технических, информационных, естественнонаучных. Если мы говорим, что у нас, скажем, очень хорошие физики, то это не просто слова, это достижения, подтвержденные участием в серьезных государственных программах, получением федеральных грантов. К примеру, по авиационному направлению вуз в прошлом году выиграл инфраструктурный грант “Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса”, в этом году по данным образовательным программам получил еще четыре гранта.
– В 2006-м вы утверждали, что будете “строить, не разрушая”, мол, “реформы нам сейчас не нужны”. Получилось сдержать свое обещание?
– Обещания я выполняю всегда и действительно пытаюсь обходиться без революций – за ними, как правило, следует бардак и хаос. В образовании нужно действовать более разумно и взвешенно, чтобы не революция была, а эволюция.
УлГУ живет в соответствии с официально разработанной стратегией развития-2020, и мы сейчас уже заглядываем до 2030 года, понимая, однако, что любая стратегия – это не догма, а некий указатель, куда двигаться. Наша стратегия – трехуровневая. Так, долгосрочный вектор развития определяет, в каких направлениях мы хотели бы расти дальше: авиационная отрасль, здоровьесберегающие технологии и т.д. Краткосрочную – в пределах полутора лет – стратегию мы постоянно корректируем, достигнув какого-то горизонта – например, получив дополнительное финансирование. Скажем, дали нам 60 млн на медицинские программы – мы понимаем, что надо закупать дополнительные симуляторы для будущих медиков, оснащать новым оборудованием научные лаборатории, развивая наиболее перспективные направления в медицине и т.д.
Статус опорного вуза
– Минобрнауки России намерено создать 150 многопрофильных опорных вузов. Готов ли УлГУ влиться в программу объединения высших учебных заведений страны и стать участником конкурса на образование опорного вуза в Ульяновской области?
– Конечно. И для этого у нас есть большой потенциал. Собственно, де-факто УлГУ уже занимает положение опорного регионального университета, осталось только “оформить отношения”, четко продумать все нюансы для участия нашего вуза в соответствующих мероприятиях.
Сама же идея создания опорных, базовых – называйте, как хотите, университетов – это не реформа, это продолжение государственной политики по формированию пула федеральных национальных вузов, которые имеют право на особые условия, привлечение дополнительных ресурсов – для того, чтобы реализовывать масштабные научные программы, готовить кадры по широкому спектру в условиях междисциплинарной подготовки.
– Насколько, на ваш взгляд, важна система рейтингов вузов?
– Очень важна. Прежде всего – для абитуриентов и их родителей, то есть людей, которые определяются с выбором университета и смотрят, какое место тот или иной вуз занимает в масштабах страны, как он позиционируется в региональном сообществе, насколько хорошо выпускники устраиваются на работу, какая у них зарплата, каково мнение работодателей о подготовке ребят и т.д.
Рейтинги важны и для тех, кто желает заниматься наукой, а значит, смотрит на позиции, которые занимает вуз в научном мире, на публикацию статей в научных журналах, на сайтах. Кроме того, есть такая важнейшая составляющая серьезного рейтинга вуза, как его репутация, имидж, и это все также измеряемые параметры – на основе опросов экспертов (коллег, работодателей).
В общем, рейтинг – это инструмент для того, чтобы можно было позиционировать вуз в обществе, определять его “вес”. Это как звание в армии – кто-то еще лейтенант, а кто-то уже генерал. Поэтому мы гордимся тем, что наш университет занимает строчки в национальных рейтингах, выходит на мировую арену.
– Минувший год прошел под знаком кризиса. Как он коснулся УлГУ?
– Нынешний кризис – не первый и, думаю, не последний в нашей истории. И сегодня для УлГУ, входящего в когорту ведущих университетов страны, жизнь не останавливается. Да, нам пришлось оптимизировать деятельность, например объединить кафедры в соответствии со структурными изменениями, и вместе с тем удалось реализовать несколько программ, для того чтобы удержать самых активных преподавателей, в том числе молодых и перспективных, сохранить зарплату на уровне.
Мы нормально развиваемся – в частности, благодаря интересным госпрограммам для “продвинутых” университетов: выиграли грант по молодежным объединениям, создаем патриотический клуб с лазертагом. У нас есть своя “Формула-1”, и наши студенты-автомобилисты активно тренируются на гоночной самоделке, участвуют в соревнованиях. Сейчас будут на профессиональной основе собирать болиды, участвовать в международных гонках.
УлГУ – уникальная микросреда
– Университет производит специфический “товар”. В разных вузах качество “товара”, конечно, разное. На что тут сориентирован УлГУ?
– Высшая школа должна работать с большим опережением, как бы предугадывать потребности как отдельного человека, так и общества в целом. Это, конечно, непросто. Тем более, что большинство работодателей в нашей стране до сих пор не имеют стратегии развития на длительный период и, соответственно, не представляют, какие специалисты, в каком количестве и в какие сроки им потребуются. Эта ситуация усугубляется еще тем, что число выпускников школ сокращается, а уровень образования школьных выпускников, к сожалению, не растет. Поэтому мы стараемся создать и совершенствовать систему стратегического управления качеством своей “продукции”. Важный момент нашей деятельности – вуз ориентирован на систему непрерывного образования. То есть мы заинтересованы в том, чтобы человек проносил тягу к знаниям через всю жизнь, постоянно совершенствовался.
– Время постоянно предъявляет новые требования к современным специалистам, сегодня уже мало быть просто физиком или просто юристом. Как в УлГУ расширяют спектр компетенций выпускников в рамках классического университетского образования?
– Вообще в классических университетах всегда учили учиться. Когда я учился в МГУ, преподаватели всегда говорили: “Совершенно необязательно, чтобы вы точно помнили какую-то формулу. Главное, чтобы вы знали, как ею воспользоваться”. Классические университеты были в основном “заточены” под подготовку ученых – стало быть, людей, которые учатся каждый день и всю жизнь. За четыре года полноценного специалиста воспитать тяжело, тем более под “неизвестное” производство. Но мы используем прекрасную возможность – обучение студентов старших курсов на базовых кафедрах. Это такие “филиалы” университета на конкретных производствах, предоставляющие возможность поработать на реальном оборудовании, поучиться своей будущей специальности у специалистов-практиков. В этой ситуации у студента есть и университетская подготовка, позволяющая ему иметь широкий кругозор и гибко осваивать новые знания, и в то же время он должен быть готовым сразу же после получения диплома приступить к работе на производстве.
Классические университеты могут формировать внутри себя уникальную микросреду, в которой студенты учатся, общаются, занимаются наукой, творчеством. Эта среда рождает у них новые интересы и умения. Появляются программисты, которые становятся художниками, физики, которые делают открытия в медицине.
Студенты заряжают энергией
– Многие преподаватели признаются, что общение “педагог-студент” – не односторонний процесс передачи знаний, что они у студентов тоже многому учатся. Для вас этот так?
– Я стараюсь быть в гуще событий студенческой жизни, участвую во всевозможных молодежных акциях, форумах. Регулярно провожу встречи со студентами, мне интересны активисты, лидеры со своими идеями – часто очень творческими, полезными. Плюс общаюсь со студентами как преподаватель. Мне нравится, когда у ребят горят глаза, для меня это своеобразная подзарядка.
Радует, что встречи со студентами постоянно выливаются в интересные проекты. Так, ребята предложили организовать вузовское радио, по инициативе студентов у нас появились скалодром, бассейн, другие спортивные сооружения, которые сегодня не пустуют.
А еще я постоянно сталкиваюсь с нашими выпускниками, вот недавно общался с интересными ребятами на заседании ульяновского землячества в Москве. Мне понравилось, с какой ностальгией они вспоминали своих преподавателей, университет. У нас ведь какая цель? Научить, воспитать. И чтобы каждый студент чувствовал себя в стенах вуза, как в доме родном. Не зря же его называют “альма-матер”, это не просто так.
– Понятно, что у руководителя столь крупной структуры, как УлГУ, свободного времени практически нет. И все же, как обычно отдыхаете?
– Читаю, слушаю музыку, люблю классические оперы, занимаюсь физкультурой – в бассейне, на тренажерах различных. Летом жена меня “вывозит” на дачу. Там я скорее механизатор-комбайнер, любимая работа – газоны косить. Если есть возможность, то в отпуске отправляемся на море. А больше всего мне нравится Куйбышевское водохранилище, у нашего вуза прекрасный санаторий-профилакторий “Чайка” в Чердаклинском районе, там хороший пляж, ухоженная территория, отдыхать – одно удовольствие!
– По случаю юбилея принято подводить итоги. Думаете об этом?
– Нет, не думаю! (смеется). Я вообще не люблю дни рождения, юбилеи. А хороший промежуточный итог для меня сейчас – это то, что я скоро впервые стану дедушкой. На свой праздник жду друзей, коллег – в общем, людей, с которыми мне интересно и приятно общаться.
– Каким вы видите Ульяновский государственный университет в будущем?
– Лидером! Вузом, который продолжает развиваться не менее интенсивно, чем сейчас.
Досье “Вестника”
Борис Михайлович КОСТИШКО. Доктор физико-математических наук, профессор. Борис Костишко родился 9 декабря 1965 года в селе Кемля Ичалковского р-на Мордовской АССР.
С 1983 года студент физического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1989 году, получив специальность физика, поступил в аспирантуру факультета. Пройдя научную школу кафедры физической электроники МГУ, стал специалистом в области высоковакуумной техники, оже-спектроскопии и полупроводниковой технологии.
С 1992 года Борис Михайлович – сотрудник филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Ульяновске. Принимал непосредственное участие в становлении университета, в создании и развитии его учебно-лабораторной базы. В 2003–2006 годах – директор Института математики, физики и информационных технологий Ульяновского государственного университета. 14 декабря 2006 года избран ректором Ульяновского государственного университета. Является заведующим кафедрой физических методов в прикладных исследованиях инженерно-физического факультета высоких технологий. Опубликовал более 200 научных и учебно-методических работ, в том числе монографию и учебное пособие. Научный руководитель соискателей степени кандидата физико-математических наук. Возглавляет Совет ректоров Ульяновской области.
Не все знают, что ректор УлГУ…
– вырос в семье медиков, его отец был главврачом городской СЭС в Саранске;
– по воспоминаниям мамы, в пять лет говорил, что хочет стать большим начальником;
– в детстве учился в музыкальной школе по классу скрипки;
– играл короля в школьной постановке пьесы “Королевство физиков”;
– считает своим любимым литературным жанром “фэнтези” и даже когда-то пытался сочинять различные фэнтези-истории;
– выбрал физфак МГУ “по запаху” – понравилась “аура” старины, традиций большой науки;
– считает своими учителями трех человек. Это профессор МГУ Мальвина Борисовна Гусева, у которой защищался Борис Михайлович; профессор УлГУ Анатолий Михайлович Орлов – человек, пригласивший Костишко в Ульяновск и обучавший теоретика экспериментальной физики практическим навыкам; ректор-основатель УлГУ Юрий Вячеславович Полянсков, у которого Борис Михайлович, по собственному признанию, учится до сих пор;
– единственную за свою жизнь двойку получил в МГУ на экзамене по термодинамике – сел у батареи, а преподаватель считал, что там отсиживаются только те, кто прячет в батарею шпаргалки;
– поехал в Ульяновск, потому что в сложные 90-е годы в молодом филиале МГУ обещали жилье, хотя звали Бориса Михайловича и в Академию наук;
– любит французский шансон и оперную музыку;
– признается, что по-настоящему отдыхает от административной работы во время лекций со студентами.
Ольга НИКОЛАЕВА, Татьяна ЗАДОРОЖНЯЯ