Когда юный Макс Планк в конце XIX века выбирал свой путь и остановился на физике, почтенный 70-летний профессор Мюнхенского университета Филипп Жолли спросил его: «Зачем вы, молодой человек, идете в физику, ведь здесь уже все открыто, осталось только кое-что уточнить?».
Планк это «кое-что» уточнил настолько, что положил начало революции в физике. Он стал одним из основоположников квантовой физики, открыл фундаментальную физическую константу и вывел закон излучения, названные его именем, написал труды по термодинамике и теории относительности и в 1918 году стал лауреатом Нобелевской премии.
Эту историю корреспонденту «СК» рассказал научный сотрудник Научно-исследовательского технического института имени С.П. Капицы УлГУ Илья Иванов. Около десяти лет он руководит исследовательской творческой группой «Солярис», разместившейся на базе ульяновского лицея физики, математики, информатики № 40 при УлГУ. Здесь он реализует собственную идею – находить в городе ребят, желающих сказать нечто новое в науке и технике, и создавать условия для их творческой самореализации. Интересы поощряются всякие – от физики до психологии, истории и научной фантастики. Иногда работы соляристов выливаются в нечто, вызывающее интерес у маститых ученых – как в случае с изобретением и созданием модели телескопа для сканирования космических лучей, порожденных черными дырами, сверхновыми звездами и другими космическими объектами.
– Есть телескопы, которые улавливают обычный свет и дают нам картину звездного неба, какой она представляется в видимых лучах, – пояснил Иванов. – А этот телескоп должен улавливать космические частицы протоны, гамма-фотоны, электроны, позитроны и тому подобные.
Автор идеи – 15-летний ученик 8Б класса лицея №40 Серафим Серюбин.
Он – единственный в своей семье, кто всерьез интересуется астрономией, причем с раннего возраста. Юноша даже не может вспомнить, что привело его к изучению космоса. И теперь его знания выходят далеко за рамки школьной программы. Он самостоятельно проштудировал пособия для студентов различных вузов, в том числе – МГУ, а также специальную научную литературу.
– Тема изучения космических частиц исследована мало, – рассказал Серафим. – Их обнаружили всего сто лет назад, в 1912 году. И установок для изучения космических частиц немного.
У таких приборов есть серьезные недостатки – большие размеры, высокая стоимость, низкая точность. Аппаратуру делают по одному шаблону, и она стоит годами, почти не получая развития. Кроме того, установки в большинстве своем созданы для изучения частиц сверхвысокой энергии. А для низкоэнергетических частиц пока ничего особенно придумано не было. Наш телескоп компактный, дешевый и обладает неплохим разрешением.
Сам мальчик говорит, что при создании телескопа не произошло ничего радикального и революционного.
Он воспользовался известными идеями и лишь соединил их вместе. Однако среди них есть и собственные идеи Серафима – как в конструкции, так и в использовании прибора. Например, взрослые советовали сделать прибор по образцу существующих. Но Серафим использовал в ключевых блоках своего прибора более гибкие программные средства вместо предлагаемых специалистами более жестких аппаратных. Юный изобретатель разработал специальную программу, обрабатывающую полученные из космоса данные.
Это позволяет сохранять все данные на компьютере и по мере необходимости снова их изучать, сравнивать и делать выводы об уникальности или ординарности происходящего в космосе.
Учитель и ученик увлеченно рассказывают об электронике, конструктивных особенностях аппарата и о том, для чего он создавался. Это кажется невероятным, но восьмиклассник предполагает, что прибор, улавливающий космические частицы, позволитувидеть новую картину Вселенной. В чем именно будет эта новизна – пока неизвестно. «Если было бы известно незачем было бы создавать телескоп», – поясняет Иванов. Сейчас аппарат работает в тестовом режиме, но вскоре его установят на крыше, чтобы перекрытия зданий не препятствовали потоку космических частиц. В идеале телескоп должен располагаться на спутнике Земли или на космической станции, где нет атмосферы, из-за которой тонкие космические лучи попадают на поверхность Земли, где мы живем, говоря словами Иванова – «на дно воздушного океана» – в виде широких «ливней».
В апреле Серафим, его учитель и помогающие в реализации проекта школьники Евгений Муравьев и Нестор Сеначин презентовали телескоп на олимпиаде «Созвездие» в подмосковном городе Королеве – советской и российской космической столице. Эту работу – едва ли не единственную из всех представленных на «Созвездии» – направили на рецензирование в Институт космических исследований (ИКИ РАН). К тому же творческая группа из Ульяновска ищет связи с космическими организациями – в надежде, что те вложат средства в прибор и выведут его в открытый космос.
– В науке всегда есть место для чего-то нового, – считает Иванов. Может показаться, что все открыто и изобретено, но это иллюзия. На самом деле путь познания бесконечен. Иногда на него встают такие «звездные дети»: трудно понять, откуда в них эта тяга к космосу, к науке, к новому и неизведанному. В школе Серафим учится хорошо, но он – не из разряда отличников, для которых «пятерки» – главная цель. У него цель совсем другая и очень определенная. Таким детям я и стараюсь помочь реализоваться.
Анна Школьная