В Ульяновском «NEBOLSHOM театре» новый театральный сезон открылся премьерой спектакля «Вот – живу. Хорошо» по рассказам Василия Шукшина.
Работа режиссера – заслуженного артиста России Эдуарда Терехова – пронизана ностальгией по ушедшему в прошлое и дружно обруганному многими государству, но в котором не все, как на поверку оказалось, было так уж и худо. Те, кто успел пожить в СССР, помнят более открытые и добрые отношения между людьми, когда счастье было не в количестве денег в кошельке, а в чем-то более важном и глубоком, когда семьи распадались не столь стремительно, когда трава была зеленее, а небо голубее. Словом, как обычно, тут мы невольно идеализируем прошлое.
Эта особенность человеческой памяти вычленять лучшее и доброе нашла отражение в оформлении спектакля (сценография Валентина Бобылькова, костюмы Эдуарда Терехова). Хотя декорация представлена в виде неказистого «здания социализма» из неровных со щелями досок, но она отдает белизной, ибо сплошь оклеена газетами того периода с призывными заголовками. Действительно, страна была как бы в идеологической упаковке, но, в сущности, близко к сердцу лозунги мало кто принимал. Точно так же лишь фоном служит речь Брежнева из динамика вещающего радио. Гораздо важнее для персонажей жизнь частная, то, что происходит в душе, что чувствуется и переживается.
Шукшинские простодушные деревенские чудики, ставшие приметой творчества писателя, в стиль спектакля одеты в выбеленные фуфайки и сапоги. Начиная действие, они как бы садятся в один автобус и въезжают в повествование.
Объединены четыре рассказа: «Ваня, ты как здесь?», «Сапожки», «Микроскоп» и «Беспалый». Маленькие, трогательные истории, раскрывающие русского человека во многих его проявлениях. У каждого из героев есть своя идея, свой смысл, придающий вкус жизни. Тракторист Пронька, не захотевший играть «типажную» роль в кино, потому что пришлось бы врать и искажать правду. Серега, претерпевший столько внутренних сомнений и насмешек от друзей, но решивший таки потратить трудовые рубли и порадовать жену дорогущими красавцами-сапожками, которые оказались ей малы. Андрей, утаивший от жены деньги и купивший на них микроскоп для научных опытов ради спасения человечества от микробов. Другой Серега, ослепленный любовью к медсестре, которая так легко ему изменила…
В спектакле занят весь актерский состав театра, поскольку рядом с главными героями – их родственники, любимые, друзья и сослуживцы. Маленькая модель некогда большой страны, в которой, кажется, было больше любви, бескорыстия, доброты.
Они уезжают на стареньком сельском автобусе в прошлое, оставляя нас, зрителей, в нашем настоящем прагматичном и жестком времени. Прощай, ушедшая натура…