Трагедия в московской школе №263 в очередной раз заставила родителей всерьез задуматься о безопасности детей в образовательных учреждениях. В чем причина растущей агрессии школьников, кто и как защищает наших детей в Ульяновске, нужна ли специальная подготовка «школьных сторожей», выяснял корреспондент «СК».

Кто кого?

Еще недавно обществом поднималась и активно обсуждалась одна проблема – учительский террор. Вот педагог обозвал ученика идиотом, другой, устав делать замечания, стукнул ученика указкой по голове. Подобных роликов в интернете – великое множество. Однако все больше появляется видеосвидетельств обратной стороны школьных конфликтов: издевательства учеников над учителями, коллективные расправы над сверстниками. Во времена СССР хватало одного привода в детскую комнату милиции, чтобы угомонить хулигана, ведь помимо риска быть исключенным из пионеров или комсомола он получал общественное порицание, пятно в характеристике, «неуд» за поведение, с которым не брали в вузы. Теперь таких инструментов у педагогов просто нет. Тот факт, что в обществе в целом сбиты моральные прицелы, отражается на поведении детей. Старые регуляторы уже не работают, а новые еще не сформировались.

Как мы уже сообщали в прошлом номере «СК», 15 января двое 15-летних подростков попытались пройти в спортивный зал школы №31 в Железнодорожном районе, где в то время проходила тренировка младших школьниц. На пути у учащихся встал учитель физкультуры.

Тогда подростки обложили 30-летнего педагога трехэтажным матом, а один из них, достав пневматический пистолет, выстрелил в учителя. К счастью, пуля прошла мимо. После этого ученики вышли из школы так же беспрепятственно, как и вошли. Вскоре подростков поймали сотрудники полиции. Стрелки оказались из неполных семей, состоят на профилактическом учете в подразделении по делам несовершеннолетних и до этого неоднократно попадали в поле зрения правоохранительных органов.

Вечером 25 августа в Центральную районную больницу поселка Ишеевка были доставлены двое мальчиков и две девочки в возрасте от семи до 15 лет с травмами различных частей тела. Дети рассказали, что играли во дворе дома по улице Новокомбинатовской, 41, как вдруг в них начали стрелять. На следующий день сотрудники полиции задержали стрелка, которым оказался 13-летний житель Ишеевки.

Подросток рассказал, что за неделю до инцидента у него произошел конфликт с ровесницей, которую он увидел во дворе своего дома.

Решив отомстить, он стал с балкона стрелять в ее сторону из пневматической винтовки, которую ему помог купить его взрослый сосед.

После стрельбы подросток отвез ружье в поле и сжег, а оставшиеся металлические части закопал. По словам родителей парня, они ничего не знали о пневматической винтовке.

От разговоров к стрельбе

Почему дети все чаще хватаются за оружие?

По мнению психолога Юлии Бергман, более агрессивному поведению несовершеннолетних способствует сразу несколько наложившихся друг на друга факторов.

– Сегодня дети подвергаются настоящему информационному прессингу со стороны телевидения и интернета, где популярно то, что или смешно, или жестоко, – говорит она. – Несовершеннолетние все больше подменяют реальное общение виртуальным, даже друзья, живущие в соседних подъездах, общаются в социальных сетях. А что такое виртуальное общение? Это когда, скрывшись за ником, можно обидеть или оскорбить человека и, нажав кнопку «Delete», удалить его из круга своего общения. В реальной жизни все по-другому.

Отсюда и конфликты. У поклонников компьютерных игр вообще особый взгляд на жизнь и смерть: им кажется – убил человека, а он воспользовался второй жизнью, встал и пошел.

Детские психологи отмечают закономерность: маленькие дети, отстающие в речевом развитии, в среде своих сверстников ведут себя более агрессивно, часто пытаются получить желаемое с помощью кулаков. Попросить иначе они не могут, и такой способ общения становится для ребенка привычным и закрепляется в поведении надолго.

Подростки в конфликтных ситуациях, не умея хорошо говорить и общаться с окружающими, все чаще хватаются за нож или пистолет. Раньше разруливать стычки была призвана пионерская организация. Сейчас ее нет и ребенку зачастую просто некуда обратиться за помощью.

– В результате реформы МВД из школ исчезли инспекторы по делам несовершеннолетних. Лично я не видел в нашей школе человека в форме последние года два, – говорит директор школы №42 Олег Куликов. – Как-никак они оказывали какое-то воздействие на любителей похулиганить. Теперь все проблемы вынуждены решать педагоги.

За чей счет?

В столичной школе, где произошла трагедия, работали сотрудники частного охранного предприятия, услуги которого школе обходились в 100 тысяч рублей в месяц. В Москве эти расходы берет на себя бюджет. В Ульяновске родители об этом могут только мечтать – степень обеспечения безопасности в школах целиком зависит от размеров кошельков родителей.

Директора школ сетуют на то, что чиновники от образования ставят их в незавидное положение, когда, с одной стороны, строго-настрого запрещают брать с родителей деньги, а с другой, когда речь заходит о нуждах, заявляют: «Ну, вы там что-нибудь придумайте, а мы потом придем и проверим».

– Наша школа находится в небогатом спальном районе, учатся дети-сироты, поэтому никаких сборов с родителей мы не делаем в принципе, – продолжает Куликов. – Но недавно сами родители изъявили желание обеспечить охрану детей. Правда, охраной это можно назвать лишь условно, скорее это вахтер – женщина сидит на входе с 8.00 до 15.00 и получает зарплату в 12-13 тысяч рублей. Родителям это обходится в 50 рублей в месяц.

Впрочем, каким бы ни был охранник в школе, все, что он может сделать в случае реальной угрозы – это нажать на «тревожную кнопку». Школьные охранники не имеют права иметь при себе не только оружия, но даже резиновой дубинки.

Как преградить дорогу в школу человеку с оружием? Одни специалисты уверены в необходимости повсеместного внедрения металлодетекторов, полагая, что даже просто наличие факта контроля остудит любителей прийти в школу с ножом или пистолетом. Есть и противники, у которых свои аргументы. Если использовать ручной металлоискатель, то проход учащихся затянется на несколько часов, а рамочный требует особого обслуживания. Другие выступают за ужесточение отбора кандидатов в школьные охранники и повышение ответственности детей и их родителей за применение оружия.

Парадоксально, но бороться за безопасность в школах мешают сами законы. Даже если охранник обнаружил у ученика пневматический пистолет, изъять его он не может – это собственность ученика. По инструкции охранник должен вызвать на пост классного руководителя, а тот уже – родителей владельца пистолета. Пневматический пистолет, между прочим, разрешен к свободному обороту. Причем в уставах большинства учебных заведений ничего не написано про запрет носить оружие. Про сменную обувь есть, а вот про пистолеты и ножи – нет.

Вадим Пилюков