Слава или бесславие ждут нас в результате заявленных культурных мегапроектов? Быть ли нам культурной площадкой России, и если быть, то зачем? Об этом – в разговоре за круглым столом «ДО».

Участники круглого стола:

Сергей ГОГИН , журналист
Надежда ДЕРЯБИНА Региональный информационно-ресурсный фонд, директор
Геннадий ЖУРАВЛЕВ , министр искусства и культурной политики Ульяновской области
Вячеслав ИЛЬИН , краевед
Людмила ИЛЬИНА , директор библиотеки №8
Евгений КОРНИЛОВ , председатель Ульяновского областного комитета профсоюза работников культуры
Александр КРУТОВ , генеральный директор компании «Иваноффъ»
Антонина ЛОБКАРЕВА , научный сотрудник Историко-мемориального центра-музея И. А. Гончарова
Лидия САУРОВА , директор ОГАУК «УльяновскКинофонд»
Оксана СОЛОВЕЙ , заместитель директора по развитию Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»

Ульяновск – культурная столица, место проведения международных конгрессов по культуре… Соответствуют ли наши ресурсы заявленным амбициям?
Геннадий ЖУРАВЛЕВ, министр искусства и культурной политики Ульяновской области

– Ресурсов у нас не столько, сколько хотелось бы, мы и заиграли в эту тему только потому, что нам необходимы дополнительные ресурсы. Если бы мы не заявили о культурной столице, то ни одна дверь, где эти ресурсы дают, нам бы не открылась. Семь территорий сегодня претендуют на этот хлебушек с медом.

Александр КРУТОВ, генеральный директор компании «Иваноффъ»

– Это та же ситуация с поиском инвестиций. Промышленность их ищет своими путями, культура своими пойдет – через формат «Культурной столицы» СНГ и Европы.

Вячеслав ИЛЬИН, краевед

– Каким образом можно получить доступ к ресурсам – финансам или организационной поддержке сверху – на нашем местном материале, который несравним с материалом не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и многих российских городов? У нас город, который весьма своеобразно преобразовывался в советский период, и местный материал не тот, что мог бы сейчас заинтересовать какого-то инвестора или административного руководителя. С чем региональное министерство культуры, которое, наверное, является двигателем, мотором этого дела, могло бы выйти к конкретному инвестору и сказать: если ты патриот своего края – поучаствуй в этом деле? Все проекты в областной культуре, которые объявляются сегодня на высоком уровне, в лучшем случае вызывают скептическую улыбку.

Геннадий ЖУРАВЛЕВ, министр искусства и культурной политики Ульяновской области

– Мы единственная территория в России, которая добилась двух указов у двух президентов по празднованию у нас знаменательных для России событий – 200-летия Гончарова и 250-летия Карамзина. Больше того – единственная территория, где идет постоянная работа по таким крупным проектам. В начале июня в Москве, на заседании оргкомитета по празднованию 200-летия Гончарова, было принято решение, что основные юбилейные торжества пройдут не в Москве, не в Санкт-Петербурге, а в Ульяновске. Мы претендуем на такой серьезный масштаб не оттого, что такие наивные, а потому что у нас есть на что опереться – пример великой русской писательской культуры, это наша гордость, основа всей России.

Александр КРУТОВ, генеральный директор компании «Иваноффъ»

– Под празднование юбилея Гончарова выделяют большие федеральные средства. А каким образом мы будем привлекать туристов на этот праздник?

Геннадий ЖУРАВЛЕВ, министр искусства и культурной политики Ульяновской области

– Гончаров не соберет сюда туристов, как собирают футбольные матчи. Гончаров сделает другое: создаст фундамент интереса к территории. Мы знаем, что далеко не все читают Гончарова или Карамзина. Но то, что это образец русской классической литературы, никто оспаривать не будет.

Антонина ЛОБКАРЕВА, научный сотрудник Историко-мемориального центра-музея И. А. Гончарова

– Первая международная гончаровская конференция прошла в Германии. Германия претендовала на то, чтобы быть школой гончарововедения. И нам было не по себе, что земляки остаются в стороне. Все помнят, какими тяжелыми были девяностые годы, но мы решили провести у себя первую Гончаровскую конференцию в России в 1991 году. Газеты тогда писали, что не по Сеньке шапка, нельзя в такое время устраивать международные конференции. Но спасибо автозаводу, инзенским предприятиям, которые дали денег, и конференция состоялась. Теперь мы проводим пятую конференцию, совместно с Институтом русской литературы Российской Академии наук. То, что сегодня мы стали партнерами такого крупного научного центра, престижно и для музея, и для города. Завоевание авторитета – это очень кропотливая работа. За это время по логике развития мы пришли к созданию гончаровского центра. Теперь наша задача – создать научную школу гончарововедения. Есть определенные интеллектуальные круги, которым эта работа очень интересна и которые воспринимают в связи с этим Ульяновск как культурный центр. Но, конечно, Гончаров – это не рок-звезда, и стадионы на его имя мы собирать не будем.

Каким образом то, что мы занимаемся культурной столицей, может повлиять на увеличение потока туристов к нам?
Оксана СОЛОВЕЙ, заместитель директора по развитию Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»

– Я могу говорить только об опыте Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». К нам не едут как в культурную или авиационную столицу, как родину Колобка нас тоже пока не воспринимают, об этом туристы, как правило, узнают на наших экскурсиях. Маршрут «Ё-моё!», который презентовали несколько лет назад, заказывают, но редко, – как правило, те, кто в Ульяновске не впервые. По-прежнему самым сильным брендом остается «Родина Ленина». И россиян, и иностранцев больше всего интересует именно эта тема и историческая застройка Симбирска в центре города. Событийный туризм у нас не развит.

Поток туристов, вероятно, может увеличиться, если об Ульяновске будут чаще упоминать в связи с масштабными культурными событиями, что поможет сформировать положительный имидж региона. Чтобы в туризме раскрутить новый бренд, необходимо как минимум три-четыре года.

Вячеслав ИЛЬИН, краевед

– Но праздники и события проходят. Человек едет смотреть на то, чего нет у него на родине и что он не видел в других местах. К сожалению, в Ульяновске есть то же, что и в других городах. За исключением природных условий и водохранилища, которые сегодня не используются. У нас нет исторической застройки в том объеме и того качества, чтобы к нам поехали. В Суздаль поедут, даже если туда не будет дорог. Нужно найти то, чем Ульяновск отличался бы. Значит, должен быть проект продуманный, разрекламированный и материально обеспеченный, на который туристы поехали бы.

Лидия САУРОВА, директор ОГАУК «УльяновскКинофонд»

– Культурная столица как проект – это движение вперед. Не будем двигаться – до посинения будем сидеть в бренде «Родина Ленина». Можно говорить, что интерес к имени Ленина все равно сохранится, но подрастающая молодежь, особенно не местная, вообще не знает Ленина. И нужно ли им это? Могу судить по гостям нашего фестиваля. Чехи меня только про Гончарова и спрашивали. А мы говорим, что Гончаров не раскрученный, Гончаров никому не интересен. Да почему нам не поднимать имена Гончарова, Карамзина? Почему, наконец, Колобка не пропагандировать? Я не коренная жительница Ульяновска, у меня есть родственники и в других городах, и за рубежом. И все говорят, что про Ульяновск очень интересно читать – то один конкурс, то другой… Информация появилась – уже это хорошо. Зайдите в Интернет, и об Ульяновске там всегда что-то есть. Если мы даем повод для разговора, то мы что-то делаем, куда-то движемся. Пусть даже что-то не получится.

Евгений КОРНИЛОВ, председатель Ульяновского областного комитета профсоюза работников культуры

– Меняется ли что-то в нашем культурном пространстве? Конечно. Три года проходит фестиваль «От всей души», и рост очевидный. Если в первый год было не все так, как бы хотелось зрителям, то в этом году все залы были переполнены. «Ночь музеев» первый год собрала мало людей. На следующий год – побольше. А в этом году люди в очереди стояли, чтобы попасть в Краеведческий музей. И музей был полный.

Александр КРУТОВ, генеральный директор компании «Иваноффъ»

– Я придерживаюсь мнения, что культуру надо именно насаждать. Культурная столица – это тоже своего рода насаждение культуры. Когда-то не было олимпийских игр, но их ведь тоже придумали. Сделав культурную столицу для нашего жителя, мы, наверное, лет через десять получим очень хороший результат. И надо бить в одну точку, прививая новые стимулы жизни населению города и области.

Возможна ли «культурная столица» без участия населения в этом проекте?
Геннадий ЖУРАВЛЕВ, министр искусства и культурной политики Ульяновской области

– Если человек, проходя по улице Гончарова, бросает взгляд на здание и видит барельеф нашего уважаемого земляка, то это уже хорошо. Он уже патриот, потому что соотнес себя со временем и с территорией. Я был в пяти европейских культурных столицах и трех российских. Нигде не висят растяжки «Мы культурная столица» и не встречают гостей в национальных костюмах. Этого нет, а есть интересная работа, которая происходит в самих людях. Например, в Эссене на базе закрытого горнообогатительного комбината создали краеведческий, художественный музеи и музей шахт, их там было шестьдесят шесть. Все это сделано с применением суперсовременных технологий. Туда на профессиональные праздники приезжают шахтеры со всего мира. Директор этого комплекса – девушка из Польши. Задаю вопрос: почему из Польши в немецком Эссене? Оказывается, потому, что на этих шахтах работали только поляки. Вот пример использования исторического материала.

Вячеслав ИЛЬИН, краевед

– Мы должны использовать существующую архитектурно-природную среду таким образом, чтобы это стало интересно, прежде всего, людям, живущим здесь. Потом уже, через СМИ, наши достопримечательности могут стать интересны и другим. Почему бы на бульваре Новый Венец не установить панорамные стенды с иллюстрациями и информацией о Заволжье, история которого интересна. Почему бы не сделать на улице Гончарова стенды с наглядной исторической информацией, которая оживила бы эту улицу. Город должен быть привлекательным и познавательным для его жителей. Тогда не будет молодого поколения, которое не знает, кто такой Ленин, кто такой Карамзин, если его, пока он был школьником, организованно не привели в музей. В Ульяновске есть уникальный музей авиации. Почему при довольно хорошем состоянии его самолетного парка он не используется? У нас и то, что есть, разваливается.

Александр КРУТОВ, генеральный директор компании «Иваноффъ»

– Рядом с Мюнхеном есть такой же огромный авиационный музей. Но он не за забором и не за елками, он стоит на трассе. Наш музей тоже стоит на трассе, процентов тридцать-сорок автолюбителей, которые проезжают Ульяновск, движутся именно по этой дороге. И если бы не было там забора, поверьте, они бы в этот музей зашли. Но это невозможно, потому что у нас есть какие-то нормативы, запрещающие убрать забор, и есть менталитет: через какое-то время все поломают, порушат, испачкают. Так вот: задача культурной столицы, наверное, все-таки в том, чтобы не количеством взять, а качеством, чтобы через пять-семь лет мы наконец-то открыли этот забор, потому что люди у нас изменились бы. Все-таки я думаю, с проектами культурной столицы надо идти в народ, а не делать это культурно только для тех, кто или уже понимает, что такое культура, или кто хочет приблизиться к высокому.

Надежда ДЕРЯБИНА
Региональный информационно-ресурсный фонд, директор

– Работать надо, прежде всего, с местным сообществом и с простыми людьми. Поскольку мы были участниками всероссийского конкурса, я в курсе того, что происходит в рамках проекта «Культурная столица». Но когда я своим друзьям об этом рассказывала, меня спрашивали: «А почему мы ничего об этом не знаем? У вас опять какой-то междусобойчик? Опять «культурная столица» для своих?». Многие говорят: бордюры меняют, вот это и есть культурная столица. Культура у людей ассоциируется больше с благоустройством территории.

Многие хотели бы участвовать в мероприятиях «Культурной столицы», но у них нет возможности. Например, в конкурсах могли участвовать только организации. Инициативные граждане и группы – не могли.

Людмила ИЛЬИНА, директор библиотеки №8

– Мне проект «Культурная столица» кажется интересным и выгодным. Да, за рубежом по-другому – там под такие проекты идут деньги, начинает развиваться инфраструктура. А у нас, возможно, прорастет культура наших предпринимателей, нашего бизнеса. Я на это надеюсь. Толерантность – это тоже достижение культурной столицы, тем более для нашего многонационального региона. Нужно, чтобы открывались творческие площадки для талантливых людей, которых у нас очень много. Может, мы мало говорим об этом? На таких энтузиастах наша культура пока и держится.

Сергей ГОГИН, журналист

– Наверное, было бы хорошо создать некий культурный инкубатор, куда мог прийти талантливый человек и сказать: у меня есть идея, но нет денег. Я готов вложиться всем, что у меня есть, но вы меня поддержите.

Геннадий ЖУРАВЛЕВ, министр искусства и культурной политики Ульяновской области

– Мы сегодня уже работаем над этой темой, это называется Дом Штольца. Но пока не удается найти подходящее помещение.

Есть ли перспективная молодежь в областной культуре? Каково качество наших творческих сил?
Геннадий ЖУРАВЛЕВ, министр искусства и культурной политики Ульяновской области

– Мы сегодня только в учреждениях областной культуры заменили шесть руководителей. Это трагедия, когда руководитель учреждения культуры уже обезвоженный, ничего не может, но приходит на работу с мыслями: «Ну, у меня тут еще ничего…». Это трагедия, когда директор у учреждения культуры есть, а самого учреждения уже нет. Один из мифов, что у нас некому работать, некому расти. Да, многие выпускники факультета культуры и искусства УлГУ идут работать не по специальности, но это происходит оттого, что они в вуз поступают не по потребности и интересам. Культура не их удел, поэтому, получив диплом, они идут торговать сотовыми телефонами. Молодежь хорошая в региональной культуре есть. Одна из проблем в том, что она стартануть не может.

Людмила ИЛЬИНА, директор библиотеки №8

– Да, в нашей профессии мало денег. Часто говорят: будет больше денег, будет больше работы. Да не будет. Или человек умеет и хочет работать, или пусть уходит. А вообще, очень важно собрать команду единомышленников – именно она делает дело.

Евгений КОРНИЛОВ, председатель Ульяновского областного комитета профсоюза работников культуры

– Там, где директор заботится о молодых специалистах, они не уходят. В культуре работают те, кто «не хлебом единым…».

Геннадий ЖУРАВЛЕВ, министр искусства и культурной политики Ульяновской области

– Справедливы претензии к организации конкурса «Современная культура России на территории Ульяновской области». Я, как эксперт этого конкурса, могу сказать: не удалось – не докричались до тех, до кого хотелось докричаться. Надо учиться жить в российском формате и знать, сколько это стоит. Но я рад, что десять достойных проектов Ульяновской области получили финансирование по два миллиона рублей. Практика конкурсов будет продолжаться.

Сергей ГОГИН, журналист

– Я обеими руками за проектный подход, но складывается впечатление, что многие проекты делаются только для того, чтобы их сделать. Год назад был архитектурно-кузнечный фестиваль, три дня ковали скульптуры по проектам архитекторов. Была договоренность, что объекты разместят на территории студгородка технического университета. Три штуки установили, остальные лежат сваленные, ржавеют. Мне, честно говоря, больно на это смотреть.

Чего вы ждете от наших культурных мегапроектов?
Геннадий ЖУРАВЛЕВ, министр искусства и культурной политики Ульяновской области

– Можно много сейчас говорить, что мы что-то делаем правильно или неправильно, но я решил, что мы будем следовать этой линии. Другого пути нет. Я осознаю свою ответственность как руководитель. И сегодня думаю о том, что необходимо сделать, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», ведь всю свою жизнь я посвятил культуре.

Оксана СОЛОВЕЙ, заместитель директора по развитию Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина»

– Трудно прогнозировать результаты, но такое внимание к культуре можно рассматривать как мощный импульс в ее развитии. Успех будет зависеть от реалистичности целей и механизма их реализации. На сегодняшний день успехи Музея-заповедника – это планомерный результат работы всего коллектива.

Антонина ЛОБКАРЕВА, научный сотрудник Историко-мемориального центра-музея И. А. Гончарова

– У нас все силы направлены на создание новой экспозиции музея. Мы надеемся, что в рамках этой культурной программы реализуем все свои планы и надежды. И она поможет нам укрепить позиции нашего города как международного гончаровского центра.

Надежда ДЕРЯБИНА
Региональный информационно-ресурсный фонд, директор

– Жду, что местное сообщество подключится к проекту «Культурная столица» и этому поспособствует марафон культурных событий. Хотелось бы, чтобы Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области взяло под контроль обучение проектному мышлению. Наши некоммерческие организации и учреждения культуры можно подтянуть в плане образования, научить грамотному написанию проектов. Для многих это проблема: идеи есть, но люди не могут их правильно оформить на бумаге.

Лидия САУРОВА, директор ОГАУК «УльяновскКинофонд»

– Культура, искусство должны стать доступными всем. В этом плане перспективным считаю проект нашего учреждения. Надеюсь, что в следующем году мы откроем первый в области специализированный кинозал для инвалидов-колясочников. Когда культура будет доступна абсолютно всем, тогда, я считаю, культурная столица выполнит свою задачу.

Сергей ГОГИН, журналист

– Жду, что талантливые люди, которые здесь есть, выйдут из подполья, начнут сбиваться в какие-то команды. Тот, кто хочет играть рок-н-ролл, будет его играть. А кто хочет писать картины, пойдет в Дом Штольца, который, надеюсь, откроют, и найдет себе единомышленников. Жду, чтобы появилась какая-то цивилизованная крыша для всех профессиональных сообществ в разных сферах культуры. Чтобы было меньше графоманов, а больше писателей и поэтов. Чтобы в Ульяновске родился хотя бы один писатель, который будет коммерчески успешным в России.

Александр КРУТОВ, генеральный директор компании «Иваноффъ»

– Хочу увеличения количества и качества гостей в своих заведениях, а также работников, которые приходили бы в эти заведения устраиваться. И хорошо, чтобы приходили если не интеллигенты, то интеллектуалы.

Евгений КОРНИЛОВ, председатель Ульяновского областного комитета профсоюза работников культуры

– Любой проект – это новое. Я жду только позитивного результата. Особенно большие надежды возлагаю на международный конгресс, который пройдет у нас в сентябре. Сам президент расскажет о той политике, которая сегодня необходима в культуре. Жду, что у творческих людей будет появляться почва для толчка, для развития.

Людмила ИЛЬИНА, директор библиотеки №8

– Жду развития территории, на которой появятся хорошие гостиницы, кафе, театры и, конечно, – расширения библиотечной среды. Мы уже почти получили библиомобили, и наша задача – чтобы их оборудовали. Очень важно культуру приблизить к селам, особенно там, где уже нет школ и нет других культурных учреждений.

Вячеслав ИЛЬИН, краевед

– У меня точка зрения обывателя с краеведческим уклоном. Из того, что я сегодня слышал, процентов сорок для меня в новинку. Если делать проекты, то они должны быть опубликованы, и не с применением каких-то философско-политологических терминов, а на доступном языке. Чтобы было понятно и ясно, что в итоге получится. Нужна информация, кто отвечает за заявленные мероприятия. И обязательно надо честно подвести итог. А пока получается, что все, что здесь обсуждалось, – это на уровне интеллектуалов или гуманитариев, а это никак не семьсот тысяч населения города. Если у простых людей не будет информации о культурной столице, то и культурной столицы не будет – только мираж.