А всегда ли сверху виднее?
В начале июля в «Народной газете» было опубликовано интервью руководителя аппарата Правительства области А.М. Большакова под внешне неброским названием «Задача чиновника – служить народу». В преамбуле этого интервью было особо подчеркнуто, что основным мотивом, побудившим чиновника столь высокого областного ранга высказать свое личное мнение по широкому кругу вопросов, было желание прояснить ситуацию в отношениях между городской и областной властями, а точнее – между двумя первыми лицами администраций. Тогда Александр Большаков заверил читателей в том, что собственно никакого конфликта в отношениях двух тезок нет, все это, мол, досужие домыслы журналистов, которым нужна сенсация. Вместе с тем он дал ряд резко негативных оценок работы администрации города, лично мэра Сергея Ермакова. Высказался также и по поводу работы районных администраций. Эти оценки порой оказались настолько неожиданными, что на их анализ и осмысление потребовалось некоторое время. И вот на этой неделе в нашей редакции прошел «круглый стол» по темам, обозначенным в этом интервью, в работе которого приняли участие главы районных администраций города. Многое из сказанного в том интервью затронуло их лично, и появилось желание обменяться мнениями, суждениями, оценками…
Вел работу «круглого стола» главный редактор «УС» Владимир Марцинкевич:
– Сегодня мы с вами постараемся обсудить не только и не столько само интервью Большакова, сколько попытаемся понять, что происходит… Итак, слово – главе администрации Засвияжского района Александру Васильевичу Башкареву как самому старшему по возрасту, самому опытному руководителю районной администрации.
Александр Башкарев:
– Я хочу сказать, что интервью Большакова начинал читать с интересом – тема заявлена серьезная, уровень автора тоже серьезный, ожидал, что и разговор будет серьезным, но едва начал вчитываться, то почувствовал разочарование. Первое же утверждение Большакова о якобы закостенелости в стиле работы мэрии, неспособности и даже нежелании оперативно решать проблемы горожан сразу порождает сомнение в его добрых намерениях. Мне довелось работать с тремя мэрам, и мне есть что и с чем сравнивать. И я, безусловно, не согласен с такой оценкой. Нет этого, и это настолько очевидно, что достаточно побывать на любом оперативном совещании в мэрии. Как политик Большаков показал себя совершенно неконструктивным. Он даже не понял, что его интервью посвящается противопоставлению города селу. С высоты своего возраста он должен был учесть опыт хрущевского разделения областей на промышленные и сельские обкомы.
Александр Олейник, глава администрации Железнодорожного района:
– Я полностью согласен с Александром Васильевичем и хочу отметить, что в интервью Большакова меня неприятно удивила поверхностность его суждений о работе мэрии. Ну, например, чего стоит размышление об отсутствии бюджетов у районных администраций. Какая разница между сметой и бюджетом, если денег катастрофически не хватает? И ведь денег нет не потому, что это чей-то злой умысел или нежелание решать проблемы, это вполне объективное положение дел на сегодня. Я уже не говорю о долгах, накопленных за предыдущие годы. Вот сейчас городу передана пригородная зона в таком ужасном состоянии, что там уже и латать-то нечего, практически все нужно делать заново. А ведь никакого дополнительного финансирования по этому вопросу нет. Зима, как говорится, на носу, и как тут можно «не желать оперативно решать проблемы», ведь там живут люди. И мы сегодня решаем эти вопросы, мы от них не уходим. Поэтому я считаю, что когда мы имеем такой дефицит средств, решение мэра собрать все средства в один кулак – совершенно правильное и, по сути, единственно возможное. Больше всего меня поразила экономическая дрему-честь интервьюируемого, что становится ясно с первых цифр его сравнительного анализа города и области.
Владимир Николаев, глава администрации Заволжского района:
– Меня также удивила поверхностность рассуждений чиновника такого высоко уровня. Вот, к примеру, он буквально заклеймил в тунеядстве наши юридические службы, дескать, много в них людей и мало специалистов и, вообще, чего они делают – непонятно. Честно скажу, я вот так глубоко об этом не задумывался, но тут специально дал задание составить «фотографию рабочего дня» нашего правового отдела за одну неделю и могу совершенно компетентно заявить, что бездельников у нас нет. Наоборот, хочу подчеркнуть, что сегодня работа районной администрации без юридической службы просто невозможна, такие сегодня времена – строим правовое государство. И мне как главе администрации постоянно нужна юридическая помощь, причем по самым разным разделам права, и чтобы эта помощь была квалифицированной, нужны юристы, специализирующиеся на отдельных видах права. Наверное, прежде чем так вот голословно утверждать что-то, господин Большаков мог бы запросить у нас соответствующую информацию, чтобы самому быть более компетентным в этом и в других вопросах. Что касается большаковских экономических сравнений города и области, то по тону это просто возмутительно. Мне специально пришлось углубиться в историю экономического развития области. Начиная с 1943 года и до наших дней, не было периода, чтобы показатели города уступали областным. Стыдно слушать от старшего поколения руководителей едва скрываемую иронию по поводу интервью Большакова.
Сергей Шерстнев, глава администрации Ленинского района:
– Я хочу добавить информацию по работе своего правового отдела. По состоянию на 21 июля, наши юристы приняли участие в 372 судебных заседаниях по самым различным вопросам, а ведь это занимает массу времени, нужно же все изучить, осмыслить. Кроме этого, ведется работа с обращениями граждан, за полгода, например, к нам поступило 494 обращения, с каждым тоже надо разобраться, на каждое надо дать ответ…
Владимир Марцинкевич:
– Кроме юридических служб, в интервью Большакова «досталось» и заместителям глав администраций, в том смысле, что нет у них никаких реальных рычагов управления ситуацией в районах, а зарплату получают…
Александр Башкарев:
– Хочу заметить, что процесс реального управления районом выглядит несколько иначе, чем его представляет себе, сидя в областной администрации, г-н Большаков. Да, таких рычагов управления, которые были раньше, теперь нет, но говорить о том, что вообще никаких рычагов нет – нельзя. Да, у хозяйствующих субъектов есть свобода экономической деятельности, они могут сами принимать те или иные решения по своему усмотрению, но, подчеркнем, в рамках действующего законодательства. Да, чего-то мы не можем запретить напрямую, своими постановлениями, но у нас всегда есть право обратиться в правоохранительные органы, в суд и добиваться устранен тех или иных нарушений. И вот здесь очень важно своевременное выявление нарушений, а что бы выявить нарушения, скажем, в сфере строительства, нужно быть, как минимум, компетентным в этих вопросах, нужно быть специалистом, нужно понимать, что происходит. Кстати, если говорить о рычагах управления, то область и самой себе и городу эти рычаги угробила. Как можно понять резкое снижение цены выкупа земли под предприятиями? Сегодня предприниматели выкупят землю подешевле, а завтра вообще никого, в том числе и мэра с губернатором, за порог предприятия не пустят!
Владимир Николаев:
– Я думаю, что если подходить ко всему с позиции Большакова, то так можно усомниться и в необходимости заместителей губернатора, да и самого Большакова, ведь все мы сегодня живем в едином правовом поле. Но я не буду этого делать, так как уверен в том, что мои заместители свою зарплату получают не зря. Они отслеживают ситуацию в районе, анализируют ее, принимают оперативные меры в рамках своих полномочий, информируют меня о возникающих проблемах. Проще говоря, мы работаем как единая команда во имя решения тех вопросов жизнеобеспечения района, которые ежедневно ставит перед нами сама жизнь. Здесь мне видится просто очень большое желание огульно очернить работу мэрии, лично Сергея Николаевича. Ведь если в районных администрациях, по мнению Большакова, никто ничего не делает, то это косвенно должно подтверждать его надуманный тезис о закостенелости в работе администрации города. И здесь хотелось бы пожелать Александру Михайловичу почаще выходить из тени, Самому бывать на местах и видеть, как все происходит на самом деле.
Сергей Шерстнев:
– В интервью Большакова есть утверждение о том, что муниципальные чиновники пытаются спрятаться от народа за спиной губернатора. Я категорически с этим не согласен. Ну, как я могу спрятаться за спину губернатора, если люди идут напрямую ко мне и ставят вопросы передо мной? Или как может Сергей Николаевич спрятаться от народа? Да у нас и мыслей таких ни у кого нет. Честно говоря, обидно читать такие голословные обвинения. И когда говорят, что вот, мол, люди не доверяют местным властям и поэтому обращаются к губернатору, то нельзя забывать, что наши жители направляют жалобы и в адрес Президента России. И по этой логике получается, что они не доверяют и региональной власти… Но ведь не в этом дело, а в том, как мы реагируем на обращения граждан. Нельзя сказать, что все здесь безукоризненно, но мы стремимся сделать все возможное, все, что в наших силах. И если есть какие-то недоработки с нашей стороны, то тут Сергей Николаевич спуску нам не даст, отвечать придется каждому: и рядовому исполнителю, и главе района, и заместителю мэра.
У меня создалось впечатление, что когда Большаков давал прогремевшее на всю область интервью, го считал, что в Ульяновской области нет грамотных людей, и он «вещает» в расчете на папуасов. После таких проколов, как с этим интервью, обычно подают в отставку.
Александр Олейник:
– Мне хотелось бы сказать, что мы, главы администраций, постоянно учимся у Сергея Николаевича реальному управлению. У него очень богатый опыт, ведь он не только неоднократно руководил городом, но у него и опыт управления сложнейшим механизмом Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги, и это, безусловно, ценнейшая школа для нас. При этом Сергей Николаевич показывает все на своем личном примере. И самое главное – за всеми хозяйственными проблемами он не дает забыть отдельного человека, не потерять его за процентами показателей.
Большаков же и после интервью ведет себя некорректно в отношении мэра и его команды. Это делается столь часто и грубо, что может случиться так, что мэр, а вслед за ним и все мы, просто сочтем невозможным ходить к нему на совещания. В конце концов, кто такой Большаков? Он – руководитель аппарата областной администрации, вот там пусть и руководит. Губернатор у нас – Морозов, люди за него голосовали, а за Большакова никто не голосовал.