Агенство Sberlndex провело анализ индекса потребительской активности жителей ПФО с учетом количества покупок и их отклонение от стандартной модели. Согласно данным, опубликованным в “Российской газете”, в сентябре жители Ульяновской области оставили в розничных торговых точках 20,6 млрд рублей (11 место), индекс потребительской активности в первые 14 дней ноября снизился на 14%, а динамика розничных продаж сократилась на 6,1% (к сентябрю 2021 года).
Всего за сентябрь покупатели оставили в розничных торговых точках ПФО почти 600 млрд рублей. Две трети всех расходов пришлись на пять регионов: Татарстан (103,6 млрд рублей), Башкирию (84,9 млрд рублей), Нижегородскую (78,1 млрд.рублей) и Самарскую (69,6 млрд рублей) области и Пермский край (53,8 млрд рублей). Анализ динамики продаж показывает, что во всех регионах ПФО (кроме Мордовии) с учетом инфляции розничные продажи за год сократились в среднем на 7,4 процента. Активность потребителей в первые 14 дней ноября у наших соседей в Татарстане по сравнению с прошлым годом упала почти на треть, а в Самарской области на 20%. Специалисты ЦБ, анализируя инфляцию в ПФО, также отмечают «охлаждение потребительской активности» и объясняют его «повышением склонности к сбережению».
Директор центра “Мой бизнес” Руслан Гайнетдинов говорит, что потребактивность возрастала в начале спецоперации, при объявлении пятого и шестого пакета санкций и после начала частичной мобилизации. Граждане в этот момент делали запасы на несколько месяцев, закупали экипировку и откладывали свои долгосрочные инвестиции. После таких пиковых моментов покупательская активность снижается, но сейчас она компенсировалась. По итогам года Гайнетдинов прогнозирует рост объема розничной торговли на 115% к уровню 2021 года.
– Год был интересным. “Взрывным” и паническим был март. После резкого пика затаривания запасов, как это было во времена ковида, пошло затишье. Люди, которые закупили сахар на 5 месяцев, его не будут брать еще продолжительное время. Запасы формировать никто не продолжил, поэтому тот “взлет” сейчас компенсировался. Скорее всего, по итогам года будет рост в 113-115% к аналогичному прошлогоднему периоду по объемам розничной торговли. Примерно в 2-3% различается food и non-food сегмент в пользу food сегмента, хотя non-food может показать себя в плюсе из-за пикового спроса на экипировку по вполне понятным причинам и по стране, и по региону. С другой стороны, как и всегда в такие волатильные времена замирают некоторые продажи товаров не первой необходимости. В настроениях это выражается, например, при начале спецоперации, в пик санкций и после объявления мобилизации. В это время люди предпочитали не приобретать ненужные вещи или отменить какие-то свои инвестиционные планы.