Монетизация возвращается. В Законодательное Собрание внесен проект закона о замене натуральных льгот (кроме скидок в оплате жилья и коммунальных услуг) на ежемесячную денежную компенсацию: для ветеранов труда – 415 руб., тружеников тыла – 325 руб., реабилитированных лиц – 420 руб. и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий – 300 руб. Всего более ста тысяч региональных льготников должны ощутить усиление «заботы» государства в лице родной области, начиная с 01.01.2007 года.
Порядком подзабытая практика массовых акций протеста зимы 2005 года может быть востребована стараниями законодателей вновь по нескольким причинам.
Первая – сумма, получаемая взамен натуральных льгот, не покрывает в полной мере тех натуральных мер социальной поддержки, на которые региональные льготники имеют право сейчас. Монетизация предполагается по образцу федерального, всем известно закона № 122, т.е. сумма, предусмотренная в бюджете области на финансирование натуральных льгот с небольшой прибавкой, делится на количество льготников. При этом, на компенсацию бесплатного городского, внутрирайонного и внутриобластного проезда планируется ежемесячная денежная компенсация 265 руб. (цена месячного проездного билета только на электротранспорт в г. Ульяновске уже сейчас 300 руб.), компенсацию 50% оплаты лекарств – аж 29,8 руб., бесплатного зубопротезирования – целых 14,4 руб., льготного поезда железнодорожным и водным транспортом – от 6,6 до 22, 1 руб., бесплатного проезда железнодорожным транспортом, либо 50% скидка на проезд водным, воздушным, автомобильным транспортом в обе стороны в любую точку страны один раз в год для реабилитированных оценивается в 34,3 руб. в месяц.
Подобная арифметика в 2005 году вывела на улицы миллионы граждан. Правительство вынуждено было в срочном порядке изыскивать дополнительные денежные средства на компенсацию бесплатного проезда, увеличение денежных компенсаций отдельным категориям граждан. Что ждет область? Взять дополнительные деньги будет неоткуда. Надежда на то, что страсти улеглись, что люди устали от постоянной борьбы за свои права, что коммунальные проблемы подорвали даже веру в государственную справедливость, могут оказаться несостоятельными.
Вторая причина – ряд положений нового закона запрещает пользоваться мерами социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным региональным законодательством, чего не было ранее (например, если ветеран труда одновременно является сельским врачом, то он будет получать выплату лишь по одному основанию).
Третья – индексация выплат будет осуществляться в соответствии с уровнем инфляции, а она, по официальным данным, у нас сомнительно мала. С натуральной льготой было бы надежней.
Четвертая – одновременно с монетизацией проезда ликвидируется единый социальный проездной, который сегодня стоит 85 руб. С помощью именно этого документа реализовывалось право на бесплатный проезд на электро- и автомобильном транспорте в городах и районах области, право на бесплатный внутриобластной проезд. Этот же билет стал средством реализации федерального принципа равной доступности для региональных и федеральных льготников. Единый проездной, кроме всего перечисленного, стал основным результатом массовых протестных действий, заставивших Москву передать регионам дополнительные средства на компенсацию выпадающих доходов транспортников. Однако с нового года проездного нет. Для «наших» льготников его предлагается заменить сомнительной компенсацией, а для федеральных? По предварительным данным в 2007 году не предусматривается выделение регионам соответствующих компенсаций, и 1 января 2007 года инвалидов, ветеранов боевых действий и прочие категории «федералов» может ждать неприятный сюрприз – стоимость ежемесячного проездного билета приблизительно 400 руб. после 85 руб. в 2006 г. Как им это «понравится» нетрудно спрогнозировать. Разговоры разработчиков о своих и чужих финансовых обязательствах, о разграничении полномочий и прочие юридические хитросплетения мало кого убедят. Как не крути – не может быть у области своих и чужих людей, когда все они жители Ульяновской области.
Наконец главный вопрос – а зачем нам собственно эта монетизация нужна? Очередной виток «трогательной» заботы власти о тех, кто живет в сельской местности и не может по этой причине воспользоваться своим законным правом, не может убедить других, кто живет в городах, чье положение, безусловно, ухудшится и чья политическая активность, в сравнении с сельчанами, более высока. Разговоры о честности власти для всех вызывают минимум улыбку, а максимум – желание сразу дать по физиономии, поскольку о честной монетизации можно будет говорить только при величине денежной выплаты более 600 руб. в месяц. Может, тогда это попытка сэкономить? Опять же нет. Как ни парадоксально это звучит, но натуральные льготы для области почти в полтора раза дешевле по причине не сплошного характера пользования ими.
Остается твердая «решительность» «Единой России» довести начатое до конца, когда страсти поулеглись. Аккуратно так, тайком, сделать очередной новогодний подарок истосковавшемуся по отсутствию внимания власти народу. Сделать то, что собственно никому и не нужно, что уже показало свою несостоятельность и опасность в виде социальных последствий.
Если подходить к вопросу чисто юридически, то никаких проблем нет. Недавняя практика Верховного и Конституционного Суда РФ по 122 закону и принятым в его продолжение ряду региональных законодательных актов говорит о том, что все справедливо, даже если денежная компенсация смехотворно мала. В джунглях юридических терминов, головоломных заключений судами «доказано», что белое есть черное и наоборот, а права и свободы человека, как высшие ценности, охраняемые государством, остаются лишь в Конституции. Там же, впрочем, сохраняется еще упоминание о таких «пережитках прошлого» как право на жилище, бесплатное образование, здравоохранение и др. На практике, в делах судебных, государство не может позволить себе проиграть.
Поэтому надежды льготников на то, что справедливость будет восстановлена в суде – призрачны. Все будет зависеть только от позиции депутатов Законодательного Собрания, а именно – от их благоразумности, совести, честности. Нельзя, правда, не отметить того, что все три перечисленные качества легко корректируются в партии власти под воздействием принципа партийной дисциплины и пасуют перед необходимостью взвешенного государственного подхода.
В условиях бездумного засилья одной партии очень сложно парламентским путем повлиять на происходящее. Я и еще немногочисленный отряд депутатов приложат все усилия, чтобы законопроект в предложенной редакции не прошел, но, уважаемые «льготники» (мне очень не нравится это слово и все же), не забывайте еще одну вечную истину: спасение утопающих – дело рук, в том числе, и самих утопающих…