В Ульяновске объявили долгожданный конкурс по отбору подрядчика на ремонт деформационных швов Императорского моста. Начальная максимальная цена контракта – около 148,5 млн рублей. За эту сумму до 1 сентября 2025 года предстоит отремонтировать девять деформационных швов из 15 и примыкающих к ним участков дорожного покрытия. Работы должны начать уже в ноябре, причем, полностью закрывать движение на мосту городские власти не планируют. Эксперты подтверждают, что к ремонту нужно приступать как можно быстрее – ситуация с мостом близка к ЧС.

Объявлению торгов, по словам мэра Александра Болдакина, «предшествовала большая работа по уточнению множества организационных, технических и правовых вопросов». Под оргвопросами, видимо, подразумевалось взаимодействие с РЖД. Напомним, какое-то время не было ясности, кто должен выполнять работы по ремонту деформационных швов. Городские власти считали, что это задача РЖД, на балансе которых находится Императорский мост (четыре года назад именно они этим и занимались). В РЖД ответили, что это работа мэрии.

В итоге подняли документы 2021 года: тогда между администрацией Ульяновска и Куйбышевской железной дорогой был утвержден регламент, который определил зоны ответственности и порядок выполнения текущих работ по содержанию мостового перехода. Ответственность за ремонт деформационных швов автомобильной части возложили на мэрию, а работы по капремонту деформационных между пролетных швов должен выполнять спецподрядчик, назначенный городским Управлением дорожного хозяйства и транспорта. В РЖД пояснили, что содержание автомобильной части моста является непрофильным и неиспользуемым в основной деятельности ОАО.

Сейчас градоначальник заявил, что все подготовлено так, как нужно:

– Перед размещением на электронной торговой площадке вся аукционная документация прошла ряд экспертиз. Специалисты внимательно проанализировали представленные расценки и состав работ, техническое решение по ремонту и замене деформационных швов предложено на основе действующих ГОСТов и строительных норм. Для контроля качества выполняемого ремонта планируем привлечь независимую специализированную организацию. В ближайшее время для этого также будут организованы конкурсные процедуры

К слову, в июле городские власти называли другую ориентировочную стоимость ремонтных работ – около 70 миллионов рублей.

Работы будут проводиться без перекрытия движения по мосту – с организацией на отдельных участках реверса. Корректировки возможны, но уже исходя из обстановки на объекте. Ремонт первого деформационного шва, по прописанному графику работ, планируется сделать с ноября по декабрь 2024 года, второго – завершить в январе 2025. Следующие два деформационных шва будут ремонтировать с января по март. Пятый и шестой – в апреле-мае. Капремонт последнего, девятого шва, должны завершить в августе 2025 года.

Что именно планируют сделать на мосту? Отжившие свое деформационные швы демонтируют и отправят на базу ответственного хранения в МБУ «Дорремстрой». Далее с помощью отбойных молотков будет разобран существующий бетон плит – его вывезут на свалку. Для моста изготовят новые поддерживающие балки из стали и сами деформационные швы. После монтажа конструкцию забетонируют в деревянной опалубке, устроят пришовную зону из полимерного бетона. Последний этап – обустройство покрытия проезжей части.

Гарантийный срок на швы, прописанный в контракте, – 6 лет, на нижний слой покрытия – 4 года, на верхний – 2 года.

В документации обозначены деформационные швы ДШ-ПТ480 – модульный, с шумопонижающми пластинами, обеспечивающий перемещение 480 мм. Мы нашли такие в Сети. «Многопрофильные (модульные) деформационные швы с резиновым ленточным компенсатором.
 Модульная схема является надежной, обеспечивает долгий срок службы, не требует серьезного техобслуживания. Резиновые компенсаторы обеспечивают водонепроницаемость конструкции. Возможность перемещения в трех направлениях, защита от коррозии, возможность замены отдельных частей без демонтажа всей конструкции», – говорится на сайте производителя.

Напомним, проблемы с деформационными швами на Императорском мосту начались с февраля нынешнего года. Этим летом новые дефекты, мешающие нормальному движению транспорта, обнаруживались практически каждый день. Приходить постоянно варить швы (креативные ульяновцы даже написали об этом песню). Недавно ульяновские дорожники опробовали новый “инновационный” метод ремонта – закатали швы в асфальт. Этого хватило менее, чем на сутки.

Дорожники, видимо, забыли, для чего вообще нужны деформационные швы на мостовых сооружениях. Они предназначены для общего укрепления конструкции, от них зависит надежность и долговечность большинства других конструктивных элементов моста. Вот что говорится в статье “Роль деформационных швов в обеспечении безопасности мостов” (журнал “Актуальные исследования”, июль 2024 года):

– При повреждении деформационного шва, в зоне воздействия агрессивных вод, протекающих с проезжей части, сквозь него, оказываются и конструкции пролетного строения, опорные части, шкафные стенки, подферменники и прочее. Деформационные швы снижают нагрузку на опорные части конструкции, что положительно сказывается на ее долговечности. Сами швы представляют собой специально образованные зазоры между частями мостового сооружения, в области, способствующие безопасному проезду по конструкции.

В Сети уже высказали мнение, что выделенные на ремонт деньги “пойдут коту под хвост”:

– В первую очередь надо провести экспертизу состояния мостового перехода. Во вторую – разработать проект на выполнение ремонтных работ. Деформационные швы не просто так разъезжаются: это последствия. По всей видимости, это связано с ещё с какими то изменениями. Надо искать причину! И в третьих, у 80-90% мостовых плит износ на грани разрушения и они требуют замены. Такая экспертиза проводилась, и ее данные в мэрии есть. Очень было бы не плохо, если бы эти мероприятия взяла под свой контроль прокуратура Ульяновской области, – заявил один из комментаторов Улпрессы.

Мы связались с опытным экспертом в области мостостроения, который хорошо знаком с ситуацией на Императорском мосту. Он изучил конкурсную документацию и поделился с Улпрессой своими выводами:

– Я не увидел каких-то больших проблем в том, что город расторговывает. Единственное, на мой взгляд, правильнее было бы сначала качественно запроектировать. А здесь проектирование отдают на откуп подрядчику – есть требование подготовить чертежи для ремонта и согласовать у заказчика, а потом приступать к ремонту. Но так как положение аховое, нужно сделать все быстрее. Я не могу назвать это ЧС, но ситуация близка к этому. Поэтому швы нужно как можно быстрее начать ремонтировать.

По мнению эксперта, документация предусматривает все необходимые работы, в том числе, гироизоляцию, которая должна исключить попадание воды на опоры:

– Насколько хорошо это удастся сделать подрядчику, сказать сложно. Так же, как сложно предположить, получится ли качественно провести работы при движении по одной половине моста. При движении транспорта идет динамическое воздействие, что качество не улучшает. Поэтому, на мой взгляд, лучше движение перекрывать полностью, когда делается один шов.

Эксперт отмел сомнения в эффективности обновления деформационных швов в ситуации, когда плиты моста тоже в очень плохом состоянии:

– Деформационные швы привариваются к конструкциям пролетного строения. Вот если состояние этих конструкций плохое, это уже другой вопрос. Конечно, после ремонта швов проблемные плиты останутся. Их тоже нужно ремонтировать – планово, планомерно, с закрытием движения. Когда проводилось обследование на смотровых агрегатах (они закреплены снизу моста), были выявлены плиты, нуждающиеся в замене. Но зря деньги на швы точно не будут потрачены. Такого не будет – что плиты плохие, а потому и швы станут плохими, – отмечает наш источник.

Также он заявил, что металлоконструкции моста, включая его нижние элементы, нуждаются в антикоррозийной обработке:

– Все течет, везде отверстия все дырявое, как решето. А вода с солью особенно пагубна для металлоконструкций – идет химическая коррозия, агрессивно воздействует солевой растотвор. Вообще за такими уникальными мостами, тем более металлическими, нужен глаз да глаз. Это не деревенский мостик, который построили, и на 20 лет про него забыли. Должна быть специальная мостовая служба, которая как минимум раз в месяц все простукивает, просматривает. Мост требует особого внимания, – резюмировал эксперт.