Существует много мнений, касающихся дня Ивана Купалы. Есть оно и у Русской Православной Церкви.
– В общественном сознании противоречиво переплелись две точки зрения на этот день: христианская и языческая, – рассказывает протоиерей Дмитрий Савельев, ключарь ульяновского Свято-Воскресенско-Германовского собора. – Православная церковь не знает такого праздника – День Ивана Купалы. Православная церковь празднует рождество Иоанна-Крестителя. Красочные народные обычаи, связанные с этим днем, являются яркой иллюстрацией того, что языческие чувства и настроения никогда полностью не угасали в крестьянской жизни. Как известно, после крещения Руси в народе еще несколько веков сохранялось двоеверие. Наши предки были крещеными, они ходили в храмы, участвовали в церковных таинствах и считали себя в своей общественной и личной жизни православными христианами. Но в то же время люди верили в домовых, ставили для них блюдечко молока за печкой, заговаривали скот, заламывали колосья и совершали многочисленные магические и обрядовые действия, имевшие языческую духовную основу.
По словам отца Дмитрия, в случае с днем Ивана Купалы произошло такое явление как языческое переосмысление христианского праздника. В этот день православные христиане празднуют, прежде всего, Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В сознании народа этот христианский святой почему-то стал каким-то сказочным существом – Иваном Купалой, хотя в славянском язычестве такого божества вовсе не было. По непонятным причинам день рождества Иоанна Крестителя получил языческое оформление и интерпретацию.
– Идея крещения, священное омовение от грехов вспоминается в этот день особенно ярко, – продолжает наш собеседник. – Однако в народе это христианское таинство непонятным образом трансформировалось в день некоего языческого купания с плясками у костра, гаданиями, переодеваниями. Возможно, на это повлияло время года с разгаром полевых работ, надеждами на будущий урожай, радостью и игрой расцветающих жизненных сил.
Со времён Средневековья обряды и игрища этого дня считались делом бесовским и запрещались церковными властями. Священники произносили проповеди против заигрывания с нечистой силой.
Но отец Дмитрий считает, что одними запретами языческую стихию в народной душе победить невозможно.
– Церковь обычно с пониманием относится к языческим элементам народной жизни, – говорит он. – Остается надеяться, что как ребенок взрослеет во время игры, так и наш народ постепенно вырастет из детских одежд былого язычества. Может быть, со временем к этим народным обычаям прибавится молитва, выражающая христианское общение с природой, испрашивающая у Господа плодородия и одухотворения всех жизненных сил.
Тем более, пример подобного уже есть. Ни для кого не секрет, что Масленица – славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели, сохранивший в обрядности ряд языческих элементов. Праздник маркирует в народном календаре границу зимы и весны. Но постепенно она вошла в круг церковного года, стала мясопустной неделей, когда разрешается употребление в пищу молочных продуктов, в том числе сливочного масла, а также рыбы – перед началом Великого поста.