В Ульяновске открылась выставка памяти Юрия Белозерова, более 20 лет проработавшего собственным фотокорреспондентом ИТАР ТАСС по Ульяновской и Куйбышевской областям и Мордовской АССР. Его коллеги и друзья говорят, что он был не только фоторепортером, но фотографом-художником, фотографом-поэтом, фотографом-философом. Он колесил с фотообъективом по самым красивым и интересным уголкам сначала СССР, а затем – России, делал фоторепортажи даже о жизни оленеводов на Севере. У него собрался богатейший архив с фотолетописью не только Ульяновска, но и всей страны.

DSCN8173

Как рассказали в музее «Симбирская фотография», с юных лет фотография стала главным увлечением и смыслом жизни Юрия Николаевича. Выпускник Казанского государственного университета, он более 20 лет проработал собственным фотокорреспондентом ИТАР ТАСС по Ульяновской и Куйбышевской областям, Мордовской АССР. В Ульяновске сотрудничал с газетами «Ульяновский комсомолец», «Вестник», «Симбирский курьер». Успешно участвовал в региональных, всероссийских и международных фотовыставках фотоконкурсах, получал на них призы за свои работы. В последние годы жизни он работал в редакции газеты «Ульяновск сегодня». Коллеги помнят его как доброго, отзывчивого человека, и как профессионала, который постоянно стремился познавать новое.

DSCN8159

DSCN8160

Первая его выставка состоялась в 2002 году в Музее современного изобразительного искусства имени А.А. Пластова. Тогда творчество Юрия Белозерова стало открытием для зрителей и специалистов. Выставка была ретроспективной, затрагивала все периоды его фотодеятельности, включая многолетнюю работу в качестве корреспондента ТАСС. Вместе со старыми работами Белозерова зрители увидели и его опыты со снимками, произведёнными при помощи компьютерных технологий. Результаты оказались настолько успешными, что позволили говорить об авторе как о серьёзном и талантливом фотохудожнике.

Выставка 2008 года (в музее «Симбирская фотография») стала итогом многолетних поездок фотохудожника по старинным русским монастырям. Хотя он не дал своей выставке названия, понятно, что в центре внимания художника – проблема духовности, её состояния в современном обществе. Причём тема подана сквозь призму истории. Выросла она из многолетнего увлечения Юрия Николаевича поездками по монастырям России: сначала с плёночным, а в последние годы – с цифровым фотоаппаратом.

Юрий Белозеров ушел из жизни 18 мая 2015 года, не дожив десяти дней до 76-летия.

На новой выставке «По дороге к храму» – как ранние работы, так и фотографии, сделанные совсем недавно.

Юрий Белозеров был представителем старой доброй советской школы фотожурналистики. Чем же она отличается от современной? Об этом мы спросили ульяновского фотографа Владимира Кочеткова, пришедшего на выставку в музей «Симбирская фотография». По его словам, сегодня первое, что бросается в глаза – это вал фотографий, в котором легко потеряться. В советское время было ограниченное число фотографий и по чисто техническим причинам (пленка, проявка, печать фотографий – к выбору кадра подходили более внимательно), и по содержательным. Да и к самому процессу подходили творчески, зная основы изобразительного искусства, композиции, грамотной постановки света. Человек, который взял фотоаппарат в руки, искал самые лучшие кадры и изучал основы фотодела.

DSCN8167

DSCN8160

DSCN8171

DSCN8170

Сейчас же, даже при наличии техники, фотографы зачастую не удосуживаются грамотно подать свои работы – убирать лишнее, выравнивать, кадрировать. В итоге доходит до того, что фотограф выкладывает по 200 фото с мероприятия, но после 50-й никто уже и не смотрит.

«Нет чувства такта, – отмечает Владимир Кочетков. – Должно быть уважение к зрителю».

Фотограф вспоминает, что репортажи в газетах делались с использованием всего трех фото: массовое, фото с главным героем, фото, показывающее развитие сюжета. И все. Понятное дело, что для того, чтобы сделать такие фотографии для репортажа, нужно быть настоящим специалистом. Да в ТАСС просто так бы и не взяли, добавляет фотограф, отмечая, что он учился у Юрия Белозерова, для них он был авторитетом. Многие его фото, представленные на выставке, Кочетков запомнил еще с тех пор, так как они тщательно отбирались автором.

Конечно, в сюжетах была генеральная линия – фотографии должны были отражать генеральную линию партии, показывать положительные черты развития страны и общества, передовиков. В 1980-е годы появилась так называемая социальная фотография, более реалистичная, правдивая. Из разных сторон жизни в эпоху Перестройки. Такую раньше в газету или на выставку бы и не взяли. Но это уже история совсем другой эпохи…

DSCN8158

Адрес музея: ул. Энгельса, д.1Б, тел.: (8422) 42-03-31