Наличие денег не всегда означает, что ими можно воспользоваться – сфера оказания услуг в Ульяновске такова, что отсутствие сдачи – это проблема не продавца, а покупателя. Об этом рассказал наш читатель Георгий Анатольевич, житель улицы Пушкарева.

Он ходит за продуктами в небольшой магазин прямо возле дома – ходил бы дальше, да здоровье не позволяет, мужчина инвалид 1-й группы. На днях получил пенсию, которую ему выдали пятитысячными купюрами. Решил ее часть сразу потратить на продукты, но не смог.

– В киоске-магазинчике мне заявили, что сдачи нет, – рассказывает Георгий Анатольевич. – Говорят: идите, меняйте. Я на это ответил, что ходить мне трудно, а тут еще гололед, снег неубранный. И сказал, что это продавец должна позаботиться о том, чтобы выдать мне сдачу, а не я.

В ответ наш читатель, по его словам, получил хамство – ему заявили, что это проблема не магазина, предложили отправиться в любой другой магазин, а к ним рекомендовали больше не приходить.

Происходит это уже не впервые – наш читатель и до этого не всегда мог купить продукты просто из-за того, что ему не давали сдачу.

Сфера обслуживания действительно очень неохотно меняет деньги – даже в таких крупных федеральных сетях, как «Магнит», часто кассиры разводят руками: «Я вам не разменяю», – и только после нескольких минут споров идут за более мелкими деньгами, чтобы можно было отдать сдачу.

Управление Роспотребнадзора и юристы в таком случае видят прямое нарушение ряда нормативных актов. Ссылаются при этом на письмо Минфина России от 30 августа 1993 года №104, где говорится, что «руководство магазина отвечает за то, чтобы обеспечить кассиров разменными купюрами и монетами в количестве, необходимом для расчетов с покупателями». Если же покупателю предлагают разменять деньги или обменять сдачу на товар, то это нарушение письма от 17 марта 1994 года №1-314/329, где четко прописан запрет на такой размен. Отказываясь предоставить покупателю сдачу, кассир отказывается от продажи товара и нарушает права потребителя, который может все изложить в жалобной книге, а также подать жалобу в Роспотребнадзор или в Общество защиты прав потребителей. В случае подачи жалобы – даже в книгу жалоб и предложений – руководство магазина должно в месячный срок связаться с покупателем и рассказать о том, какие меры предприняты для устранения подобных нарушений впредь.

Разумеется, мгновенно на кассира повлиять не получится. Здесь вопрос – в воспитании сферы обслуживания: однажды наказанный человек второй раз наверняка постарается избежать подобного обращения с покупателем.

Степан ГОРИН