Руководство Куйбышевской железной дороги единолично приняло решение о сносе водонапорной пристанционной башни в райцентре Майна. Ровесница поселка, построенная в 1898 году, сто лет спустя она была внесена в реестр памятников истории Майнского района. Не знать об этом на КбшЖД не могли. Да и в любом случае, вопросы о сносе зданий и сооружений (равно как и вопросы об их строительстве) должны согласовываться с местными властями.

Люди

Необычное известие взбудоражило жителей поселка Майна в середине сентября. Кто-то заметил, что на водонапорной башне, которая находится возле железной дороги, появились какие-то люди и ломают крышу.

– Может быть, ремонтируют? – поинтересовался один из позвонивших в редакцию «НАШей газеты».

Через несколько часов по райцентру полетел слух о том, что башню все-таки сносят… чтобы на этом месте построить здание вокзала. Это известие майнцев, живущих второе десятилетие без вокзала, несколько порадовало, но башню было жальче, поэтому редакцию и попросили узнать, кто и зачем распорядился снести ее.

Приказ

Выяснить некоторые подробности удалось у начальника станции Майна Анатолия Блинкова. По его словам, из Ульяновской дистанции гражданских сооружений в Майну приезжали специалисты.

– Они, – рассказывает Анатолий Иванович, – обследовали башню и выявили в ней какие-то необратимые изменения. Доложили об этом начальнику Куйбышевской железной дороги Сергею Юрьевичу Кобзеву. И, по согласованию с ним, решили сооружение снести.

Краевед

Майнский краевед Владимир Воробьев был чрезвычайно взволнован, когда узнал о том, что произошло.

– Ее нельзя было ломать! – утверждает Владимир Кузьмич. – Она простояла 110 лет, и еще 220 простояла бы. Наш поселок ассоциируется именно с железной дорогой, а эта башня – буквально символ Майны, ее истории! Более того – башня включена в перечень памятников истории Ульяновской области. И решение руководства железной дороги не может быть принято единолично. За это сооружение теперь отвечает государство, а не железная дорога!

Власть

Заместитель главы администрации Майнского городского (Майна уже несколько месяцев живет без главы – Ред.) поселения Валентин Агафонов, оказывается, был в курсе того, что башню собираются ломать.

– Мне позвонил начальник станции Анатолий Иванович Блинков, – рассказывает Валентин Николаевич. – Сказал о том, что железная дорога намерена снести водонапорную башню. Я посоветовал не торопиться, а сначала согласовать этот вопрос с руководством района. Говорю: «Насколько мне известно, это сооружение не просто так место занимает, а числится в каких-то списках. Позвоните Новикову (Валерий Новиков – замглавы районной администрации – Ред.), обсудите с ним эту тему». Насколько я понял, они должны были это сделать, но не сделали.

Репортеру «НГ» пришлось разбираться в деле по горячим следам. Валерий Новиков в понедельник, 19 октября, на работе не был – болел. Узнать, согласовывала ли железная дорога с ним немаловажный вопрос, не удалось. Его помощник – начальник отдела строительства, газификации и ЖКХ – Александр Волков сказал, что ни о чем подобном не слышал. Не знал о плачевной судьбе башни и главный архитектор района Евгений Пестов.

– Это безобразие! – считает Евгений Николаевич. – Железная дорога не строила эту башню, чтобы вот так запросто снести. Они таким же образом оставили поселок без вокзала. Конечно, он был в плачевном состоянии, и я подготовил проект реставрации. А одним прекрасным утром смотрю – нет здания! Снесли и никого не предупредили, оставив столько людей без вокзала. Я однажды даже предлагал устроить в этой башне кафе – не поддержали. Зато железная дорога постоянно нам «задания» дает – требует убирать мусор у железнодорожного полотна.

История

Башня на самом деле была символом Майны. Она, по словам краеведа Воробьева, начала работать одновременно с началом регулярного пассажирского и грузового железнодорожного сообщения – 28 декабря 1898 года. Вода в нее по деревянному водоводу поступала из родника на Старцевом Хуторе (поселок «Сельхозтехника» – Ред.), а уже из башни ею заправляли паровозы.

Архитектор Пестов добавил, что часть того исторического водовода на Хуторе сохранилась и даже, якобы, еще даже функционирует.

Как и положено любому историческому объекту, башня сама со временем обрастала историями. Например, два года назад «НАШа газета» проводила собственное журналисткое расследование на предмет того, бывал ли Ленин в Майне. Потому что молва народная утверждала, что прямо рядом с вокзалом жил старичок, который своими глазами видел Ильича, стоящим около этой башни. К сожалению, красивая история оказалась лишь легендой.

Выезд

В Комитете Ульяновской области по культурному наследию были тоже очень удивлены происходящему. Уточнили адрес, нашли в своих списках многострадальную башню, которой больше нет, и пообещали приехать в Майну, чтобы на месте принять решение – кого наказывать и за что. Правда, толку от наказания (если оно еще будет!) никакого – башню все равно не вернешь.

«НАШей газете» стало известно, кстати, что за разрушенную год назад в Ульяновске беседку Гончарова никто ответственности не понес. МУП «Стройзаказчик», чьими силами сломали беседку, так и работает и получает заказы от властей. Руководит конторой по прежнему Александр Шканов – брат небезызвестного замгубернатора Шаманова Михаила Шканова. Никто из конкретных лиц наказания тоже не понес.

Обращение

к губернатору Ульяновской области Сергею Морозову.

Уважаемый Сергей Иванович!

В последнее время в области наблюдается пренебрежительное отношение к нашему культурному наследию. Год назад была варварски разрушена беседка Гончарова в Винновской роще. Средства массовой информации подняли шум, делом занялась прокуратура. На днях область лишилась еще одного памятника истории. За год две реликвии – это уже очень много! Сергей Иванович, вы представляете государство в нашем регионе. Значит, если объекты культурного и исторического наследия находятся под охраной государства, подразумевается – под вашей охраной. Майна лишилась последнего символа железной дороги. Остались, правда, две казармы, которые не рассматриваются как объекты истории.

Сергей Иванович! Вся Россия знает ваше отношение ко всякого рода памятников. За годы вашего губернаторства в области их появилось немало. Но, увы, двух не стало. Причем, сохранить их было МОЖНО!

Как губернатора и как человека мы просим вас разобраться в неприятной ситуации и сделать все возможное, чтобы не допустить подобного в будущем.

С уважением, «НАШа газета», неравнодушные жители Майнского района.