Ретроспектива фильмов Балабанова в киноклубе “Санькин выбор”

РЕТРОСПЕКТИВА БАЛАБАНОВА

Настала неделя, на которой наконец-то в рамках Санькиного Выбора будет проведена первая полноценная ретроспектива. Я её очень долго готовил.

Алексей Октябринович Балабанов – по-настоящему народный режиссёр. Среди всех русских режиссёров он один, как при жизни, так и после смерти, был неким средоточием всех кинематографических сил страны.

С одной стороны, самые неизощрённые авторским кино зрители любили его за простых и понятных персонажей, за отображение проблематики жизни в России. За этих Круглых, за этих братьев, за эту музыку, за этот Питер. С другой стороны, ценители авторского кино, пусть и не всегда любили его, но уважали Алексея именно как автора со своим киноязыком, со своей эстетикой, со своими ключевыми мотивами и темами.

Его кино – это не просто Россия, это в первую очередь про человека. Про его тёмные стороны, те, что обычно в кино не показывают. И один из главнейших его даров – это умение показать этот мрак с сочувствием, с сожалением. Это не т.н. чернуха – его форма так увлекательна и развлекательна, что фильм и становится жизнью. Горькой, чёрствой, водочной, трагичной (я счастья хочу – я тоже хочу), но от этого – правдивой, в чём и сила по мнению одного из его героев.

18 апреля | вторник | СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ | Люмьер | 18:00

Дебютная картина Алексея. Наверное, именно в ней зафиксирована вся его хрупкость, всё его кафкианство. Ощущение полного одиночества и невероятной чужести всего мира. Снятая ещё на ч/б плёнку, картина сильно отличается от последующих работ Балабанова отсутствием провокации, физиологичности и откровенной жестокости. Мир в картине не добрее, чем мир в том же «Грузе 200», но всё его зло показано метафорично и несколько юродиво, что делает этот фильм одним из сильнейших у Алексея потому, что не всегда понятно, чем тот или иной кадр так сильно дерёт за живое.

19 апреля | среда | ЛЕКЦИЯ: БАЛАБАНОВ. ИНОК РУССКОГО КИНО | Бар Дом Культуры (ДК) | 150 ₽ (оплата на входе) | 18:00

2-часовая лекция о жизни и фильмах режиссёра.

На ней я постараюсь осветить всю его биографию через фильмы, которые он делал. Сам он говорил, что какие-то эпизоды личной жизни и своей биографии он вспоминает именно по фильмам: этот фильм вышел в таком-то году, значит, там со мной случилось то-то. Вот и прокатимся от его любительских работ до самой Колокольни Счастья.

20 апреля | четверг | БРАТ | СЕКРЕТНАЯ ПЛОЩАДКА | ХХ:ХХ

Самая известная работа режиссёра. Фильм о том, как травматический опыт может переломать всего человека, когда уже становится не ясно, как писал классик, кто зверь, кто человек.

Во многом именно этот фильм выразил многие вещи, характерные для России 90-х. В своё время его премьера состоялась в Каннах, в секции Особый Взгляд, где он, конечно, ничего не получил. Потому что работа о русской боли, о бедных мальчиках-недосолдатах, о целом утраченном и ушедшем в никуда поколении.

21 апреля | пятница | ПРО УРОДОВ И ЛЮДЕЙ | Ночная Мэрия | 18:00

Верх балабановской эстетики. Работа, которую он сам любил больше других и в которой достиг наиболее полной эстетической целостности и глубины.

Фильм о зарождении порнографии в России. Но как и всегда, Алексею удалось через эту довольно узкую и специфическую тематику раскрыть характеры определённых людей. Тема уродов и людей для него одна из основных. Юродивые, калеки, слепые появлялись ещё в его дебюте, но здесь эта тема маленьких, обиженных жизнью людей раскручена до предела. И на пределе становится видно, что главное зло – это сам человек. Ни одно увечье не приносит столько боли, сколько может принести, как писал другой классик, человеку человек.

22 апреля | суббота | ГРУЗ 200 | Ночная Мэрия | 18:00

Самая политизированная и провокационная работа режиссёра. Большинство этот фильм не смотрело, но знают, что там жесть. Кого-то этот фильм степенью жестокости на экране отпугивает, кого-то напротив завораживает.

Но что было важно для Алексея – так это вновь запечатлеть русскую боль. Страшное состояние, когда человек есть без любви, в этом фильме становится источником самых грязных и насильственных поступков.

В принципе, в этом фильме он показал, что отсутствие любви – одно из самых опасных для человека состояний. Потому что без неё он способен на всё. Как писал третий классика, позволено всё – но кроме высвобождения агрессии и жестокости в этой свободе человек не находит ничто.

23 апреля | воскресенье | Я ТОЖЕ ХОЧУ | МЦСИ | 17:00

Это его финальная картина. Алексей хотел снимать кино и после неё, но судьба расположила по-своему.

Многие любят ругать эту картину за её в чём-то недоработанность, в чём-то недосказанность. Особенно это связано с тем, что фильмы Алексея обычно оставляют зрителя со всеми ответами на все вопросы.

Именно поэтому, мне кажется, эту картину стоит смотреть с особо пристальным вниманием: будто человек, который всю жизнь вроде знал, как делать кино, резко изменил своё отношение к кинопроизводству. И этот прецедент как минимум заслуживает хотя бы внимания, поэтому давайте вместе посмотрим фильм и обсудим его художественные решения.

***

В принципе, все фильмы Балабанова зиждятся на трёх китах: детство, счастье и любовь. Посмотрите тизер, чтобы в этом убедиться.

Приходите и посмотрите Балабанова. Мне кажется, что сейчас это важно, как никогда.