Ульяновский авиационный завод ЗАО “Авиастар намерен возобновить серийное производство самого большого в мире транспортного самолета Ан-124 “Руслан”. Планируется, что основными и единственными заказчиками станут Минобороны на 17 миллиардов рублей и авиакомпании “Волга-Днепр”, передает РИА Новости. Как пояснил первый заместитель губернатора Ульяновской области Александр Пинков, 17 миллиардов – это три самолета “Руслан”. До 2030 года Минобороны намерено довести заказ до 20 самолетов. По его словам, срок изготовления первого самолета зависит от того, когда будет открыт стартовый заказ, тогда и появится представление о сроках. Время изготовления одного самолета – примерно 18-20 месяцев. Я думаю, в первом полугодии 2010 года стартовый заказ будет открыт, и завод приступит к производству “Русланов”, – сказал Пинков. Также, по его словам, открывает заказ компания “Волга-Днепр”, крупнейший в мире эксплуатант “Русланов”. В парке компании имеются десять самолетов Ан-124. В Группе компаний “Волга-Днепр” подтвердили заявленный ранее заказ на 40 самолетов “Руслан”. По словам Пинкова, для производства лайнера на заводе есть все необходимое: сохранены стапельная оснастка и кадры. Сейчас все производство переводится в цифровое исчисление, передает РИА Новости.

Пинков подчеркнул, что это будет уже другой лайнер, модернизированный, оснащенный современной авионикой. Грузоподъемность самолета увеличится со 130 тонн до 150. По словам Пинкова, для сопровождения производства “Русланов” в Ульяновске будет создано конструкторское бюро. По его словам, сохранилась вся необходимая конструкторская документация, все лицензии на производство этого самолета.

Ан-124-100 “Руслан” – крупнейший в мире серийный транспортный самолет, не имеющий аналогов в мировой авиации, разработан в АНТК имени Антонова в конце 70-х годов прошлого века. В процессе производства воздушного судна было задействованоболее 500 предприятий со всего Советского Союза. Серийно самолет выпускался на Ульяновском авиапромышленном комплексе имени Устинова, как в то время назывался завод, и киевском государственном авиационном заводе “Авиант”. Всего было выпущено 56 самолетов. Половина из них находится в коммерческой эксплуатации. В Ульяновске серийное производство “Русланов” прекратилось в 1992 году.

Тяжелый дальний военно-транспортный Ан-124 “Руслан” предназначен для перевозки на большую дальность штатной боевой и обеспечивающей техники мотострелковой и воздушно-десантной дивизии, парашютного десантирования грузов и боевой техники с расчетами (экипажами), перевозки крупногабаритных и тяжелых народно-хозяйственных грузов. Свой первый полет опытный образец “Руслана” совершил 21 декабря 1982 г. в Киеве. Новые варианты “Руслана” превосходят своего основного конкурента на мировом рынке – C-17 фирмы “Боинг” – по всем важнейшим параметрам. Так, “Руслан” доставляет на 55-70 тонн груза больше, чем С-17. Один и тот же груз массой 80 т самолет Ан-124-210 везет дальше на 4100 км (80%). При решении задачи перевозки 80 т на 5000 км он сможет использовать на 35% большее количество аэродромов во всем мире. Наконец, объем его грузовой кабины составляет 1160 куб. м, тогда как у C-17 – 580 куб. м. При этом цена самолета не превышает 92-98 млн. долл., что в 1,8-2 раза меньше цены американского конкурента.

ЗАО “Авиастар-СП” является основной промышленной площадкой Объединенной авиастроительной корпорации и крупнейшим в России и Европе предприятием по производству магистральных самолетов. В данное время завод производит грузовые и пассажирские версии самолета Ту-204. Также в ближайшее время на “Авиастаре” планируется начать выпуск транспортного самолета Ил-476.

В настоящее время уже есть заключенные контракты на производство 25 самолетов Ту-204СМ до 2011-2012 годов. При этом, 15 самолетов намерены приобрести компания “Союз-Атлант” и десять самолетов – лизинговая компания “Ильюшин Финанс”. Производственная программа “Авиастара” сформирована до 2015 года. Всего за этот период предусматривается производство порядка 145 самолетов Ту-204 разных модификаций. С 2011 года программа будет основана на производстве нового, модернизированного, самолета Ту-204СМ.

В дальнейшем Ту-204 планируется заменить новым магистральным самолетом 21 века МС-21. Как сообщалось ранее, самолеты Ту-204 СМ будут сняты с производства после 2020 года и заменены на перспективные машины нового поколения МС-21. В настоящее время Ту-204 – это основной продукт ОАК в гражданской авиации. “Выпуск Ту-204 приобретает характер серийного, что позволит привлекать заемный капитал на техническое перевооружение и расширение производства самолетов на предприятии “Авиастар” в Ульяновске. Планируется выпустить еще около 100 самолетов Ту-204СМ, которые будут иметь экипаж не из трех, а из двух пилотов, оснащены новыми авиадвигателями ПС-90А2 и новой авионикой”, – сказал Федоров.

Молчанов Анатолий