в г«Достучаться до каждого сердца
Тех, кого ты решился учить…»
(М.Львовский)

К 160-летию со дня рождения В.В.Кашкадамовой – 18 февраля 1858 года – отрывки из книги Нины Васильевны Пономаревой «Я помню Кашкадамовскую школу» (Ульяновск, 2004). Произведение известное, к нему традиционно обращаются, когда речь заходит о «бабушке просвещения». Но и лучше, кажется, о Вере Васильевне и Кашкадамовской школе ничего не написано, да и вряд ли возможно.
***
Путь В.В.Кашкадамовой к основанию перворазрядного учебного заведения был долог и труден. Работа в 5-м женском приходском училище, открытие при нем (второй в России) воскресной школы, преобразование в 1898 году при поддержке директора народных училищ И.В.Ишерского 5-го приходского училища в двухклассное, открытие у себя на квартире вечерних курсов для выпускниц, желающих поступить в старшие классы гимназии…
В годы первой русской революции эти курсы превратились в настоящую народную школу. Но наступившая после подавления революции реакция очень затруднила просветительскую деятельность Кашкадамовой. Единственный выход она видит в преобразовании курсов в перворазрядное учебное заведение. Приходится удивляться настойчивости Веры Васильевны, когда она писала письма, прошения в разные инстанции, обивала пороги присутственных учреждений…
Нужные средства при поддержке населения Симбирска были найдены, и в 1911 году Вера Васильевна открывает 2-ую женскую гимназию, за которой на протяжении всех лет существования закрепилось название пролетарской, демократической, народной. Почему? Да потому, что учились в ней девочки из беднейших слоев населения.
На плечи Веры Васильевны легли большие заботы о материальном обеспечении гимназии и ее воспитанниц. Тут ей помогало «Общество вспомоществования Симбирской 2-ой женской гимназии». … Пожертвования в фонд общества, доходы от устройства драматических представлений, литературных чтений, публичных лекций, концертов, лотерей позволили в гимназии Кашкадамовой сократить плату за обучение вдвое по сравнению с другими гимназиями, а многих «недостаточных» учениц вообще освободить от платы за учебу.
Кашкадамовская гимназия скоро становится кузницей кадров народных учителей губернии. В ней открывается 8-ой педагогический класс, а вскоре и двухгодичные педагогические курсы…
Желающих поступить на учебу во 2-ую женскую гимназию всегда было больше, чем могла вместить школа. Прежде всего, это зависело от огромного авторитета в городе ее начальницы В.В.Кашкадамовой.
В.Костина, выпускница гимназии, вспоминает: «Чуткая и добрая, она помогла многим девушкам встать на ноги и получить образование». Она заботилась о бесплатной выдаче книг… Она снабжала неимущих одеждой, пищей и приютом, подыскивала им частные уроки…, в исключительных случаях ученицам выдавались денежные пособия. Особое внимание уделялось открытию для бедных учениц столовых, подбору дешевых квартир, склада книг и пособий. … Костина отмечает, что у Веры Васильевны был талант в привлечении к работе незаурядных педагогов. Она отмечает таких учителей, как Лезина Варвара Андреевна, Мария Готфридовна Май, Герасимова Мария Ивановна, Борков Николай Михайлович, Касарин Николай Степанович…
Е.С.Орлова вспоминает: «Самым основным, как кажется мне, в ней было то увлекательно, что мы называем новаторством. Она всегда вносила в жизнь гимназии что-то новое, свое. Она была злейшим врагом всякой казенщины, шаблону, бездумности»….
Для того, чтобы в гимназии соблюдался образцовый порядок, по распоряжению начальницы на всех переменах учителя должны были быть с ученицами, а для получения полного представления о жизни гимназисток они должны были чаще посещать их на дому и вызывать родителей для бесед. … В.Ястржембская (золотая медалистка гимназии) вспоминает: «Большое внимание обращалось на нашу внешность. Скромность во всем: в костюме, обуви, прическе. Благовоспитанная девушка не должна носить никаких украшений, бантов и высоких каблуков».
О соблюдении этих требований свидетельствуют фотографии кашкадамовок. Они в строгой форме с белоснежными воротничками, с нагрудными значками. По мнению В.В.Кашкадамовой, выпускницы гимназии должны были хорошо знать литературу, живопись, а потому большое внимание уделялось эстетическому воспитанию…
Страна перестраивалась. Перемены не обошли стороной и школу, перед которой вставали грандиозные задачи подготовки к жизни миллионов детей беднейших слоев населения страны. 2-ая женская гимназия была преобразована в смешанную 9-ую советскую трудовую школу. И естественно было бы назначение Веры Васильевны заведующей этой школой. Но архивные документы свидетельствуют о том, что назначение ее на пост руководителя школы было под большим вопросом. … И все-таки Вера Васильевна была назначена заведующей. Очевидно, убоялись чиновники поднять волну общественного возмущения. Слишком велик был авторитет В.В.Кашкадамовой и ее пролетарской демократической гимназии.
…И Кашкадамова с энтузиазмом, молодым задором, не зная усталости, начинает строить новую школу. Теперь ее школа называется трудовой, значит нужно серьезно относиться к трудовому обучению, к подготовке мальчиков и девочек к жизни. И Вера Васильевна составляет научно обоснованную программу трудового обучения.
Дети должны получать глубокие и прочные знания. Значит нужно прежде всего решить вопрос комплектования школы опытными учителями, да оснастить школу хорошими пособиями. Ведь как интересно проводит уроки биологии Петрова Лидия Александровна в кабиненте, оснащенном препаратами, муляжами, чучелами. … Кунтова Евдокия Парамоновна на каждом уроке истории обязательно использует картины. На пальцах детям не объяснишь, как выглядят египетские пирамиды, а картина сразу отпечатывается в сознании.
Важнейшая задача – политическое воспитание в духе нового времени. И в школе Кашкадамовой создается первый в городе пионерский отряд имени 8 Марта. … Учком – орган самоуправления – распределяет работы во время проведения воскресников, формирует группы учеников для организации «школьных караванов» по борьбе с пьянством и хулиганством. … Началась борьба за ликвидацию неграмотности, и ученики школы вместе с учителями идут обучать неграмотных. … Приходится удивляться, как пожилая женщина могла справляться с бездной дел, которые она взвалила на свои хрупкие плечи…
Вера Васильевна была очень скромным и тактичным человеком. Она никогда не кичилась близостью к семье Ульяновых. Только однажды она с оказией послала письмо В.И.Ленину с просьбой воздействовать на местных руководителей, которые хотели выселить ее школу из дома Юргенса, а дом передать военному ведомству. Мы не знаем, ответил ли Ленин Вере Васильевне. Известно лишь то, что школу на несколько лет оставили в покое.
В 1928 году В.В.Кашкадамова была избрана в состав комиссии по созданию музея В.И.Ленина в Ульяновске, неоднократно ездила в Москву, советовалась в Анной Ильиничной и просила подготовить для музея некоторые вещи, а в 1929 году, во время приезда Анны Ильиничны в Ульяновск, они работали над материалами…
В конце 20-х годов наступил тяжелый период в истории советской школы. Отказавшись от классической педагогики, руководители образования стали внедрять в работу школ идеи педологов, некритически заимствованные из буржуазных педагогических теорий. Тогда настойчиво насаждался лабораторно-бригадный метод обучения, комплексный подход к изучению программного материала. Как жила в это время наша школа? Как относилась к этим новациям Вера Васильевна Кашкадамова, воспитанная на лучших традициях отечественной педагогики? Нужно понимать, что учитель… обязан выполнять требования, которые диктует правительство. Так что и в нашей школе, очевидно скрепя сердце, Вера Васильевна была вынуждена внедрять педологические измышления…
Очевидно, отдавая дань нововведениям, школа просто демонстрировала активность. И поэтому понятно, с каким удовлетворением учительство восприняло постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Постановление разоблачало педологию как лженауку и фактически изгоняло ее из учебных заведений…
Популярность В.В.Кашкадамовой среди населения города и учительства была огромна. Вот почему в 1925 году заключительное заседание учительского съезда в Ульяновске превратилось в чествование Веры Васильевны по случаю 45-летнего юбилея ее трудовой деятельности. Говорили учителя-ветераны, произносили слова благодарности «бабушке просвещения» учителя молодые, только начинающие свой путь служения народу.
45-летний юбилей Веры Васильевны отмечали не только в Ульяновске, в ее адрес шли многочисленные письма, телеграммы из разных городов страны. Но особенно порадовала телеграмма, присланная 14 октября из Москвы. Анна Ильинична поздравила своего друга с юбилеем: «Дорогая моя Вера Васильевна! Этой осенью исполняется 45 лет Вашей педагогической деятельности. … Вспоминаю я, как ценил Вас, как выделял среди многих покойный отец, как он говорил, что 5-ое женское одно из лучших училищ. Вспоминаю, как Вы приехали в Симбирск, стали бывать у нас, и как все мы, дети, горячо полюбили Вас… Немудрено, что Вас любили так и Ваши ученицы. Скольких Вы воспитали и пустили в свет с любовью к знанию и теплым чувством к Вам».
Любовь и благодарность «бабушке просвещения» выражались и в стихах, бесхитростных, но идущих от сердца:
А теперь… Ваш труд почти полвека
Не бесплоден и не позабыт,
Вас приветствуя, героя-человека
Трудовой народ благодарит…
В эти дни Вера Васильевна, словно подводя итог своей жизни, сказала: «Школу я действительно любила. Это для меня самое дорогое».
В августе 1927 года резко ухудшается здоровье… Вера Васильевна 24 августа пишет: «…Прошу освободить меня от исполнения обязанностей заведующей 1-й Ульяновской семилетней школы по истечении десятилетия моей службы при Советской власти, т.е. после 7 ноября 1917 года…». В апреле 1928 года Вера Васильевна с грустью навсегда покинула родную школу, оставив ей свое имя. Правительство высоко оценило заслуги Веры Васильевны Кашкадамовой. Ей было присвоено звание Героя Труда…
Скончалась Вера Васильевна 18 апреля 1931 года. До последнего вздоха рядом с ней были ее ученики-коллеги, которые приняли от В.В.Кашкадамовой эстафету подвижничества учителей-«ульяновцев» для передачи новым поколениям ульяновских учителей.
На печальное событие откликнулась газета «Пролетарский путь»: «…Вера Васильевна сохранила до конца прекрасные качества педагога, воспитанные еще в 80-е гг. прошлого века И.Н.Ульяновым. Живой интерес к социально-политическим вопросам, редкая любовь к педагогическому делу, заботливость и отзывчивость – все это сохранялось у Веры Васильевны и за пределами созданной ей школы, и в дни ее ухода на покой»…
Провожали в последний путь народную учительницу сотни горожан, а ученица С.Шестакова посвятила ей стихи:
Ты умерла, но жизнь твоя
Недаром так прошла для нас:
Ты научила нас ценить
Свободу и народ любить…
28 апреля 1958 года у дома, где она жила, состоялся многолюдный митинг. Город отмечал 100-летие со дня рождения Веры Васильевны. На стене дома прикреплена мемориальная доска. На белом мраморе выбит текст: «В этом доме в 1928-1931 годах жила народная учительница, Герой труда, друг семьи Ульяновых В.В.Кашкадамова».
Школа, созданная Верой Васильевной Кашкадамовой, в разные годы именовалась по-разному. После революции гимназия была преобразована в 9-ую советскую школу, а в 1923 году она уже именовалась 1-ой семилетней.
Уже в 1918 году дом Юргенса понадобился военному ведомству. Вера Васильевна с нарочным послала письмо Ленину с просьбой не переселять школу. На некоторое время дом Юргенса так и остался в распоряжении школы. Но все-таки переселения избежать не удалось. Школе было предоставлено двухэтажное здание бывшего Коммерческого училища, где она и существовала до 1962 года.
Школа меняла номера. То она была 7-ой семилетней, то 7-ой средней, а с 1943 года, когда ввели раздельное обучение, – 1-ой женской средней школой. Создание в 1950 году смешанных школ вернуло нашей школе номер 7.
Но какие бы названия не носила школа, она всегда оставалась школой имени Веры Васильевны Кашкадамовой, а ее ученики с гордостью называли себя кашкадамовцами.
***
О Вере Васильевне Кашкадамовой см. также: А.Л.Карамышев «Народная учительница, Герой труда В.В.Кашкадамова» (Жизнь и общественно-педагогическая деятельность), М., Учпедгиз, 1959 (2-ое изд.), с приложением документов, писем, воспоминаний.

Вера Васильевна Кашкадамова

Гимназия В.В.Кашкадамовой. 1910-ые гг.
(«Симбирск. 1-ое издание уникальных исторических фотографий», Ульяновск, 1998).

1) Председатель пед. совета гимназии И.А.Иванов.
2) Ученица 2-ой женской гимназии В.Н.Ястржембская.
(Н.В.Пономарева «Я помню Кашкадамовскую школу», Ульяновск, 2004).

С ученицами в классе.
(Н.В.Пономарева «Я помню Кашкадамовскую школу», Ульяновск, 2004).

Выпускницы гимназии. В центре: В.В.Кашкадамова и И.А.Иванов.
(Н.В.Пономарева «Я помню Кашкадамовскую школу», Ульяновск, 2004).

Первый пионерский отряд.
(Н.В.Пономарева «Я помню Кашкадамовскую школу», Ульяновск, 2004).

Дом Андреева (Коммерческое училище) в Симбирске, в котором до 1962 года размещалась Кашкадамовская школа.
1) Фото начала 20 века.
2) Рисунок Д.И.Архангельского, 1920ые – 1930-ые гг.

Кашкадамовцы на субботнике по уборке бульвара.
(Н.В.Пономарева «Я помню Кашкадамовскую школу», Ульяновск, 2004).

Комиссия по приему Дома-музея В.И.Ленина в день его открытия 7 ноября 1929 г. В.В.Кашкадамова – 3-я справа в первом ряду. Рядом (в центре) председатель Главнауки Наркомпроса РСФСР П.Н.Лепешинский.
Фото из фондов музея В.И.Ленина.

7-ая школа: 1 сентября 1962 года.
(Н.В.Пономарева «Я помню Кашкадамовскую школу», Ульяновск, 2004).