аналитические зарисовки
Уже очень многие специалисты в региональном информационном пространстве пытались оценить такое понятие как «молодежная политика». В результате, весь этот процесс даже не сводился к дискуссии, ибо оппонирующая сторона (а именно председатель – министр – директор (в зависимости от времени года) – Ольга Куракина ) не снизошла до официального ответа на все предъявленные со стороны общественности обвинения и не сказала НИ СЛОВА в свою защиту. А, как известно, молчание нашими средствами массовой информации воспринимается как знак безусловного согласия, что все больше загоняет и саму Ольгу и всю её структуру в беспросветную имиджевую яму. Сегодня мы попробуем разобраться, почему так получилось. Ведь цифры и факты, по-моему, уже всем давно известны. И программа «Молодая семья», и проект «Жить и работать в России», и Губернский конкурс поддержки молодежных проектов уже стали предметом разбора со стороны общественности. Но вот власть, к нашему прискорбию, разбираться с Куракиной и не собирается, и это, само собой, наталкивает на определенные выводы. Но, обо всем по порядку. Молодежная политика. Аналитические зарисовки.
Начало конца
Объективно говоря, еще каких-то три года назад Ульяновская область была одной из передовых в вопросах молодежной политики. Ведь именно из нашего региона пошла традиция проведения Года молодежи, наши ребята принимали активное участие в разработке проекта молодежной стратегии, а город и область практически «взрывались» одним за другим следовавшими молодежными событиями. Что же произошло с тех пор? Ведь руководитель подразделения, отвечавшего за развитие региональной молодежи, не сменился. Зато в один прекрасный (хотя, наверное, не такой уж и прекрасный) момент начала меняться команда. Начали уходить люди, для которых молодежная политика была и любимой работой, и хобби, и неотъемлемой частью жизни. Первая волна началась за несколько месяцев до выборов в Государственную Думу в 2007 году, когда Ольга Николаевна вдруг решила, что ей не нужно такое количество сотрудников и что с большей частью объема деятельности в молодежной сфере могут справиться общественные организации. Именно тогда ушли Сергей Терехин, Марина Бородина, Светлана Чернышева и Венера Харитонова, а вот общественные организации на их место так и не пришли. Причем не по причине нежелания, а по причине абсолютной неэффективности региональной системы некоммерческого сектора, о чем мы еще поговорим позднее. А еще, как человек, который не верит в совпадения, хочу заметить, что именно в это время в Ульяновской области (а конкретнее – в кабинете Ольги Куракиной) начало укрепляться влияние Сергея Гиля – автора проекта «Жить и работать в России», одного из самых значительных манипуляторов в современной ульяновской истории. Хотя, безусловно, до господ Пиорунского и Ильинского ему еще далеко. Но самый страшный процесс, начало которого было заложено в то время, – это распад молодежного актива, потеря умными и талантливыми молодыми людьми, которые тратили свои силы и время на волонтерскую деятельность, мотивации к этой самой деятельности. Проще говоря, все признаки указывали на системный кризис. Молодежная политика тогда была подобна заболевшему человеческому организму, в котором некий вирус начал уничтожение сразу нескольких жизненно важных органов.
Политика без политики
Политика – это некие системно связанные действия, ведущие к достижению цели. Причем данная характеристика имеет обобщающий характер для всех видов политики вне зависимости от особенностей этого вида. Информационная, корпоративная, финансовая, экологическая, молодежная – ни одно из этих направлений не может обойтись без категорий системности. Схема «анализ – концептуальная проработка – действие – анализ», безусловно, не является управленческим абсолютом, но предусматривает в себе определенную долю эффективности. В молодежной политике Ульяновской области не было ни цели, к которой можно было бы идти, ни способов достижения этой самой цели. Все сводилось то к общей программе, то к отдельным направлениям, то к приоритетным направлениям, то к примитивному набору событий, на которые надо было потратить молодежный бюджет (который с каждым годом, к слову говоря, сокращается). Именно отсутствие процесса целеполагания и анализа вкупе с коррупцией и непрофессионализмом работников молодежного подразделения правительства и стало тем смертоносным вирусом, который предопределил судьбу молодежной политики региона. Кроме того, в рамках провальной реализации стратегии в целом (хотя, с другой стороны, как можно провалить то, что не успели создать, к примеру, стратегию) наблюдается еще и полная неспособность реализации ряда отдельно стоящих направлений. То есть провальными были как стратегия, так и тактика. К примеру, абсолютно несостоятельной с момента ухода из Министерства молодежного развития Венеры Харитоновой представляется мне политика информационная. Неспособность ни сотрудничать с существующими СМИ, ни генерировать новые молодежные просто поражает. Система media-relations не просто не работает в плюс ныне действующему Департаменту, но даже, по моему мнению, работает в минус. С другой стороны, имеем ли мы право судить структуру внутри регионального правительства, учитывая тот факт, что грамотного целеполагания и идеологического конструирования мы не наблюдаем и на уровне всей страны. Ведь невозможно строить верхние этажи здания, не заложив фундамент, не разработав архитектурный план и не наняв грамотную команду.
Но все же, наш материал касается исключительно локального аспекта молодежной политики, причем молодежной политики некогда передового в этом направлении региона.
Проекты и программы
В молодежной политике могут существовать две большие крайности. Либо мы берем молодежь за руку и ведем ее сквозь бурю современного мира, как было, к примеру, в СССР, либо отдаем право на принятие решений самой молодежи, как случается, чаще всего, в западных странах. Обе концепции имеют право на существование, но для их реализации необходим четкий и обоснованный выбор. Причем выбор этот должна сделать государственная власть. Судя по проектам, реализуемым на федеральном уровне и принципиальному росту интереса (пускай даже и формальному) к проблемам молодого поколения, федеральный центр все же выбрал второй вариант. А вот на уровне Ульяновской области творится что-то совершенно странное. На территории региона «заглохло» большинство отработанных и действующих проектов. Ушел в небытие каскад лидерских смен, который традиционно проводился комитетом по делам молодежи совместно с Российским союзом молодежи. Проект «Молодежный парламент» был переключен на «Молодую гвардию», а «Молодежное правительство», хоть формально и существует, но не выполняет своих функций, ибо никто не понимает, что именно это за функции. А научить этих людей не представляется возможным, потому что нет денег на их обучение. Зато есть деньги на другие вещи. К примеру, на проект «Жить и работать в России», который с 2009 года стал федеральным (то есть еще полтора десятка регионов купились на гипноз господина Гиля). Вообще Сергей Гиль (автор и основной исполнитель сего проекта) – фигура весьма и весьма интересная. Человек, который (судя по впечатлением очевидцев) очень неплохо «взрывает мозг» на психологических тренингах, правда мозг этот мало подлежит потом восстановлению, в течение нескольких минут подписывает у губернатора решение о продолжении своего проекта (хотя порой на это могут уйти дни и недели), органически не переносит критики в свой адрес и имеет уникальную способность потратить на проект несколько миллионов, хотя такого же эффекта можно было добиться гораздо меньшими затратами. Кстати об эффекте… Пара десятков человек, которые мало представляют, зачем они победили, что они будут делать дальше, но зато вот мысль «МЫ КРУЧЕ ВСЕХ» из них теперь не вытащить и клещами. Рейтинг амбиций зашкаливает, рейтинг способностей оставляет желать лучшего. Эдакая малоэффективная смесь средненькой лидерской смены и необоснованно растянутого во времени и финансах обучающего семинара по социальному проектированию.
Вот и получаются в итоге в этой сфере наши самые любимые игры: «Шарики-фонарики», «Неэффективная эффективность», «Департамент есть, а политики нет», и знаменитая «А давайте деньги Гилю отдадим». А в региональном бюджете на 2010 год на каждого молодого человека предусматривается по 8 рублей.
С тяжкой мыслью о том, что трудно быть молодым, Максим Чернышев.
ВЫ В ЭТО ВЕРИТЕ?
Проект «Жить и работать в России: Ульяновская область» призван объединить усилия ведущих субъектов региональной экономики, рынков труда, профессионального образования и родительской общественности для разработки корпоративной политики, которая вовлечёт молодые квалифицированные силы в решение региональных экономических задач, создаст в Ульяновской области условия, необходимые для качественного прорыва экономики региона к стандартам 21 века.
Основные цели проекта:
* сформировать атмосферу лояльного отношения к работе на предприятиях региональной экономики – приостановить утечку лучших молодых специалистов регионы России
* уточнить и согласовать перечень норм регионального законодательства, выгодный предприятиям и квалифицированной работающей молодёжи
* создать инновационные площадки для подготовки молодёжи к эффективной работе в условиях производственного цикла, образования.