А не проще ли через банк?
На минувшей неделе, посетив несколько вновь открывшихся объединенных пунктов приема коммунальных платежей, городская власть пришла к выводу, что это новшество вполне оправдало себя. Очередей в новых помещениях якобы нет, работа налажена, а значит, проблема решена.
Надо сказать, что параллельно с тем, как эта мажорная информация пресс-службой мэрии рассылалась по СМИ, в редакцию “СК” продолжали поступать звонки совершенно иного характера.
Многие из наших собеседников убеждены, что гораздо больше пользы было бы, если бы власть не тратила силы и средства на открытие новых пунктов, а организовала бы вместо этого оплату коммунальных услуг через банк или почту. Такая система существовала до 1993 года и вполне оправдывала себя. С 1994-1995 года платежи населения начали принимать в кассах при ЖЭУ.
Эта перемена официально была обоснована тем, что сберкассы брали себе три процента от собранных денег, но и не только этим, утверждают специалисты. В те годы была острая нужда в наличных средствах.
Занявшись сборами платежей, жилищники получили возможность распоряжаться ими. Таким образом, деньги сваливались в единый котел, а потом тратились. Как? Да как угодно – дело-то внутреннее.
Вообще, когда речь заходит о коммунальном раздрае, в котором нам приходится жить (не важно, что под этим подразумевать – отсутствие горячей воды по полгода, холод в домах или ободранные подъезды), люди задают всегда один вопрос: “Мы платим. Куда же деньги деваются?”. Ответ на этот вопрос традиционный – мало платите. После этого следует очередное повышение тарифов. Последнее, произошедшее прошлым летом, подняло людей едва не на бунт. Власть посчитала, что пора дать какой-то ответ… Бывший директор ЕРКЦ Владимир Булаев на вопрос: “Куда уходят собранные с населения деньги?” пытался отвечать сначала на заседаниях Гордумы, потом в прокуратуре и в суде. Суть его пояснений примерно в следующем: где горит, туда и уходят. Нецелевое расходование полученных с населения средств подтвердила в свое время и Счетно-контрольная палата Гордумы после очередной проверки ЕРКЦ.
Булаева в итоге уволили, сейчас деятельностью ЕРКЦ в пору его директорства занимаются правоохранительные органы.
Пока сбор платежей будет идти через ЕРКЦ или через любую другую структуру, повязанную с коммунальщиками, деньги населения вряд ли будут доходить до поставщиков услуг без потерь, считают специалисты. Выход – в осуществлении платежей через банки или почту. Там все четко: банк расщепляет поступившие платежи по назначению: за тепло – энергетикам, за воду – “Водоканалу” и так далее.
Что касается пресловутых трех процентов, идущих в пользу банка, то это далеко не самые крупные потери. По данным из достоверных источников, в 1999 году структура, выполняющая функции нынешнего ЕРКЦ, за сбор платежей с населения получала не три процента, а целых десять. И еще: наивно полагать, что вновь открывшиеся объединенные пункты платежей обойдутся нам даром. Люди мало-мальски сведущие в вопросах экономики должны понимать, что за все эти новшества мы же и заплатим. Наша доля заложена в тарифе.