В прошлом номере газеты мы уже писали, что Емельян Пугачев внес свой вклад в географию России. Но не менее сильное влияние события Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева оказали на литературу и искусство России.

Пожалуй, первым творением профессионального литератора, адресованным нашему городу, был «Станс граду Синбирску на Пугачева» Александра Петровича Сумарокова:

Прогнал ты Разина стоявшим войском твердо,

Синбирск, и удалил ты древнего врага,

Хоть он и наступал с огнем немилосердо

На Волгины брега!

А Разин нынешний в твои падет, оковы,

И во стенах твоих окованный сидит.

Пристойные ему возмездия готовы,

Суд злобы не щадит.

Это произведение датировано 1774 годом.

Комедия «Точь-в-точь», рожденная в Симбирске

Начальник походной канцелярии главнокомандующего правительственными войсками графа П.И. Панина Михаил Иванович Веревкин, находясь в Симбирске, написал комедию «Точь-в-точь» или «Емелька Пугачев».

Она была впервые поставлена в Симбирске, в домашнем театре, и героев играли благородные лица: не крепостные актеры, а сами дворяне. (В фондах Государственного архива Ульяновской области хранится машинописный текст комедии). Об этом свидетельствует пометка автора, оставленная на рукописи: «Комедия «Пугачев Емелька» в трех действиях, представлена в первый раз в Симбирском театре благородными действующими лицами. Ноябрь, 25 (27) дня 1774 года». По отзыву поэта князя П.А. Вяземского, «Пьеса осмеивала некоторых из симбирских лиц и была представлена в их присутствии». Хотя второе название «Емелька Пугачев» Пугачева среди действующих лиц нет. В пьесе выставляются на посмешище симбирские «герои», пережившие пугачевское нашествие. Это и запуганный воевода Аверкий Аверкиевич Трусицкой, с которым не очень-то церемонится его слуга Ахреян; тупой, поротый собственными крестьянами, отставной фендрик (низший воинский чин Табели о рангах), помещик сельца Тунеядова Пантелей Деменьевич Лежебоков; проныра и ханжа канцелярист Клим Аксентьевич Удальцов; дворянский «недоросль в пятьдесят лет», опустившийся алкоголик Мирон Капелькин и другие «достойные» господа. Что любопытно, обе женщины, фигурировавшие в пьесе – дочь воеводы Пульхерия и жена помещика Хавронья – побывали в качестве жен-наложниц в плену у пугачевских атаманов. Видимо, подобные факты для Симбирска были характерны. Ну а положительный и, как требовала драматургия той поры, безупречный герой, молодой военачальник и жених Пульхерии носил имя Воин Воинович Милой.

Дату премьеры пьесы, по мнению краеведа Н.А. Державина, можно принять за дату рождения Симбирского театра. Хотя надо помнить, что поставлена она была не на профессиональной сцене, появившейся спустя десятилетие, а любителями из «благородной публики». Опубликовал свою пьесу Веревкин лишь спустя 10 лет, в 1785 г., под заглавием «Точь-в-точь» комедия, сочиненная в Симбирске». Оригинал пьесы хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. А в Государственном архиве Ульяновской области есть ее машинописная копия.

Пугачев и Симбирск в творчестве А.С. Пушкина

За то, что наш город посетил величайший поэт России, мы также должны благодарить Пугачева. Александра Сергеевича очень интересовали и личность «славного мятежника», и история восстания. Для сбора материала Пушкин выехал из Санкт-Петербурга 17 августа 1833 г., отправляясь в путешествие в Поволжье и Оренбургский край для сбора материала. Будучи в Симбирске, в сентябре того же года, он почерпнул от братьев Языковых и других симбирян немало ценных сведений.

По мнению литературоведов, вся речевая характеристика Пугачева в «Капитанской дочке» выросла из народной песни, записанной Александром Михайловичем Языковым в Симбирской губернии:

Судил тут граф Панин вора Пугачева:

– Скажи, скажи, Пугаченька, Емельян Иваныч,

Много ли перевешал князей и боярей?

– Перевешал вашей братьи семь сот семи тысяч.

Спасибо тебе, Панин, что ты не попался:

Я бы чину-то прибавил, спину то оправил,

На твою о бы на шею варовинны вожжи.

За твою то бы услугу повыше подвесил!..

Поначалу даже многие друзья Александра Сергеевича с сомнением взирали на признанного поэта в амплуа историка. Николай Михайлович Языков в конце 1773 г. иронизировал по поводу пушкинского исторического труда: «Заметно, что он вторгался в область Истории (для стихов еще бы туда и сюда) – собирается сбирать плоды с поля, на коем он ни зерна не посеял…». Его брат Александр в начале 1774 г. удивлялся: «Странно как он успел так скоро состряпать историю Пугачева! Верно будет тра-та-та!». Однако, ознакомившись с рукописью, А.М. Языков признает: «Она не дурна кажется». Написанная в краткий срок с марта по ноябрь 1833 г. «История Пугачева», стала новым словом не только в литературе, но и в исторической науке. Этот труд до сих пор не утратил своего значения. По личному указанию Николая I она была переименована в «Историю Пугачевского бунта».

Частью дворянства «История Пугачевского бунта» была встречена в штыки. «Сочинение ваше подвергалось… разным толкам, – писал Пушкину И.И. Дмитриев, – довольно смешным, но никогда дельным: одни дивились, как вы смели напоминать о том, что некогда велено было предать забвению…». Другие, по словам самого Пушкина, негодовали, «что Пугачев представлен… Емелькою Пугачевым, а не Байроновым Ларою…» То есть автор упрекался, что «разбойник» изображался реалистично, без модной романтизации образа.

«Капитанская дочка»

Еще в январе 1833 г. Пушкин составил первый план повести «Капитанская дочка». Позже он его неоднократно менял и редактировал.

Среди казнимых вместе с Пугачевым был подпоручик Михайла Шванвич, которого осудили, приговорив: «лишив чинов и дворянства, ошельмовать, переломя над ним шпагу». Позже он был отправлен в сибирскую ссылку, дальнейшая судьба неизвестна.

Судьба Михаила Ивановича Шванвича (Швановича), добровольно сдавшегося Пугачеву и одно время служившего в его Военной канцелярии, особенно заинтересовала Пушкина. Реальный подпоручик по воле Александра Сергеевича стал прототипом сразу двух героев-антагонистов – Алексея Ивановича Швабрина и симбирянина Петра Андреевича Гринева. Кстати, среди оправданных по следствию проходил отставной подпоручик Гринев – эту фамилию и «подарил» своему герою Пушкин.

Александр Сергеевич «прописал» своего героя в «Симбирской деревне». Это, пожалуй, первое произведение русской классической литературы, где Симбирск фигурирует как место действия.

В пропущенной главе, не включенной в окончательную редакцию, описываются злоключения главных героев в пределах нашего края. (В тексте этой главы Гринев называется Буланиным, а Зурин – Гриневым.). Сюжет насыщен событиями:

– переправа главного героя через Волгу в свою деревню;

– плывущая по реке виселица с казненными пугачевцами;

– бунт в имении Петра Андреевича;

– пленение родителей и невесты, а затем и самого главного героя;

– приезд в деревню Швабрина, горящего жаждой мести;

– угроза быть сожженными или повешенными им;

– ранение Швабрина стариком-отцом главного героя;

– чудесное избавление отрядом подоспевших гусар и т. д.

Возможно, глава была изъята Пушкиным по цензурным соображениям. Ее текст автор сохранил в особой обложке с надписью «Пропущенная глава». Впервые опубликована в 1880 г.

Образ Пугачева в творчестве художников

Чуть больше века спустя после пугачевского бунта, на Юбилейной выставке, открытой в дни празднования 250-летия города в октябре 1898 г. было представлено свыше двух десятков разнообразных портретов Пугачева – больше чем всех портретов губернаторов вместе взятых! Тут же висели изображения усмирителей восстания – А.В. Суворова и И.И. Михельсона.

В дальнейшем многие художники обращались к образу Пугачева. И наш великий земляк, народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов в 1940-е – 1960-е годы тоже работал над Пугачевым. Им были созданы серия выразительных иллюстраций к «Капитанской дочке», а также несколько станковых работ («Суд Пугачева», «Портрет Емельяна Пугачева»).

По материалам архивиста Антона Шабалкина