Основной темой очередного заседания Совета по профилактике коррупции при администрации Ульяновска был вопрос экспертизы нормативных правовых актов (НПА) и их проектов в руководстве города за прошлый год.

За 2015 год в администрации Ульяновска было принято 6728 постановлений и 422 распоряжения (всего 7150 правовых актов). Из них 434 являются нормативными правовыми актами и размещались на сайте администрации города для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, а также прошли антикоррупционную экспертизу в Правовом управлении администрации Ульяновска. В 17 из них выявлены коррупциогенные факторы (определялись в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96). Для сравнения: в 2014 году принято 474 нормативно-правовых актов, в 44 из них выявлены коррупциогенные факторы.

Наиболее часто встречалась так называемая широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц). К примеру, в постановлении не был указан полный перечень документов, необходимый для предоставления муниципальной услуги, общий срок предоставления муниципальной услуги.

На втором месте среди наиболее часто выявляемых коррупциогенных факторов – юридико-лингвистическая неопределенность (употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера). Скажем, неконкретное исчисление срока (рабочие, календарные дни). Или не конкретизировано, что понимается под прямыми и косвенными (общехозяйственными) расходами, не ясно, что подразумевает под собой формулировка «направленные на потребление предприятия».

Во многих проектах выявляется принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии НПА). Также часто встречается такой коррупциогенный фактор, как отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. Наиболее часто данный коррупциогенный фактор проявляется в проектах административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

Контроль за фактическим устранением выявленных коррупциогенных факторов осуществляется путем проведения повторной антикоррупционной и правовой экспертизы проекта, что исключает появление выявленного коррупциогенного фактора в принятом нормативном правовом акте.

Специалистами Правового комитета ведется мониторинг действующих нормативных правовых актов администрации Ульяновска. По итогам мониторинга при выявлении в действующих нормативных правовых актах коррупциогенных факторов за 2015 год составлено пять правовых заключений, о чем извещается разработчик проекта.

Следует отметить улучшение позиций по качеству проведения антикоррупционной экспертизы. В целях реализации статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных правовых актов» все проекты нормативных правовых актов администрации города направляются в прокуратуру для проведения предварительной антикоррупционной экспертизы. Так, количество утвержденных (принятых) за отчетный период НПА, в которые на стадии их подготовки по предложению прокуратуры были внесены изменения, сократилось с 31 в 2014-м до семи в 2015 году.