Четвертый по счету Международный театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене» в Ульяновском областном театре драмы в очередной раз подтвердил, что произведения нашего великого земляка-писателя продолжают оставаться актуальными.

Как и почти две сотни лет назад, мы любим и страдаем, мучаемся над разрешением «вечных» и «проклятых» вопросов бытия, ищем смыслы жизни. И по-прежнему театр не может на это не реагировать.

В путах страсти

По вертикали – вверх и вниз – исследуют роман создатели спектакля «Обрыв» из Московского художественного театра имени А.П. Чехова (режиссер и автор инсценировки Адольф Шапиро).

Широкая светлая лестница барского дома (сценограф Сергей Бархин) в первом действии устремляет ввысь надежды героев на лучшее, на любовь, на творческий полет. И как нелегко во втором действии на другой, темной и крутой, лестнице удержаться и не скатиться тем, кто оказался во власти любовной страсти, – в самое дно под волжским обрывом. Контраст темного и светлого соблюден и в костюмах персонажей, отчего постановка становится еще более графичной.

Считается, что роман «Обрыв» стал предсказанием Гончарова будущности России, которая может пасть, если отринет традиции, что и случилось. В спектакле этот символ прочитывается.

Присутствует тема греха, раскаяния и духовного возрождения. История с потерявшей невинность в буре неожиданно нахлынувшей страсти юной Верой хотя и вызывает у кого-то из зрителей усмешку (как легко это происходит теперь!), все же в целом вызывает в зале понимание, что все это – нечто большее, нежели банальное происшествие.

Актерам нелегко далось первое действие. Оно разворачивалось с трудом, усилия ощущались почти физически. Зато во втором действии гости из столицы поймали, наконец, «волну» и реабилитировали себя в полной мере. Атмосфера страсти на сцене, казалась, была накалена до предела.

Противники: романтик Аркадий Райский (Анатолий Белый) и циник Марк Волохов (Артем Быстрое); умная, независимая, чистая душой Вера (Наталья Кудряшова), ее простодушная сестра Марфинька (Надежда Жарычева), мудрая и духовно, и житейски бабушка Татьяна Марковна Бережкова (Ольга Яковлева), ее давний верный друг Ватутин (Станислав Любшин) и другие герои объедены системой сложных отношений, чувств и переживаний, переданных тонко и деликатно. Совсем не случайно этот премьерный спектакль МХТ номинирован на «Золотую маску» как лучшая режиссерская работа.

Философия под одеялом

Иную направленность – горизонтальную – имеют два других фестивальных спектакля, созданных по роману «Обломов»: «Обломов. Эпизоды» Московского драматического театра «АпАРТе» (режиссер Никита Люшненко) и «Обломов умер. Да здравствует Обломов!» Русского театра из Берлина (режиссер Григорий Кофман).

Бессмертный персонаж, завоевавший весь мир и ставший одним из символов русского характера, в силу своего пристрастия к лежачему образу жизни, представлен создателями спектакля «Обломов. Эпизоды» в естественной для него «постельной» обстановке.

До пяти действующих лиц сокращено число персонажей романа (инсценировка Т. Дунаевской). Зато появляется персонаж новый и весьма неожиданный – одеяло-трансформер. Эта минималистическая декорация кажется живой и являет собой целый мир.

Одеяло повисает занавесом, служит убежищем для округлого и беспомощного Ильи Ильича (Александр Иванков), превращается в подобие облака, на котором возлежит романтичная и утонченная Ольга (Анастасия Зыкова), окутанная волнами любви Обломова. Даже деловитый друг – Штольц (Денис Манохин) не помочь хоть на минутку устроиться на нем, отогреться от жизненных невзгод.

Одеяло оборачивается темным туннелем, в котором мучается, пытаясь решить проблемы, связанные с перспективой будущей женитьбы, главный герой. В его складках запутываются и теряются, оставаясь нереализованными, обломовские надежды и мечты. В конце концов, оно медленно уползает со сцены, давая понять, что и сам Илья Ильич умер.

Трагедия маленького человека, не сумевшего найти свой путь в жизни, дело, ради которого стоило бы принять вертикальное положение и начать действовать, – не единственный смысловой акцент спектакля.

Можно и нужно ли эгоистически переделывать человека под себя, как это безуспешно пытались сделать с Обломо-вым Ольга и Штольц? Добрая, кроткая и хозяйственная Агафья Матвеевна (Ольга Додонова) с неизменной кофемолкой в полных руках подает иной пример – любви бескорыстной… Таков и Захар (Владимир Воробьев), тронувший зрителей до слез прощальным монологом, звучащим пронзительной эпитафией по своему барину.

Мягко стелют – все пространство сцены занимает большая постель – режиссер спектакля «Обломов умер. Да здравствует Обломов!» Григорий Кофман и художник-постановщик Юрий Шипулин, да жестко спать…

Русские немцы, вернувшиеся на свою историческую родину, вкусившие плодов деятель ности Штольцев, в полной мере ощутили на себе реалии прагматичного западного мира с его абсурдностью погони за материальными благами в ущерб духовным.

В версии Русского театра из Берлина по пьесе Михаила Угарова мир жесток и беспощаден к Обломову (Леонид Торкиани). Действие происходит не то в квартире Ильи Ильича, не то в сумасшедшем доме. Пытливый доктор-экспериментатор ставит Обломову диагноз: «Человек Цельный». Эта болезнь не совместима с жизнью. Человек-половинка или человек-четвертушка, или даже человек-осьмушка жить могут, а цельный – нет…

Все попытки спрятаться в «домике» бесполезны: «жизнь трогает»! Бег же по кругу за удовлетворением бесконечно возникающих желаний для Ильи Ильича бессмыслен.

Штольц и Обломов не понимают друг друга в споре о том, для чего жить и как жить: деловито суетиться или бездействовать? Более того, Штольц надевает на голову друга клоунский колпак: что взять с дурачка?! И Ольга по-настоящему никого из них не любит.

Обстоятельства сильнее нас, делает вывод Илья Ильич перед тем, как окончательно сдаться. И вот уже постель превращается в его могилу, и доктор занимает на больничной койке место Обломова. Болезнь заразна…

Путешествие с ностальгией

Иные горизонты у спектакля «Фрегат «Паллада» Ульяновского драмтеатра (инсценировка Александра и Сергея Тюжиных, режиссер Сергей Тюжин). Задуманная как спектакль-путешествие, постановка «отправляет» зрителей в моря-океаны и дальние страны.

Для создания эффекта присутствия в плавании на сцене построена палуба фрегата (сценография Фитрата Ахметшина) с причитающимися атрибутами: мачты, паруса, штурвал, рында и так далее. На подобном совершил почти кругосветное путешествие к берегам Японии сорокалетний Гончаров в качестве секретаря дипломатической миссии.

Зрителей, дабы они стали участниками событий, посадили по обе стороны кормы. На экране задника сцены плещется виртуальное море. Суша представлена на подиуме в зрительном зале, где еще один экран дает представление о странах, к берегам которых причаливал фрегат.

Команда из офицеров и матросов представляет собой маленькую Россию, для которой долг служения Отчизне превыше всего. Обаятельный и любознательный Гончаров (Денис Верягин) исполняет свою детскую мечту совершить большое путешествие. Вот они – Лондон, остров Мадейра, Африка с пестрыми толпами торговок и торговцев в порту…

Но в счастье Гончарова от исполнения заветного желания начинает вторгаться ностальгия, которая особенно остро дает о себе знать после встречи команды фрегата в Африке с русским солдатом (Александр Куражев). Душа невесть как попавшего сюда русского человека разрывается между чувством ответственности перед женой и детьми, которыми он успел здесь обзавестись, и Россией, в которую ему уже, увы, не попасть.

Еще одна важная тема в спектакле – как трудно понять друг друга людям разных стран, с их особенными обычаями, традициями и представлениями о том, что хорошо и что плохо. Сколько барьеров приходится преодолевать! Например, как совместить русских с их привычкой вести беседу за столом и на стульях и японцев с их привычкой делать это, сидя, поджав ноги на циновках. И вот когда общий язык уже почти найден, фрегат с командой вынужден покинуть экзотическую и непознанную Страну восходящего солнца, потому что началась война России с Англией…

Вместе с тем, от спектакля остается ощущение некоторой неудовлетворенности. Дело в том, что книга Гончарова «Фрегат «Паллада» содержит немало размышлений писателя о человеке, о его природе, о западной и восточной цивилизациях. То, что создатели постановки ограничились только репортажной стороной произведения, несколько обедняет спектакль.

показан в Москве на фестивале «ПостЕфремовское пространство», где, по словам театрального критика Анастасии Ефремовой, стал его украшением.

Этим спектаклем фестиваль простился с ульяновской публикой до следующего года. Будем ждать новых театральных версий гончаровских произведений.

Ирина Морозова