КОНСТАНТИН БАКАНОВ
В Ульяновске завершился кинофестиваль «От всей души».
Вчера вечером в Ульяновске завершился четвертый кинофестиваль «От всей души». В разгар своих съемок на берега Волги пожаловали Валерий Баринов, Зинаида Кириенко, Владимир Гостюхин, Оксана Мысина, Игорь Ясулович, Евгений Цыганов, Марина Яковлева и многие другие. Чем титулованнее артист, тем больше у него нагрузка: встречи, мастер-классы и круглые столы провели по всей губернии, вплоть до сельских ДК. Вечером за чашкой чая востребованные кинозвезды признавались, что все это для них – едва ли не единственная возможность отдохнуть.
Региональные киносмотры, даже если у них есть международный статус, – это, конечно, не Канны и даже не «Кинотавр». Но местные власти стараются найти поводы и деньги, чтобы «подтянуть» своих граждан по части культуры, а заодно улучшить собственный имидж в глазах Кремля. Найти поводы иной раз бывает сложно. В Ульяновске три года назад решили увековечить память землячки Валентины Леонтьевой – «тети Вали» – ведущей программ «От всей души», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши». Леонтьева, правда, умирала, будучи почти всеми забытой, но теперь на центральном бульваре города стоит памятник ей, а здешний кинофестиваль назван «От всей души» с припиской – «памяти Валентины Леонтьевой». Если и был чей-то грех в том, что взрастившей пару поколений тете Вале, мягко говоря, не хватало внимания в последние годы, то он в Ульяновске замаливается поистине от всей души. Каждый год на фестивале проходит вечер памяти Валентины Михайловны. На этот раз в нем участвовали Зинаида Кириенко, Лариса Вербицкая и создатель программы «От всей души» режиссер Владимир Акопов.
Однако меньше чем через месяц страна в едином порыве будет отмечать 200-летие не менее известного симбирянина Ивана Гончарова – того самого, который написал «Обломова», «Обыкновенную историю» и «Обрыв». Город замер в ожидании визита Путина. И кинофестиваль памяти Леонтьевой как-то сам собой оказался посвящен Гончарову. Организаторы «просканировали», кто из западных кинематографистов сделал оригинальные работы по Гончарову. Помимо создателя киноцикла «Обломов» Харальда Будде, в Ульяновск привезли голландский мультфильм «Кот Обломова» (к сожалению, режиссер в последний момент не смог приехать на фестиваль) и создателя французской компьютерной игры Oblomov Мартина Ле Шевалье – между прочим, арт-директора газеты Liberation.
Нельзя сказать, что роман «Обломов» на Западе стал классикой, подобно произведениям Достоевского и Толстого. Вероятно, поэтому произведения по «главному» гончаровскому герою не выглядят классическими. Харальд Будде – настоящий немецкий авангардист – пробыл на кинофестивале от начала до конца и на весь происходящий реализм взирал не без лукавства. Даже когда на церемонии открытия показывали отрывки из его киноцикла, зрители переглядывались, дескать, что это за люди, бродящие среди деревьев с книгами в руках, и вой, стоящий на фоне этого престранного действа. В отсутствие голландского создателя мультика «Кот Обломова» показ пришлось проводить в рамках мастер-класса по мультипликации. Голландский кот действительно ленивый – борется за внимание двух женщин-соседок, и поначалу покоряет обеих: те соревнуются в кулинарном искусстве, дабы покорить кошака. Тот толстеет, ленится еще больше, но в один момент подравшиеся соседки приходят к выводу, что занимаются ерундой, за хвост тащат кота в дом, и мультик заканчивается тем, что животное работает посудомойкой. Это уж совсем не по-обломовски, но таков хеппи-энд по-западноевропейски.
Госфильмофонд привез в Ульяновск фильм «Обрыв» 1913 года – первую экранизацию Гончарова. Интерес к немому кино в Ульяновске проявили 25 зрителей, львиная доля которых имела отношение к кинофестивалю. Фильм оказался без титров: отреставрировать удалось только часть, и никаких пояснений не было. Смотреть немое кино в XXI веке (оскароносный фильм «Артист» не в счет) – развлечение то еще. Народ кашлял, чихал и скрипел стульями, за дверью администратор кинозала отвечала на звонки, а за стенкой было слышно пение птиц и лай собак – знатный саундтрек к «Обрыву», особенно с учетом того, что «звуки живого мира» появлялись аккурат в момент, когда герои выходили на природу. Словом, не до конца восстановленное кино 1913 года представляет интерес лишь для киноведов и любителей экзотики, пытающихся представить себя людьми, жившими сто лет назад. Какой-то парнишка залетел в кинозал и через пару минут вылетел. Поскольку кино немое, было слышно, как администратору пришлось оправдываться за «содеянное»: «Так это же немое кино!» Парень, наверное, рассчитывал как минимум на Мишу Галустяна.
Не слишком много зрителей было и на сеансах под открытым небом. В городском парке на летней эстраде в присутствии комаров и в условиях похолодания ульяновцам показывали некоторые конкурсные фильмы. На милой новогодней сказке Веры Сторожевой «Мой парень ангел» присутствовало немногим более людей, чем на немом «Обрыве». А жаль – фильм стоил того. Конкурс, кстати, выиграла лента Мурада Ибрагимбекова «И не было лучше брата». Призы за лучшую мужскую и женскую роль взяли присутствовавшие на фестивале Валерий Баринов и Анна Тараторкина.
В числе прочих за награды боролся и местный – ульяновский – мистический хоррор «901 километр» режиссера-дебютанта Бориса Куломзина. Актеры – местные студенты. Ульяновский ужастик получился ужасным во всех фильмах, но сам факт того, что в губернии появилось свое кино, уже можно считать достижением. Поэтому продюсер картины получил спецприз «За продвижение киноиндустрии области».
Но главное внимание, конечно, привлекали московские звезды. Энергии Валерия Баринова можно позавидовать: общения с публикой после фильма Вячеслава Златопольского «Дом ветра» (тоже участник конкурсной программы и тоже режиссерский дебют, но другого уровня) ему оказалось мало, и он развлекал участников фестиваля разнообразными историями за ужином в гостинице. «Хороший режиссер – тот, который может поставить мне невыполнимую задачу», – хвастался Баринов, попутно заметивший, что таких режиссеров нет. Впрочем, Кама Гинкас, у которого он играет в театре, способен поставить задачу, над которой приходится думать неделю. Нет у Валерия Александровича и особых секретов в финансовых делах, на вопросы зала он отвечает честно: «Я говорю так: у меня сейчас семь проектов, снимаюсь в двух, в остальных меняю талант на деньги». И добавляет: «Я в меру капризный артист. Мой инструмент – это я. Мне его нужно уважать и беречь. Но и другие пусть уважают тоже». Впрочем, Баринов готов играть и в низкооплачиваемых проектах: «Если материал мне интересен, я готов сниматься за смешные деньги. Ну как: для меня смешные». Так что жителям Ульяновска помимо чисто кинематографических мастер-классов преподавали и уроки «жизненного» профессионализма. И, пожалуй, для тех, кто хочет в жизни выйти на более высокую орбиту, это самое полезное. Вероятно, на это стоит тратить из областного бюджета пусть даже и смешные деньги. Ну как: для Каннского фестиваля, например, смешные.
В. Каменев
Фестиваль удался, это хорошо, но лучшим фильмом, на мой взгляд, был “Дом ветра” В. Златопольского. Он не удостоился того, чего был достоин, и это огорчает.
Жан Миндубаев
А Вы отправьте свое мнение Гордону. Возможно, вы его переубедите.Хоть он и не сторонник “выжимания слез “из зрителя. Слезы появляются сами при встрече с НАСТОЯЩИМ.Впрочем, вы , как ПРЕДСЕДАТЕЛЬ некоего “Клуба Обломова” ( О,Господи, сколько у нас развелось титулованных особ!) должны бы это знать, не так ли?
В. Каменев
Гордон не был в жюри фестиваля , так что обращаться к нему бессмысленно. Я же это знаю и просто как зритель, о чем написал в рецензии на “Дом ветра”, которую вы, кажется, не читали. Вообще, это ваше замечание не понятно – что вы имеете ввиду? Некий клуб называется, кстати, “Обломов-клуб”, создан по инициативе ряда журналистов, это чисто общественное объединение и никакого отношения к титулованным учреждениям не имеет. Вы должны были бы ‘это уточнить, прежде чем писать. Не так ли?
Аноним
Фестиваль – это здорово!
reader
Ну и пусть будет больше фестивалей! Больше разных, и среди них обязательно появятся хорошие. И тогда я авось оторвусь от дивана.
Захар
А если меня позовешь, авось быстрее оторвешься.
Жан Миндубаев
Я читал Вашц рецензию.Внимательно. Она отдает той чрезмерной сентиментальностью,которая (как правило) мешает произведению искусства приблизиться к ПРАВДЕ. Вспомните фильм “Кубанские казаки”. Сентиментальность ( в моем понимании) это когда человек, видя чужой пожар, льет слезы- а не бежит с ведром за водой…Лично я не верю ни одной сцене в фильме , который вы прославляете в качестве шедевра. И тем самы оказываете плохую услугу и создателям “шедевра”- и “тет Вале”…Сори.
В. Каменев
У нас с Вами разное понимание сентиментальности. И фильма. Но люди верят фильму, потому что он вызывает слезы, поэтому они вряд ли поверят Вам. А еще они верят В. Баринову, несмотря на то что вы ему не верите.
Елена Прекрасная
Фестиваль отличный! Гордость берёт за город!
Жан Миндубаев
Елене “Прекрасной” ЕСЛИ “ГОРДОСТЬ БЕРЕТ”- ТО НАДО ОТДАВАТЬ ИЛИ ОТДАВАТЬСЯ. А ЕСЛИ ОНА ВАС ПЕРЕПОЛНЯЕТ,Вами овладевает, заполняет- то ВЫ НАСТОЯЩИЙ ПАТРИОТ .Почему же зрителей-то было в кинозалах так мало:ь 25-30 человек. Вы везде , наверное, побывали?
ХА ха
Вот побольше бы таких мероприятий, и вообще полезного и знание несущего, чтобы мы не отупевали до состояния “гордости берущей”
интересно,
а как 8 лимонов поделили? За эти деньги можно было издать Садовникова, Неверова, Веселого – вот где наша культура . Вот где наша гордость, а не в тусовке нанятых Несчстливцвых.
Слепому
Совести нет у вас. Такие мероприятия нужны каждому. Издавать что-либо – это совсем другое. Людям надо вставать из-за компьютеров и идти просвещаться.
simtatar
http://simtatar.blogspot.com/2012/05/1000-300.html