6.11.2013 г. издано распоряжение министра здравоохранения Ульяновской области №1868 «Об утверждении дорожной карты», где описаны мероприятия по реорганизации ряда государственных учреждений здравоохранения в городе Ульяновске. В частности: – «Детская больница №1» (ул. Л.Толстого), «Детская поликлиника №2» (ул. Орлова), «Детская поликлиника №4» (ул. Варейкиса), «Детская поликлиника №5» (площадь Горького) должны быть присоединены к ГУЗ «Детская городская больница №3» (ул. Камышинская и ул. Ефремова»);
– «Городская поликлиника №2» (ул. Железной Дивизии), «Городская студенческая поликлиника» (ул. Гончарова) присоединяются к ГУЗ «Городская поликлиника №1» (ул. Гагарина);
– «Городская поликлиника №7» (ул. Локомотивная) присоединяется к ГУЗ «Городская больница №3» (ул. Хрустальная);
– «Городская больница №4» (пр. Заводской) присоединяется к ГУЗ «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (ул. Оренбургская»).
Делается это, якобы, с благой целью улучшения медицинской помощи населению, оптимизации лечебно-диагностического процесса и совершенствования системы управления. Однако, никакой экспертной оценки последствий планируемой реорганизации не проводилось, цифры получаемой экономии не просчитаны, количество и судьба сокращаемых специалистов четко не определены.
Несмотря на официально заявленные цели, основной задачей задуманной реорганизации, безусловно, является банальная экономия бюджетных средств. (1,39 млрд. руб. скрытого дефицита по строке здравоохранение мы имеем в бюджете области 2014 года. Это и зарплата, и коммуналка, и лекарственное обеспечение. http://kurenny.livejournal.com/14418.html).
Конечным результатом задуманного может стать лишь перераспределение недостаточных финансовых и кадровых ресурсов с более успешных учреждений на менее успешные и поддержание некого среднего уровня оказания медицинской помощи. В общем, где-то (где было совсем плохо) должно стать чуть лучше, где-то (где было удовлетворительно) – чуть хуже. Согласно плану оптимизации будет сокращен административный аппарат, дублирующие подразделения, высвободятся средства, которые можно будет направить на закрытие «дыр» по заработной плате. Специалисты-медики будут по мере необходимости перемещаться из одного учреждения в другое, закрывая уже «дыры» кадровые.
Вообще само управленческое решение в виде объединения сильных учреждений со слабыми, самая простая, но не решающая проблему в принципе мера. Недофинансирование отрасли и отсутствие внятной кадровой политики не исправишь никакими реорганизациями. Но это все в теории. Что же будет на практике? Первое, выиграют ли что-либо медицинские и иные работники учреждений здравоохранения? Однозначно нет. Мы даже не говорим о тех, кого просто со-кратят или понизят в должности, с соответствующим снижением заработной платы (это около сотни живых людей, у которых есть семьи, дети, кредиты и т.д.). Мы говорим о рабочих лошадках – участковой службе, узких специалистах. Будут ли они за ту же заработную плату (а больше однозначно не будет) обслуживать другие территории, ездить по всему городу, терпеть перегрузки? Сколько из них в результате уйдет в частные медицинские центры, сколько просто откажется от дополнительной нагрузки, поскольку оплатить ее надлежащим образом существующая система не позволяет? А пенсионеры, на которых во многом держится первичное звено, и вовсе могут уйти на заслуженный отдых.
Второе, выиграют ли в этих условиях пациенты?
Те, кто обслуживался в относительно благополучных учреждениях – точно проиграют. Те, кто должен почувствовать улучшение от перемещения специалистов и финансов, учитывая все выше сказанное, плюс относительное снижение финансирования отрасли и потерю управляемости в новых объединенных учреждениях, вряд ли этого дождутся.
Что касается конкретно реорганизуемых учреждений, то какую-то логику еще можно уловить в слиянии слабых и сильных учреждений территориально близких и функционально связанных, хотя управляемость в итоге будет ниже, что отразиться и на качестве медицинской помощи. Однако решение о слиянии всех детских лечебных учреждений правобережья в одно – откровенная глупость. Получится огромная, неуправляемая организация! При этом два из пяти объединяемых учреждений (детская больница №1, детская поликлиника №2) находятся на значительном территориальном отдалении от остальных. В настоящее время они стабильно функционируют, самодостаточны с точки зрения финансов и кадров, имеют свою историю и традиции. Разрушать их структуру и выстроенную многими десятилетиями систему работы не имеет никакого смысла. Это противоречит как интересам медиков, так и горожан, территориально к ним прикрепленных.
В итоге мы имеем сумбурный процесс реорганизации, без экспертного заключения и без четкого понимания самими инициаторами процесса, что будет в конце пути.
В лучшем случае мы ожидаем некое усреднение уровня оказания медицинской помощи по городу. Выбор гражданином медицинской организации для обслуживания, гарантированный законодательством, теряет в этом случае всякий смысл.
В худшем случае реорганизация, как судорожная попытка сэкономить любыми путями, обернется дальнейшим снижением качества оказания медицинской помощи, дополнительным оттоком специалистов из государственной системы здравоохранения, подрывом всякой конкурентоспособности со стороны еще «живых» государственных учреждений.
Стоит отметить, что ни одна из многочисленных оптимизаций социальной сферы, проводимых в Ульяновской области, не прошла без ущерба для жителей региона и сотрудников оптимизируемых учреждений. Поэтому в лучшее верится с трудом, особенно учитывая заявление губернатора о планируемой экономии при оптимизации системы социальных учреждений региона 787 млн. руб. (!) в 2014 г. Львиная доля этой экономии должна быть получена за счет здравоохранения.
По нашему мнению в этих условиях ни работникам медицинских учреждений, ни жителям города нельзя оставаться в стороне. Несмотря на то, что местный минздрав преподносит только еще планируемую реорганизацию, как неизбежную необходимость и фактически свершившийся факт – это далеко не так. Мнение трудовых коллективов будет решающим, несмотря на все распоряжения начальства и угрозы. И если коллектив, при поддержке общественности скажет оптимизации нет, никто этого решения отменить не сможет. Со своей стороны готовы к взаимодействию и оказанию любой помощи заинтересованным лицам (тел.: 41-36-41, email: a.kurennoy@rambler.ru).
Алексей Куринный, врач, депутат Законодательного Собрания Ульяновской области