Проблемы, связанные с неблагополучной обстановкой на улицах города, не раз становились предметом обсуждения на страницах “Правопорядка”. Сегодня мы продолжим разговор. Поводом стало прошедшее координационное совещание, в повестке которого был один вопрос – “О серьезных недостатках в организации противодействия уличным преступлениям”.
Координационное совещание при прокуроре Димитровграда прошло 5 сентября в зале заседаний администрации города. В его работе приняли участие члены координационного совещания (руководители правоохранительных органов), глава города и председатель Совета депутатов, заместители прокурора Димитровграда, руководители подразделений милиции, управлений администрации города, исправительных учреждений, пожарных служб, директора крупных предприятий и фирм города, а также частных охранных предприятий. На совещание были приглашены и бизнесмены, занимающиеся организацией отдыха в кафе.
Улица – как зеркало нашей жизни
Первым на совещании выступил прокурор Димитровграда старший советник юстиции Г.Гордеев, который заметил, что анализ состояния деятельности правоохранительных органов по борьбе с уличными преступлениями показывает, что работа на данном направлении малоэффективна и не отвечает предъявляемым требованиям.
Затем прокурор города рассказал о криминогенной обстановке в городе. За восемь месяцев 2006 года в Димитровграде зарегистрировано 2951 преступление против 2238 за тот же период 2005 года. Число преступлений, совершенных на улицах Димитровграда, выросло на 94,3 процента, их доля от общего числа зарегистрированных противоправных действий составила 16,1 процента, а доля расследованных – не более десяти процентов.
Далее прокурор привел цифры за семь месяцев, так как к моменту проведения совещания в ГУВД не все показатели работы за август были обработаны. На 1 августа на улицах города совершено 119 краж (43 – за семь месяцев 2005 года), 20 разбойных нападений (девять), 173 грабежа (118). В 157 (81) случаях преступлений предметом преступного посягательства становились сотовые телефоны, в 82 (53) – деньги, в 29 (11) – одежда. В 113 случаях жертвами преступлений являлись женщины, в 33 – несовершеннолетние, в 54 – мужчины в нетрезвом состоянии. По мнению прокурора, вышеуказанные преступления, как правило, совершают подростки в группе либо ранее судимые граждане, не имеющие постоянного источника дохода, а также люди в состоянии опьянения, в возрасте до 30 лет. Основная масса преступлений на улицах совершается тогда, когда в городе отключается уличное освещение.
С открытием летних кафе, в особенности в прибрежной зоне Черемшана, обстановка усложнилась. В сводках происшествий ежедневно регистрируются заявления, сообщения о происшествиях, произошедших в этих кафе. С мая только в летних кафе и на прилегающих к ним территориях в УВД Димитровграда было зарегистрировано 75 преступлений, в том числе 11 тяжких. Основная масса приходится на кафе “Русич” – 35 преступлений, из которых 29 – кражи сотовых телефонов, сумок, барсеток. Со дня открытия кафе “Баржа” в милиции зарегистрировано 33 происшествия, случившихся здесь. По 22-м возбуждены уголовные дела: 15 краж, три грабежа, три факта уголовно наказуемого хулиганства, один случай нанесения побоев. В других кафе (“Сказка”, “Карусель”, “Ривьера”, “Ракушка”) обстановка также желает быть лучше.
Далее прокурор заметил, что принимаемые ГУВД меры нельзя признать адекватными, а проводимую работу оценить как удовлетворительную. Это касается и раскрываемости преступлений, и привлечения граждан к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии опьянения, за распитие спиртных напитков на улице, а также за реализацию спиртосодержащей продукции несовершеннолетним. Прокурор критиковал милицию и за то, что при расследовании уголовных дел установление причин и условий, способствующих совершению преступлений, носит формальный характер, а выносимые представления об их устранении не всегда выполняются из-за слабого контроля со стороны милиции.
Однако Г.Гордеев подчеркнул, что за сложившуюся обстановку на улицах города критиковать только милицию было бы неправильно. Вопросы противодействия такого рода преступлениям должны являться одним из самых приоритетных направлений в деятельности всех правоохранительных органов города, а также администрации Димитровграда и городского Совета, руководителей предприятий и организаций.
Прокурор города назвал ряд частных охранных предприятий, которые выделяют своих сотрудников для охраны общественного порядка в городе, а также НИИАР, в котором создана дружина. Но, к сожалению, эта инициатива – исключение из правил.
Затем перед участниками совещания выступил заместитель начальника ГУВД, начальник милиции общественной безопасности полковник А.Федосеев, который остановился на нерешенных проблемах, негативно влияющих на обстановку в городе. Силами одной милиции их не решить. Необходимо привлекать к охране общественного порядка на улицах города сотрудников других служб, выдавать разрешения на открытие и функционирование летних кафе только по согласованию с милицией, следует также возобновить работу стационарных постов милиции. Федосеев, как и прокурор города, особо остановился на проведении в городе культурно-массовых мероприятий, которые в большинстве своем заканчиваются большой пьянкой. Например, с празднования Дня молодежи в милицию было доставлено 35 несовершеннолетних в состоянии алкогольного опьянения.
Федосеев рассказал и о мерах, которые предпринимает милиция для стабилизации обстановки в городе, в том числе и за счет личного времени сотрудников. Однако в корне исправить сложившуюся ситуацию с уличной преступностью, учитывая недостаток сотрудников, плохое обеспечение средствами связи, изношенность парка автотранспорта и спецсредств, невозможно. Сотрудники милиции не стали работать хуже, просто с сегодняшним валом преступности справиться без поддержки руководства города, предприятий, без общественности очень трудно.
Зависит от каждого
Все выступающие внесли предложения, которые помогут повлиять на обстановку в городе. После чего участники совещания обсудили их. В результате все предложения вошли в постановление, в котором сказано, что рост уличной преступности во многом обусловлен отсутствием целенаправленных мер по ее пресечению. Меры профилактического характера должны включать в себя обязательное участие в процессе предупреждения преступлений не только правоохранительных организаций, но и органов самоуправления, негосударственных структур, населения.
Координационное совещание разработало ряд мер. Будет проанализирован практический опыт ГНЦ РФ НИИАР в привлечении общественности к охране порядка, после чего совместно с руководителями других градообразующих предприятий города будет изучена возможность привлечения их работников к этой работе. Руководителям исправительных учреждений, войсковой части и управления МЧС рекомендовано на постоянной основе выделять личный состав для усиления уличных патрулей, а администрации города – изыскать возможность выделения денежных средств на техническое обеспечение милиции, а также на возобновление работы стационарных постов в наиболее криминогенных районах города. В постановлении совещания также говорится о необходимости принятия мер к улучшению уличного освещения и его продлении минимум на один час. Выдачу разрешений на открытие и функционирование летних кафе следует осуществлять только по согласованию с ГУВД после предварительной проверки их технической готовности, оборудования средствами охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения. Участники совещания приняли решение запретить продажу спиртных напитков в местах проведения культурно-массовых мероприятий, а также в прилегающих районах. Владельцам же летних кафе необходимо принять дополнительные меры по обеспечению безопасности посетителей и их имущества как в самих заведениях, так и на прилегающей территории. Необходимо исключить факты реализации спиртного несовершеннолетним и нахождения последних в этих заведениях после 22 часов. Принято решение рекомендовать руководителям градообразующих предприятий изыскать возможность предоставления ГУВД автотранспорта для патрулирования улиц города, а также привлечения работников к охране общественного порядка на возмездной основе за счет работодателей.
Как видим, все предложения, вошедшие в постановление совещания, не новы. И результаты при их реализации могут быть очень действенными. Главное, чтобы после принятия решения они не остались на бумаге.
Д.НАДЕЖДИНА