Самый кокетливый предмет дамского туалета оказался в центре внимания в музее городского быта «Симбирск конца XIX-начала XX веков» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».
Здесь открылась выставка под названием «Шляпная мастерская». С давних времен без шляпки из фетра, соломки, меха или ткани наряд всякой уважающей себя женщины считался незавершенным. Мало того, что головной убор спасал от солнца и непогоды, – считалось неприличным появляться без него на людях.
В витринах выставки – около 30 женских и мужских шляп из фондов Музея-заповедника, частных коллекций, одного из городских ателье и из Ульяновского областного драматического театра.
Эпоха модерна представлена дореволюционными журналами мод. С пожелтевших страниц взирают дамы в огромных шляпах, похожих на пышные клумбы или корзины с фруктами. Стилизованные театральные шляпки в витринах напоминают о том благословенном времени, когда женщина, разумеется, из состоятельного слоя общества, сама напоминала своим обликом цветок. Пышные уборы «под эпоху» лет 20 назад украшали головы актрис, игравших роли персонажей XIX века.
Революция положила конец моде, щедрой на излишества. Одежда стала более строгой, и эта тенденция не обошла стороной и шляпки. Экспонаты самого «преклонного возраста» на выставке – подлинные шляпки 20-30-х годов прошлого века. Их украшения скромны и лаконичны – перо, или булавка, или пуговица, или ленточка…
Демонстрируется соломенная шляпа «канотье», знаменитая тем, что сумела продержаться в моде с середины XIX века до середины XX века, будучи популярной как у мужчин, так и у женщин.
Не обойдена вниманием и шляпка, которую в народе прозвали «менингитка». Ношение в холода этого маленького головного убора, лишь слегка прикрывающего макушку, вполне могло довести модницу в лучшем случае до больничной койки, а в худшем – и до безвременной кончины.
Чтобы представить себе, как изготавливались шляпы, вниманию публики предлагается набор, который был обычен для шляпной мастерской. Это, прежде всего, старинная деревянная болванка, на которой мастера шляпных дел формировали основу головных уборов. Рядом расположились инструменты и аксессуары: ножницы, вуали, искусственные цветы, листочки, булавки, пряжки и прочее. Редкая вещь – набор для изготовления искусственных цветов с лепестками, пестиками-тычинками и даже инструментами, с помощью которых бутоны собирались воедино.
Вообще, шляпников в дореволюционном Симбирске было раз-два и обчелся. Посему дамы из состоятельных семейств заказывали для себя модные шляпки по каталогам в столице либо искали подходящие варианты в шляпных отделах местных магазинов изящных товаров.
Экстравагантная выставка погружает в давнее, утраченное, ибо – кто нынче носит шляпки? Женщины, от мала до велика, в большинстве своем предпочитают практичные вязаные шапочки. Слишком уж время на дворе суетное, быстротекущее. Нет времени соорудить у себя на голове нечто, расправить плечи, приподнять подбородок и, не торопясь, понести свою красоту на загляденье мужчинам…
Кстати, в музее городского быта еще есть на что посмотреть и даже что послушать. После ремонта здесь – благодаря проекту «Несколько способов почувствовать время», реализованного в этом году при поддержке Федеральной целевой программы «Культура России» – «поселились» хозяева, присутствие которых легко ощутить. Из детской до вашего слуха вдруг донесется детский плач, из гостиной – игра рояля, из буфетной – звон посуды… А в воссозданном кабинете невидимого хозяина, сняв трубку с телефонного аппарата, можно узнать «свежие» светские новости. Современные музейные технологии творят чудеса: старинный симбирский дом оживает, стряхивает с себя сто лет и начинает раскрывать свои маленькие тайны…
Ирина Морозова