С департамента культуры требуют деньги за «ёлочку» Большинству ульяновских заведений культуры придется раскошелиться. Об этом заявил директор Приволжского филиала Российского авторского общества (РАО) Сергей Демин на пресс-конференции по вопросам авторских прав, которая состоялась во вторник, 25 ноября. Представители РАО прибыли в Ульяновск, чтобы воздействовать на организации, не желающие заключать с обществом пользовательские соглашения. Это предприятия общепита, торговли и развлекательной индустрии. Все – кто использует авторские произведения для широкой публики. В число потенциальных плательщиков попали местные ДК и сельские клубы. Крутят же они на новогодних представлениях известную песенку «В лесу родилась елочка»? А денег за это не платят. Между тем, у этого произведения тоже есть автор. И ему за публичное исполнение песенки полагается вознаграждение. Перечислять деньги должен региональный департамент культуры, который пока увиливает от РАО. Но представители авторского общества уверены, что расплачиваться в итоге придется. Рано или поздно. Заплати – и крути Написал, к примеру, человек музыкальное произведение. Или нарисовал плакат, написал стихотворение. Зарегистрировал авторское право. С момента первого исполнения произведения на концерте (печати плаката или, скажем, стихотворения в массовом издании) оно становится публичным. Исключительное право на его использование принадлежит автору. И ему придется платить за каждое публичное воспроизведение этого творения. То есть просто так на дискотеке музыку не поставишь. Сначала автору заплати – потом крути. Это касается абсолютно всех развлекательных учреждений, будь то кафе, ресторан, ночной клуб или кинотеатр. Прежде, чем использовать чье-то авторское произведение, организация должна заключить договор с РАО, сообщить где, когда и какое творение было использовано. И какой с этого был получен доход, чтобы впоследствии перечислить автору полагающийся процент. Такой расклад не обрадовал владельцев развлекательных учреждений. Особенно кинотеатров. «Мы и без того за прокат фильмов раскошеливаемся, теперь нас обязывают платить композиторам за звучащую в кинофильмах музыку…», – возмущаются некоторые из них. – Тем не менее, платить придется, – уверяет Сергей Демин, – и наглядный тому пример – только что завершившееся судебное разбирательство с ульяновским кинотеатром «Луна». На все наши попытки разрешить вопрос мирным путем, представители этого заведения никак не реагировали. Пришлось подать иск. В результате суд обязал кинотеатр выплатить около 300 тысяч рублей автору прозвучавшего в кинофильме произведения. Интересно, что другие кинотеатры города, хоть и заключили с РАО соглашение, но до решения суда приостановили выплаты. Видимо надеялись, что «Луна» отобьется. Тогда и они бы платить не стали. Но ожидания кинотеатров не оправдались. Теперь им придется гасить все накопившиеся задолженности. А это 3% от валового дохода за использование авторского произведения. То есть с каждых полученных за входной билет 100 рублей, три рубля придется отдать автору. Тоже самое касается владельцев маршрутного такси. В общественном транспорте частенько крутится музыка. Это, по словам Демина, тоже является публичным воспроизведением произведений. А значит, «маршруточники» должны платить авторское вознаграждение. Или не включать в машине музыку. Кстати, руководство РЖД уже заключило договор с РАО, чтобы беспрепятственно включать музыку в поездах и вагонах-ресторанах. Совершенно законно делают это и на ульяновских речных судах. Рискнуть креативом Тем, кто использует чужие творения, стоит быть начеку. Представители РАО обещают глобальные проверки. Правда, проконтролировать все заведения им вряд ли удастся. Физически не успеют. У РАО просто ни персонала, ни времени на это не хватит. На сегодняшний день общество способно охватить не больше 20% потенциальных «должников». Поэтому, скорее всего в поле зрения РАО попадут крупные организации. С ними возни меньше, зато доход больше. Именно поэтому многие из серьезных предприятий решили не рисковать чужим креативом. И заключили пользовательские соглашения с РАО. Это все местные теле и радиоканалы и два крупных ночных клуба. Остальные пока думают. А вот, руководство ВГТРК заключение с РАО заключило, но избежать судебного процесса этой телекомпании вряд ли удастся. За 2007 год ВГТРК задолжало 49 миллионов рублей авторских вознаграждений. Погасить долг телекомпания пока не сумела. Чтобы взыскать его, РАО обратилось в суд. Теперь с ВГТРК требуют 51,2 млн рублей с учетом пени и судебных издержек. Кстати, срок исключительного права на воспроизведение авторского творения действует в течение всей жизни автора, и в течение 70 лет после его смерти. Предъявить права на использованное произведение могут и наследники автора. Взять, например, известный плакат «Ты записался добровольцем?» Его частенько используют во время политических выборов, меняя подпись под изображением. А этот рисунок тоже защищен авторскими правами. И можно лишиться кругленькой суммы на штраф за его использование. Наследники автора данного плаката тоже находятся под защитой РАО. А вот по истечении 70 лет со дня смерти автора, его произведение можно смело использовать. Поскольку оно становится объектом «народного пользования». Так что местный краевед Сергей Петров может не надеяться отвоевать у Успенского авторство слова «чебурашка». Волжские бурлаки придумали это название для деревянной игрушки так давно, что оно уже стало народным. И Успенский имел право использовать его. А вот права на ушастого зверька Чебурашку – уже принадлежат композитору. Кстати, сроки действия авторского права могут быть и свыше 70 лет. К примеру, если человек написал произведение во время Великой Отечественной войны или сам в ней участвовал, такой срок продлевается еще на четыре года. Срубили нашу «ёлочку» Между тем, в поле зрения РАО попали не только коммерческие, но и государственные организации. И даже учреждения культуры. – В сельских клубах, домах культуры и других подобных заведениях проводятся дискотеки, праздники, на которых авторские произведения используются для публики, – говорит Демин, – следовательно, они тоже должны заключать с РАО соответствующее соглашение. И обязаны платить с полученного валового дохода. С входного билета на ту же дискотеку. Или новогодний праздник. Песенку «В лесу родилась ёлочка» крутят? А у нее тоже автор есть! Перечислять авторское вознаграждение должен местный департамент культуры. РАО попыталось наладить с ним взаимоотношения. Но пока тщетно. Думаю, это от правовой безграмотности. Сейчас ваш министр культуры поступает по-детски и прячется. Но думаю, со временем мы решим этот вопрос… Действительно.Решить вопрос представителям РАО труда не составит. Тем более, что Новый год не за горами. И без песенки про «ёлочку» там не обойдется. Одна проверка – и повод составить судебный иск. Кстати, платить из областной казны придется не только за «ёлочку». Но и за приглашенных на праздники исполнителей. Даже если мероприятие бесплатное. Такое как День города, например. – Если концерт бесплатный, вознаграждение автору музыкального произведения все равно положено, – уверяет Сергей Демин, – в этом случае процент исчисляется от гонорара, уплаченного артисту. У многих сразу возник вопрос – а как же быть с гимном Российской Федерации? У этого произведения тоже есть автор. Между тем, гимн часто исполняют на общественных, культурных и политических мероприятиях. И всегда публично. Неужели за это тоже придется отчислять авторское вознаграждение? Оказывается, по поводу гимна волноваться не стоит. Это произведение является достоянием народа. Петь его можно всегда, везде и сколько захочется. Денег за это не попросят. Наталья Полат Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Эсквайр
Где только интересно потом эти денежки оседают. Устроили кормушку.
danchenko
Как же тяжело, когда физически ощущаешь на ушах лапшу. Я всех понимаю, но больше всего г-не С.Дёмина. Такое ощущение, что в Ульяновск приехал рэкет.
Ну, начнем по порядку. Вы какую "Ёлочку" имеете в ввиду? Ну, ради интереса, какую? Ту, которая была написана: стихи в 1903, музыка в 1905? Нет? А какую из 14 "Ёлочек" из реестра РАО? Ответ должен быть точным, а то кому из авторов достанется вознаграждение? Вы знаете таких композиторов, как Смоленцева С.В., Грибков И.С. или Бекман Л.К. (тот, кто написал музыку в 1905)? А поэта Кудашову Р.А (которая в 1903 написала стихи к нашей "Ёлочке")? Какую "Ёлочку" дети петь будут? Думаете, я вас путаю? Нисколько! Это четкие данные из реестра РАО. Так платить или не платить? Когда эти авторы (настоящие) умерли? Или еще живы? И сколько лет должно пройти со дня их смерти? 25, 50 или 70? Посмотрите ради интереса разъяснения верховного суда РФ. И если вы так радеете за авторские права – передайте информацию перепуганным Домам культуры – пусть посылают РАО подальше и спокойно поют нашу "Ёлочку" под ёлочкой.
Дальше. Кинотеатры и "бедное" РАО! Анахронизм, который переполз под давлением РАО в ГК4Ч. Даже в Голливуде композиторы единожды получают гонорар за музыку для фильмов!!! Мы не берем сейчас концертное исполнение или запись. Наше РАО сумело и здесь погреть руки. Думаю, что здесь надо говорить о пересмотре самой статьи. Смелее надо быть. С такими анахронизмами надо бороться.
Но и это не беда!! Возможно, это покажется странным советом, но есть забавное предложение. Дело в том, что РАО, это организация освобожденная от уплаты ВСЕХ налогов. Поэтому по налоговому законодательству ВСЕ, КТО ПОДПИСАЛ С НИМИ ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, должны платить в дополнение к установленной ставке ещё и налоги – ЕСН для физ.лиц и НДС – для юр.лиц. 26% и 18% соответственно. Господин Дёмин вас об этом не предупреждал? Нет? А знаете, почему?
Отвечаем по пунктам:
1. РАО оставляет себе процент за осуществление сборов вознаграждений, ЗА КОТОРЫЙ НАЛОГИ ВАМ ПЛАТИТЬ НЕ НАДО. Пусть укажут, сколько пригрели.
2. Часть вознаграждений идет физ. лицам (ЕСН), а часть – юр.лицам (НДС). Т.е., для того, что бы вы смогли составить правильный отчет, РАО должно отчитаться перед вами за перечисленные вознаграждения. Сколько физиков, и сколько юриков.
3. Если хоть один лицензиат от РАО потребует такого отчета, интерес у РАО к собственной деятельности пропадет через недельку. ПОТОМУ ЧТО ЗА ВСЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ДЕНЬГИ ПРИДЕТЬСЯ ОТЧИТАТЬСЯ. А проверять отчетность будет уже налоговая. Тут и посмотрим, кто будет смеяться последним.
Статья действительно замечательная. И актуальная. У меня нет к вам претензий – вы, как журналист, очень точно зафиксировали всю ту чушь, подправленную правдивыми заявлениями, которую сообщил представитель РАО. Именно к нему, как прекрасно сознающему собственное шульмование, а не к вам, адресованы мои замечания и возражения.
Эсквайр
А вот еще интересно, как деньги стрясенные с дискотеки дойдут например в Голландию до Армина Ван Бюрена? Или вы там народ за быдло держите, думаю что все только и жаждут зажечь под Аллу Пугачеву в ремиксах и прочую шоболу?
Лика
Дааа… Не случайно эту контрору РАО назвали. Живо в памяти чубайсовское РАО ЕЭС
Alex
2 Лика
ЕЭС не чубайсовское, а российское, потому, претензии нужно предъявлять к системе, а не лично к Рыжему. Вы, наверняка, оказавшись у штурвала РАО ЕЭС, "рулили" бы энергосистемой страны много грамотней, чем этот "бездарь", правда?:) Вас лично чем обидел Чубайс и ЕЭС?
danchenko
По живым концертам (поправляю!) – исполнитель (не ресторан!!!) должен заплатить от сбора 7%, если чужое пел и играл. А если пел и играл классику, перешедшую в народное достояние? Или любимую в Ульяновске народную музыку? А если своё? Пусть Демин назовет хоть одного автора-исполнителя, который за свой концерт в клубе или ресторане поручил отправить в РАО авторский процент от сборов. ВСЁ В ГОНОРАРЕ. Знаете, куда эти авторы посылают представителей РАО? И хорошо, что не знаете. Это, кстати, информация для тех ресторанов и клубов, где звучит живая музыка – 100% отмаз от инспекторов РАО. Только составляйте правильные договора с исполнителями! Чужое – пусть по договору платит исполнитель. Свое – исполнитель сам с ними разберется.
И еще туда же. Спросите у ваших "правозащитников", как платить тем же ресторанам за фоновую музыку? Если музыка звучит только 1 час в день? Или 4? Или раз в неделю на свадьбе или корпоративе? Всем одинаково? По количеству сидячих мест? То-то и оно. Пусть ваши рестораны не валяют дурака, и ищут альтернативу – кормить посредников самое постылое дело. Но уж если очень хочется Мадонну и Челентано – требуйте отчетность за свои денежки. Только не поленитесь составить грамотный отчет! РАО этого ох как не любит, хотя и требует. И еще не забудьте, что вслед за РАО к Вам придут и другие. Собирать деньги за фонограммы будет РФА (ставки как у РАО), а за исполнителей РОУПИ или РСП (ставки такие же). Так что платить придется в 3 конца! И отчеты подавать всей троице.
Милые и ласковые сборщики авторского вознаграждения! Что же вы с народом делаете? Кроме судов и милиции у вас других способов нет? Или так денег хочется, что аж зубы свело? Задайте вопрос Демину, какую скидку на каждого клиента ему установили в Москве. Пусть ответит, сколько за счет таких скидок ОКУПы (организации по коллективному управлению правами) выгребают из карманов авторов?
Пусть ответит народу, а за каких авторов они деньги собирают? Вы хоть раз их реестр видели? Для того, что бы пользователю точно указать в отчете публично исполненное музыкальное произведение, нужен:
Для зарубежных фонограмм код международного стандарта ISRC, от которого наши ОКУПы бегут, как черт от ладана. Но иначе идентификация не может считаться точной. Вывод – деньги могут превратиться в обезличенный доход ОКУПа.
Культработник
Ну, к чему такие резкие заявления, господа хорошие? Авторских прав еще нигде в мире никто не отменял (вы первые хотите?), и платить все равно придется. Это общемировая практика. И если государство поручило это РАО, значит, необходимо иметь дело с РАО. Вы же ставите под сомнение институт налоговой инспекции только потому, что вам название не нравится, или у инспектора изо рта неприятно пахнет (или даже, допустим, он сам параллельно по какой-то там причине задержал выплату за коммунальные услуги)?! Закон есть закон, какой уж он есть!!!
Солидная структура РАО существует с советских времен, и досталась нам по-наследству от СССР. Другое дело, что собирать авторские хотели бы и другие шустренькие организации-новоделы, вот они и шумят по поводу и без, манипулируя в сознании обывателей именами авторов многочисленных "Елочек". Да дело и не в "Елочках" вовсе. Это же так, фигура речи. Дело в том, что авторы у нас – самые нищие в мире, потому что на отчисления (за основной вид деятельности, заметьте! то есть на доход от своей профессии) просто не проживешь – протянешь ноги. Тогда зачем писать вообще музыку эту?!
Нет, господа, надо – значит надо. Мы же стремимся жить по законам цивилизованного общества, а не залезть обратно на деревья, прикрепив к ж… обезьяний хвост. Если за газ и электричество платим (да, эти платы тоже постоянно растут, но мы же не ставим их под сомнение, верно?), платить придется и за энергию творческую. Это нормально. Крохотная строка за "авторские" в бюджете отрасли культуры поможет сочинителям выжить (кризис – он всех коснулся, поверьте!), и ничуть не обеднит местный бюджет. Конечно, у нас привыкли на халяву, по дешевке мероприятия проводить, на всем экономя (три шарика надули, две матрешки в кокошниках спели… ), и культура – самая бедная отрасль. Но ситуацию в ней надо менять, и деньги ей, наконец, давать на все. В том числе на "авторские" – это же не деньги на ветер, просто плата за купленный продукт, избавляющая от навязчивой бессонницы и ощущения интеллектуальной кражи…
Эсквайр
Да это просто бспредел и узаконенный рэкет 90-х. Хотя в некоторых ресторанах Ульяновска – иной раз сам возникает желание самому заплатить певцу, только чтобы тот заткнул фонтан, и не портил вечер мегахитами типа "За глаза твои карие" в живом исполнении
КУльтработнику
То есть если чью то песню в ресторане включили публике послушать – так надо автору за это платить?Диск то с песней вроде как купили. Разве этого мало? Или вот кинотеатры. Они же прод.серам за прокат фильма уже отчехлили деньги. Разве в эту стоимость не входит и прокат исполняемых в фильм мелодий? Три процента от валового дохода? Это ведь даже не от чистой прибыли, а от денег полученных в кассу. Как то странно. Или нет?
А вот Ежов, интересно – тоже должен платить всем авторам процент, ведь он тоже материалы использует. Если судить с точки зрения этого РАО.
Z
Ставлю пять баксов – счас придет ПМС и докажет, что это все происки Доронина :))))))))))))
danchenko
Уважаемая Наталья!
Убедительно прошу вас впоследствии посмотреть на деятельность таких организаций, как РАО, немного с другой стороны. Посмотрите финансовый отчет за 2007 год, где отчисления авторам составили чуть более 30%, вместо положенных 85%.
Сейчас идет очень серьезная борьба не только за права авторов, но и за права пользователей. И уж поверьте, никто не собирается уменьшить значение РАО, как организации с государственной аккредитацией, защищающей авторские права. Все намного, намного сложнее. И связано это в первую очередь с однобокой трактовкой ОКУПами не только законодательства, но и доведения информации до пользователей, т.е. людям, для которых вы все это написали. Другие задачи и другие цели. Авторы и Пользователи не специалисты в юриспруденции, и поэтому манипулировать ими в корыстных целях очень удобно. Еще раз отмечу – у меня как у журналисту нет к вам претензий. Все правильно написано. А вот к РАО вопросов много. Просто накипело уже..
Наивный
Кто такой ПМС?
Наивному
Похоже, имеют ввиду Прощай, Морозова. Или нет?
А я вот про маршруточников думаю. С них то каким образом деньги РАО снимать будет? Вряд ли они отдадут. Ну может зато шансон в маршрутках гонять перестанут.
Прощай, МОРОЗОВ!
З.
Гони 5 баков/ Доронин тут ни в теме)), а кто он вообще такой???
danchenko.
Аргументированно, фактурно, живо. Мне, например, тема не очень интересна, далёк я от неё, но Вас прочитал с удовольствием.
Если Морозов обвинит в использовании своей фамилии, буду просить Вашей консультаци.)
Кроме шуток написано здорово.
Наталья Полат
Спасибо за хорошие комментарии. Отдельное – Культработнику и Данченко. Видно, что люди в теме, что наболело. Danchenko – отдельное спасибо за отправленные мне на почту материалы, разработки и размышления. То что вы делаете, безусловно заслуживает уважения.
Прощай, Морозову.
А вы обращайтесь. Уверена, что Danchenko (как оказалось – его Андрей зовут) проконсультирует так, что никакого адвоката не понадобится. Да губернатор еще и должен останется.
Прощай, МОРОЗОВ!
А он и так должен. По жизни. Всей области. Было бы интересно если бы Андрей мне рекомендацию дал как с него стрясти хоть шерсти клок)))). Готов прочитать опубликованные на Улпрессе методологические рекамендации по этому поводу и следовать им до получения результата. Думаю что такой хохмы ещё нигде и никогда не было. Акция наверное получится в морозовском стиле. Повеселимся вволю. Это вам не патриотов рожать)))
Прохожий
Вот интерсено, когда Полат бегает за Морозовым и заглядывает ему в рот так же фривольна с ним в общении, как в комментах на Улпрессе (цитата: "еще и должен останется"). Нехорошо Наташа, вы ж так любите хвастаться своей особой близостью к сановному телу. Так будьте с ним бережней (с телом).
Прохожему
Вот уж насмешили так насмешили. Вы сначала проконсультируйтесь – кто там за кем бегает,
прежде, чем такое писать.
Alex
А где дают подобные консультации, не подскажете?
Прохожему
О, Ежов, вам уже и компроматы на сайт посыпались. Как весело. Ну-ну. Что еще там прохожий или захожий скажет? Морозова пожалейте, а то итак поседел что-то весь и осунулся в последнее время.
Наталья
Alex-у. Отличным консультантом, похоже, у нас оказался уважаемый danchenko.
Прощай, Морозову – что ж, думаю, Андрей еще появится с консультацими по Вашему вопросу.
Анонимным прохожим. Вам по теме, похоже, сказать нечего. Или заняться нечем, более, чем как всякие глупости сочинять. В следующий раз, хоть поинтересуйтесь, хожу ли вообще на мероприятия с участием губернатора. Чтоб поправдоподобней что-нибудь придумать.
Alex
уж ночь на дворе, а Вы всё о России думаете, Наталья! золотой Вы человек, и сердце у Вас золотое:)
Прохожий
А кто ж про мероприятия писал? Это ж вы Наталья хвастаетесь особой близостью к губернатору. Какой в этом компромат? Не пойму? Близость ясное дело не сексуальная, а журналистская. Чем же это вас, Наталья обидело? Чем это вам Сергей Иваныч плох?
danchenko
У меня есть друг – пивовар, с фамилией Корытов. В свое время он из собственной фамилии сделал бренд для своего пива "Корытоф". А проcто Корытов не получилось. После того, как отсмеялись, он поведал историю, что при регистрации бренда "Корытов" от него потребовали письменного согласия ВСЕХ КОРЫТОВЫХ, проживающих в России. Тогда он "в" сменил на "ф" – так прокатило.
Если Прощай, Морозов поменяет Морозов на "Морозоф" – смеха будет на меньше, и придраться никто не сможет!
А еще лучше – Прощай, МорозOF!!!
Или Прощай, МорозOFF! Как там правильней то будет?)
Прощай, МОРОЗОВ!
Прощай, МорозOFF! Я ж сразу сказал, что голова у Вас работает. Всерьёз задумался о ребендинге)))
Прощай,Морозову
А можно вообще одно слово оставить. МорозOFF. Тут два – в одном получается. Губернатор пуcть будет Морозов. А вы – МорозOFF.