Богоявленский храм
В середине 17-го века на земле «из диких полей» возле речки Каменный Брод, названной позднее Малым Уренем, появились первые избы поселенцев из числа служилых и ратных людей. Так было положено начало старинному селу Прислониха, носившему в первые годы своей жизни название Богоявленское. Наши предки были людьми мастеровыми, рубили амбары, мельницы, мосты, ставили избы. Тогда же была возведена и первая деревянная церковь «во имя Богоявления Господня».
Позднее, в 1722 году, помещик А.С. Белавкин построил посреди села, у пересечения речки Урень с Московским почтовым трактом, новую церковь, которая верой и правдой служила прихожанам до 1878 года. Построенная «иждивением онаго села обывателями», она пошла под снос «за ветхостью и по тесноте помещения». Судя по сохранившимся архивным документам, с 1875 года при Богоявленской церкви в должности псаломщика состоял Григорий Гаврилович Пластов, дед нашего прославленного земляка, академика, народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий – Аркадия Александровича Пластова. Священником здесь был отец Галактион Топорнин, а церковным старостой – местный крестьянин Корней Степанович Гундоров. Именно они принимали самое живое участие в сооружении нового, третьего по счету храма.
Аркадий Пластов, уже будучи известным художником, оставил в своем дневнике такую запись: «В молодости отец мой, Александр Пластов, был подмастерьем у своего отца, деда моего, Григория Пластова, иконописца и, кажется, архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то, сочинил и чертил Григорий Пластов». Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом».
Строительный устав тех лет гласил: «Церкви в селениях следует строить на приличных местах, наблюдая, чтобы всякие вообще постройки находились в расстоянии от церкви деревянной не ближе 30 сажен (русская мера длины, равная трем аршинам, или 2,13 метра – В.Н.), от каменной – не ближе 20 сажен, что, впрочем, не относится до церковных караулок и усыпальниц». Местоположение старой церкви вполне удовлетворяло требованием устава, и потому новую церковь решили ставить на прежнем месте. С той лишь разницей, что новый деревянный храм был более просторным и стоял на каменном фундаменте.
Это было чудо. Церковь поставили «кораблем», вытянув по одной оси с востока на запад. Состояла она из трех частей – алтаря, собственно храма, трапезной и колокольни. Сруб из вековых сосен обшили тесом и окрасили в белый цвет, железную кровлю – в зеленый. Купола на храме и колокольне сделали из белой жести, а кованые кресты позолотили. На колокольне подвесили пять медных колоколов, самый большой из которых весил 72 пуда и звон его разносился на несколько верст окрест. Вокруг церкви устроили деревянную ограду с каменными столбами, большими коваными воротами и четырьмя калитками. В храме устроили два престола: главный, холодный – в честь Богоявления Господня, и в теплом приделе – в честь Казанской иконы Божией Матери. Стены изнутри обтянули холстами и расписали маслом на библейские сюжеты. Иконостас, изукрашенный затейливой резьбой, имел более трех десятков разных икон.
Долгие годы Богоявленский храм грел души и сердца прихожан. Самые старые жители Прислонихи до сих пор вспоминают про Пасхальные и прочие церковные торжества. Аркадий Пластов, куда бы судьба и работа его не заносили, всегда старался встретить церковные праздники на своей малой родине. Говорят, что он был отменный звонарь, такой, что от его колокольной музыки душа к небесам воспаряла. А еще привозил из города бенгальские огни, опоясывал ими купола, а во время крестного хода зажигал. Зрелище – неописуемое: храм будто отрывался от земли и начинал парить в воздухе подобно большому белому облаку…
А весной 1936 года церковь закрыли, сделали из нее колхозный склад. В 1957 году решили доломать, снесли купола. Но храм устоял. К разговору о нем вернулись лишь в 1987 году, когда Средневолжским филиалом института «Спецпроектреставрация» был разработан генеральный план Прислонихи и проект об охране мемориальной зоны – усадьбы Аркадия Александровича Пластова, к тому времени почившего и похороненного на сельском кладбище. В эту мемориальную зону, охраняемую теперь государством, помимо прочих объектов, была включена и церковь со сторожкой (в которой, кстати, первоначально планировалось разместить выставочный зал). Но Богу угодно было все устроить по-Своему. Через почти 60 лет после того, как закрыли Богоявленскую церковь, в ней состоялось первое за столь долгие годы забвения богослужение.
Воссоздать первоначальный облик церкви Богоявления ульяновским проектировщикам удалось во многом благодаря рисункам, акварелям и картинам Аркадия Пластова на церковные темы – таким, например, как «Служба на Страстной», «Полая вода», «Летний праздник в Прислонихе», где изображался сельский храм.
Много сил положили прихожане и настоятель Богоявленской церкви – протоиерей Владимир Дмитриев, чтобы придать ей пусть и небольшую, но частицу былого благолепия. В свободное от службы время, часто по вечерам и даже ночами, отец настоятель вместе со своими добровольными помощниками развешивал по стенам храма пожертвованные сельчанами иконы, оформлял царские врата, устанавливал иконостас… К тому времени уже было известно, что прихожанами с тех пор, как был закрыт храм, спасены и сохранены несколько кусков холста, около десятка икон, большое деревянное распятие, висевшие над иконостасом, и крест с купола церкви. Как великое чудо воспринимается тот факт, что на одном из фрагментов холста, уцелевшего до наших дней, изображено Богоявление – то самое новозаветное событие, в честь которого и назван храм: Иоанн Креститель погружает Иисуса Христа в воды реки Иордан, и отверзаются Небеса…
Конечно же, до прежнего великолепия храму далеко, имею в виду его внутреннее убранство. Но главное все-таки в другом: Богоявленская церковь вновь открыта для всех, кто желает исцеления своей души, она служит, как и прежде, Богу и людям. На Рождество Христово и в престольный праздник соберется здесь много верующих, как из самой Прислонихи, так и из окрестных сел. В едином порыве встанут на молитву все, в чьих душах навсегда поселились Вера, Надежда, Любовь. Мир вам, добрые люди!