Адрес:

Сенгилеевский район, Тушна

Почитаемый Тушнинский родник, является памятником природы (ООПТ), расположен в 5 км юго-западнее села Тушна Сенгилеевского района, в неглубокой балке, посреди сельско-хозяйственных полей. По дну балки течет ручей Богомольный. Родник освящен во имя Параскевы Пятницы, имеет еще одно название Часовенный. У этого родника, примерно после 1750 года, была явлена чудотворная икона Великомученицы Параскевы именуемой Пятницей.
Согласно предания, после покорения Казанского царства, царем Иоанном Грозным в 1552 году, многие, не пожелавшие принять русское подданство расселились по Поволжью в глухих местах, в лесах основали станы и совершали отттуда нападения на окрестные селения. Южнее села Тушна, в Сенгилеевских горах, в десяти верстах, в местности, названной местными жителями «Тюбяк», в лесу основались четыре становища разбойничающих татар. Один из станов назывался «Кудеяров городок» по имени основателя Кудеяра, о его похождениях было известно уже далеко за пределами Симбирской губернии. Басурмане совершали набеги на Тушну, грабили местных и те для защиты от разбойников и и предупреждения своих, за селом, на горе «Маяк» устроили караул. Был поставлен длинный шест, который сторожа опускали при приближении разбойников.

По преданию, когда царь Иоанн Грозный покорил Казанское ханство, то часть татар стала служить московскому государю, а часть ушла из Казани в Жигулёвские горы, откуда совершала разбойничьи набеги на русские поселения. Однажды, наблюдатели села Тушна стали замечать, что полчище татар мчится на село, но останавливается у родника, стоит там некоторое время и разворачивается обратно. После выяснилось, что разбойники, в этом месте, все, внезапно были поражены слепотою и потому не могли продолжать свое движение дальше и кони их возвращали домой сами. Местные жители пошли посмотреть на то, что же не пускает разбойников. И обнаружили в воде икону Параскевы Пятницы. Взять икону никак не удавалось, святыня ускользала из рук как вода. Ничего не получилось даже у священников. По преданию, удалось это лишь мальчику-пастушку. Хранилась эта икона в местном храме и почиталась чудотворною. Была даже книга, в которых записывались все исцеления. Ныне икона святой Параскевы считается утеряной.

Березу эту, помнили многие старожилы, около неё позже построили часовню, которая была разрушена именно той березой во время бури. Часовню разобрали на щепки богомольцы, а корни березы долгое время ещё видны были на дне родника. Вместо старой построили новую вместительную часовню, в ней то и хранилась икона, а также стояла деревянная статуя святой Параскевы. Из колодца был сделан водопровод, вода по деревянным трубам текла в часовню и фонтаном выбивала из креста рядом с чудотворной иконой.
Икона сама была небольшая, в высоту 8 вершков, в ширину 6 вершков. Параскева Пятница изображена в полный рост, в правой руке крест, а в левой держала хартию, на которой был написан Символ веры. Икона хранилась в Тушинской церкви Архангела Михаила, стояла в киоте на котором были изображены чудеса Святой Параскевы Великомученицы, вставлена в серебряную вызолоченную ризу чеканной работы. Икона была почитаема как чудотворная. В книгах приходского храма были описаны множество чудес произошедших у иконы, но пожар 1812 года не пощадил ничего, сгорел и храм, и церковные книги.
В настоящее время местонахождение и судьба иконы неизвестны. К роднику и часовне паломники из многих окрестных сел приходили на протяжении нескольких веков, но 1930-е годы часовню разрушили, а родниковой водой стали поить скот. Во времена богоборчества, в 50-60-е годы, источник неоднократно пытались залить мазутом, перекапывали и засыпали, но вода всегда выходила на свет Божий. На церковные праздники выставлялся кордон милиции, чтобы верующие не могли пройти к святому источнику.
Престольный праздник здесь проходит в десятую пятницу после Пасхи. Поныне на престольный праздник, к святому источнику стекается много паломников и богомольцев. Память Великомученице Параскеве, нареченной Пятнице отмечают также 10 ноября по новому стилю.
Матушке Параскеве молятся о разрешении безчадия и об исцелении детей, о хороших женихах и о покровительстве семейного очага, о даровании дождя и о покровительстве в сельхозработах, о добрых отношениях в семье и во всех житейских и семейных нуждах, о помощи при громе и молниях.

 

svyato.info