Адрес:

Карсунский район, Вальдиватское

Родник «Владимирской иконы Божией Матери» находится у пруда, на западной окраине села Вальдиватское Карсунского района, близ улицы Новая линия. Первоначально родник состоял из нескольких небольших родничков и располагался в неглубоком овраге. Впадал в речку Вальдиватку. В начале 80-х годов на реке была построена плотина. Из-за поднятия уровня грунтовых вод и запруды Вальдиватки родник практически исчез ушел под воду.

В настоящее время на месте родника осталось старое русло с очень влажной почвой. Овраг зарос так, что пробраться через высокую растительность довольно трудно, и только один член нашей экспедиции решился на это. Его взору и предстала эта нерадостная картина. В метрах десяти от затопленного родника находится пруд.

Когда мы приехали в село, чтобы найти родник и узнать о его истории, а также посмотреть на явленную икону, которая, по архивным сведениям, должна находится именно здесь, никто из местных жителей ничего вразумительного сказать не мог. Проплутав бесполезно некоторое время по сельским улицам, зашли в магазин купить кое-каких продуктов. Народу в магазине было не очень много. Стоя в очереди, мы рассуждали между собой о том, где бы еще можно получить интересующую нас информацию. И тут одна бабушка, услышав наш разговор, сказала: «Я знаю, где находится икона, и кто может рассказать вам о роднике». Она назвала нам имя хранительницы иконы, как вдруг другая бабушка стоявшая в очереди, предложила нам обратиться к другим людям. Вскоре почти вся очередь включилась в наш разговор, и наперебой начали советовать к кому нам лучше пойти. В конце концов, мы выяснили, где же все-таки хранится икона, и что историю родника нам может рассказать Чижова Мария Александровна. Мы отправились к ней, и вот что она нам рассказала: Было это в первой половине 19 века. Одна маленькая девочка, играя у родника, увидела в воде необычный плоский камешек с образом Пресвятой Богородицы. Она его вытащила и отнесла домой. Произошло это 6 июля в день чествования Владимирской иконы Божией Матери! В то время в селе была большая и очень красивая церковь с огромным куполом и ангелами наверху. Родители девочки отнесли находку в храм. Местные священники пришли в изумление от увиденного: на камне четко вырисовывался образ Владимирской иконы Божией Матери! Но чтобы «не принять желаемое за действительное» и еще раз проверить и удостоверить свою догадку, отправили камешек со Святым образом в Москву в Священный Синод на освидетельствование. После проведенной там экспертизы в явленном камешке признали Владимирскую икону Божией Матери. Её канонизировали, сделали красивый оклад и оставили в Москве. Местные жители и священники села вели долгую переписку и настаивали, чтобы икону вернули обратно. По их молитвам и по воле Божией икона вернулась на свое место в церковь села Вальдиватское. С тех пор в храме был освящен придел в честь Владимирской иконы Божией Матери, а 6 июля (день обретения иконы) стал его престольным праздником. На роднике построили каменную часовню и поместили туда список с иконы. Молиться Пресвятой Владычице приходили не только жители Вальдиватского, но и из соседних сел. На «Владимирскую» приходили монашки из Сурского района. Начинали служить всенощную всегда с вечера, а под утро крестным ходом приносили каменную икону к роднику и служили молебен.

С того времени, крестные ходы совершались каждый год в день явления иконы и продолжались вплоть до недавнего времени пока по чье-то злой воле не затопили родник. Вода в роднике была целебной, особенно помогала, как помнят старожилы, при различных детских заболеваниях. От самой Владимирской иконы Божией Матери тоже было много исцелений, и она была признана чудотворной.

В годы Советской власти церковь в селе разрушили. Святую икону спасла Прасковья Фролова. Она тогда была певчей, обладала сильным и красивым голосом. В свое время ей даже предлагали петь в Московской филармонии, но она предпочла служить Богу.
Спустя годы уже бабушкой П. Фролова переехала в г. Свердловск к родственникам, а Чудотворную «завещала» односельчанам. С тех пор икона кочевала от одних людей к другим, поскольку в селе так и нет ни церкви, ни даже молельного дома. В одно время икона «уезжала» в другое село, но потом, как и должно быть, вернулась в родное Вальдиватское.

В настоящее время она хранится у одной из местных жительниц. Она то и показала нам знаменитую икону. Правда перед этим долго выспрашивала: «Кто мы, откуда, а главное есть ли у нас благословение на фото и видео съемку». Успокоив нынешнюю хранительницу иконы и сделав все необходимые снимки, каждый из нас подержал ее в руках, приложился к святому образу. Четкое изображение Богоматери с младенцем не нарисовано, не вычерчено рукой, а «сложено» разными по цвету камнями. Природа по Божьему промыслу «выложила» образ четко вплоть до сияющего нимба над головой и складок одежды! Удивительное чувство поднимается в душе от прикосновения к иконе: трепетное и в то же время «весомое» не только от тяжести камня, но и от почти физического ощущения идущей от нерукотворного образа благодати.
Обидно, что такая святыня вынуждена пока храниться «по сундукам» и нет ей, достойного ее значимости, места в храме родного села. Ну что ж, на все воля Божия. Будем надеяться и верить, что по молитвам Всемилостивой Небесной Царицы простятся нам грехи наши. Празднования в честь иконы 3 июня, 6 июля и 8 сентября (нов. стиль).

А воду для купания больных младенцев набирают до сих пор из пруда, на дне которого выбивает тот самый святой источник, в котором Бог послал нерукотворный образ Пречистой Своей Матери. Говорят, до сих пор помогает.

После публикации данной статьи в газете «Православный Симбирск» на берегу ручья местные жители поставили деревянную часовню и обустроили место для забора воды. «Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая».

svyato.info