Адрес:

Старомайнский район, Дмитриево-Помряскино

Церковь в селе Дмитриево-Помряскино является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) – «Церковь Казанской Божьей Матери с колокольней и трапезной», середина XIX века. (Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999. № 959-р.).

Село Дмитриево-Помряскино (Панское), расположенное в 20 км к югу от Старой Майны на реке Урень, было основано в 1679 году мордовскими поселенцами из Казани и Арзамасского уезда. Название произошло
от мордовского имени Помряско. Административно село относилось к Чердаклинской волости Ставропольского уезда Самарской губернии. В конце XVII века в село по указу Петра I поселены польские шляхтичи, в связи с чем оно приобрело название Панское Помряскино. В 1736 году в селе построена деревянная церковь во имя Дмитрия Солунского, отчего впоследствии и произошло современное название. К 1770 году среди помряскинских помещиков были известные дворянские роды: граф Петр Шереметьев, князь капитан Семен Вяземский, князь капитан Иван Бабичев, подполковник Петр Бекетов, полковник Алексей Григорьевич. К 1795 году в селе Дмитриево-Помряскино насчитывалось 88 дворов и 656 жителей, а к 1859 году – 124 двора и 1051 житель. К 1910 году в селе было 264 двора, 1599 жителей (русские), каменная Казанская церковь, земская и церковно-приходская школы, 4 ветряных и
1 водяная мельницы, 1 крупообдирка. В 1930 году в селе Дмитриево-Помряскино – 333 хозяйства и 1546 жителей, в том же году в селе был образован колхоз имени Мичурина. В 1999 году в селе было 412 хозяйств и 1255 жителей.

Каменная тёплая церковь в Дмитриево-Помряскино построена в 1816 году на средства дворянки Анны Михайловны Наумовой. Церковь была трехпрестольная: главный престол освятили во имя Казанской иконы Божьей Матери; в правом приделе, построенном в 1858 году, престол был во имя Святителя Мирликийского Чудотворца Николая; в левом – во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Бесплотных сил. В 1840 году церковь горела, но уже в следующем году ее отремонтировали на средства помещика гвардии прапорщика Николая Михайловича Наумова. При церкви была каменная часовня, построенная при участии помещика Дмитрия Евлампиевича Нечаева. В период богоборчества в 1930 году с церкви сняли колокола, а в 1932 году её закрыли, разграбили и приспособили под склад колхоза имени Мичурина. Сейчас церковь пустует и разрушается. Церковь состоит из храма с пятигранной апсидой, трапезной и колокольни, образующих в плане крест. Основной объём храма «восьмерик на четверике», завершён низким восьмигранным куполом. Колокольня четырехъярусная, покрытая восьмигранным куполом, завершённым железным крестом на подкрестном яблоке. Два нижних яруса колокольни-четверики; третий ярус звон – четверик со срезанными гранями – прорезан арочными проёмами по сторонам света; верхний ярус – восьмерик с восемью арочными проёмами, оформлен в виде круговой аркады. Фасады ярусов колокольни завершены карнизами с поясами поребрика и ширинок. Грани первого яруса колокольни венчают низкие треугольные фронтоны. Углы звона украшены врезанными восьмиконечными крестами и прямоугольными нишами. Углы четверика храма выделены пилястрами с белокаменными капителями. Фасады восьмерика обрамлены неширокими лопатками. Фасады храма завершают профилированные карнизы с сухариками. Оконные и входные проёмы храма прямоугольные, главный западный вход в церковь арочный. Купол храма венчает восьмигранный в плане подиум, на котором стоял венчавший храм крест. На северной и южной гранях восьмерика храма помещены стилизованные «венецианские» окна. В окна вставлены железные кованые решётки. Бесстолпный храм перекрыт восьмилепестковым сомкнутым сводом. Переход от четверика храма к восьмерику барабана осуществляется при помощи тромпов. Храм сообщался с алтарём через три высоких арочных проёма. Стены внутри храма были оштукатурены, окрашены лазурной краской и покрыты изображениями на библейские сюжеты в стилизованных рамах с растительным и геометрическим орнаментом. На южной стене храма едва читается композиция «Несение креста». Остальные росписи к настоящему времени практически угасли.