Адрес:

Старомайнский район, Русский Юрткуль

Церковь в селе Русский Юрткуль является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) – «Церковь Михаила Архангела, приходская с трапезной и колокольней», 1869 год. (Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999. № 959-р.).

Село Русский Юрткуль (Архангельское), расположенное в 33 км к северо-востоку от Старой Майны, основали во второй половине XVII века мордовские переселенцы. В 1698–1699 годах по указу Петра I были выселены, а на их место водворили польских шляхтичей, попавших в Россию после войны между Речью Посполитой и Россией в 1654-1667 годах. С постройкой в 1776 году деревянной церкви с престолом во имя Архистратига Божия Михаила село получило второе название – Архангельское. В 1795 году в селе Русский Юрткуль (Архангельское) проживало 973
жителя. Административно село относилось к Спасскому уезду Казанской губернии. В 1897 году в селе Русский Юрткуль было 2124 жителя. Здесь было земское училище, церковно-приходская школа, две лавки, солодовня, девять ветряных мельниц. В 1908 году в селе 397 дворов и 2528 жителей. Здесь имелось волостное управление, четыре крупорушки, четыре кузницы, казённая винная лавка и чайная Казанского общества трезвости. Жители занимались земледелием, животноводством, гончарным делом. В 1930 году был образован колхоз имени Степана Разина. В тот год в Русском Юрткуле насчитывалось 495 хозяйств и 2243 жителя. В 1959 году в селе проживали 1047 жителей, здесь была восьмилетняя школа, библиотека, клуб.

В 1989 году в Русском Юрткуле осталось 230 хозяйств и 535 жителей, а в 1999 году в селе было 240 хозяйств и 550 жителей. Каменная тёплая трёхпрестольная церковь в селе Русский Юрткуль была построена в 1869 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского на средства прихожан. Главный престол освятили во имя Архистратига Божия Михаила, правый придел – в честь Преображения Господня, левый – во имя Казанской иконы Божьей Матери.
В начале 1930 годов церковь закрыли. С колокольни сняли колокола и увезли на переплавку. Самый большой из колоколов весил 120 пудов, его с трудом смогли расколоть на куски перед отправкой. Церковные иконы изрубили топорами и сожгли. Прихожане смогли спасти только часть икон и церковное распятие, которые передали затем в Козьмодемьянскую церковь села Кокрять. Церковь после разграбления приспособили под колхозный склад.
Сейчас церковь заброшена, пустует и разрушается. Каменная церковь Михаила Архангела расположена на площади в центре села, на берегу старинного церковного пруда. Композиционно каменная церковь представляет протяжённый прямоугольный в плане объём, основу которого составляет бесстолпный двухсветный четверик храма, увенчанный пятиглавием, к которому примыкает с востока пониженная прямоугольная апсида, а с запада равно-
высокая с апсидой протяжённая трапезная. Колокольня, от которой сохранилось четыре массивных восьмигранных столпа, располагалась в двух метрах западнее трапезной. Церковь стоит на высоком кирпичном цоколе с парными продухами. Сохранилось четыре главки храма, установленные на высоких шеях. Центральная глава обрушилась в 1990-е годы. На всех главках сохранились железные кованые кресты, в центр которых помещены терновые венцы из бронзы. Храм был перекрыт на четыре ската, апсида на три ската, трапезная на два ската. Северный, южный входы в храм и западный вход в трапезную оформлены как перспективные порталы. Все окна церкви арочные, фланкированы пилястрами и завешены треугольными фронтонами. Благодаря хорошим пропорциям и удачному декору, церковь и в нынешнем полуразрушенном состоянии выглядит очень красиво. Снаружи церковь была побелена. Широкий карниз опоясывает среднюю часть трапезной и нижнюю часть храма. Верхняя часть фасадов
гладкая и завешается широким фризом из квадратных ниш и карнизом с большим выносом. Нижняя часть фасадов декорирована спаренными и счетверёнными нишами-ширинками. Фасады храма и трапезной оформлены по углам парными лопатками. Высокие восьмигранные шейки главок украшены аркатурой. В нижние окна были вставлены кованые железные решётки. Высокое пространство храма перекрыто четырёхлепестковым сомкнутым сводом. Стены внутри были оштукатурены и окрашены в лазурный цвет. Пол устроен из каменных плит и частично покрыт метлахской плиткой. При алтаре сохранились солея и амвон. На стенах храма и трапезной просматриваются угасающие росписи. На стенах храма и трапезной сохранились живописные композиции на библейские сюжеты, а также изображения святых и мучеников. Росписи помещены в стилизованные прямоугольные рамы с  геометрическим и растительным орнаментом. Большинство имевшихся в церкви росписей к настоящему времени практически угасли. Храмовая центральная глава с крестом повалилась несколько лет назад. Хранит крест Михаил Яковлевич Долгановский, судя по внешности и по фамилии, потомок тех самых шляхтичей, взятых в плен во время русско-польской войны середины XVII века. Он рассказал: «Церковь не действует с 1930-х годов – ещё меня не было. Деревянные главки стали разрушаться со времени хранения химикатов внутри. Колокольню разрушили
в конце 60-х годов ХХ века – взяли кирпичи для устройства фундамента школы. Только она долго не простояла – скоро закрыли её, и она развалилась».