Адрес:

Старомайнский район, Новиковка

Церковь в селе Новиковка является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) – «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, приходская зимняя с колокольней и кладбищем», 1821 год (Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999. № 959-р.).

 

 

 

Село Новиковка (Покровское) расположено на обоих берегах реки Красная, у громадного леса, в 19 километрах к юго-востоку от Старой Майны. Поселение образовано во второй половине XVII века поселенцами, несшими охранную службу по уезду, за что они были наделены землей. Название села происходит от фамилии основателей – Новиковых. С постройкой церкви село Новиковка получает и другое название – Покровское – по главному престольному празднику, но в XX веке это название уже не употреблялось. К 1795 году в селе Покровское (Новиковка) было 895 жителей. Административно село относилось к Помряскинской волости Ставропольского уезда Самарской губернии. К 1884 году в Новиковке насчитывался 261 двор и 1368 жителей, 6 лавок, паровая мельница, базар по воскресеньям, кабак. В 1910 году в селе 341 двор, 1879 жителей. В 1930 году в Новиковке в 499 дворах было 2218 жителей, в 1959 году а селе проживал 981 человек, а в 1999 году было 203 хозяйства и 516 жителей. Здесь у помещика Лазарева гостил (предположительно, в 1871 году) собиратель фольклора Д.Н. Садовников (1847–1883) и записал у новиковцев загадки и сказки. В Новиковке родился известный советский писатель Александр
Сергеевич Неверов (Скобелев) (1886–1923). В голодном 1921 году Неверов ездил за хлебом в Ташкент и под впечатлением от этой поездки написал известную повесть «Ташкент – город хлебный». В 2002 году в селе
Новиковка в здании школы был открыт на общественных началах сельский центр «Красноречье» по инициативе Ю.К. Рощевского и В.А. Ильина, кураторов проекта «Красноречье»: будущее, настоящее, прошлое ландшафта Культуры». В 1821 году (по другим данным, в 1770 году) на средства прихожан была построена каменная двухпрестольная церковь с главным престолом во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в правом пристрое – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В советское время священнослужителями в церкви являлись Григорий
Софоклов и после него Алексей Иванович Державин. В 1930 году с церкви сняли колокола. Священника церкви – Алексея Ивановича Державина – в сентябре 1932 года репрессировала «тройка» ОГПУ, а церковь закрыли и разграбили. Сейчас церковь пустует и медленно разрушается. Верующие устроили в алтаре церкви «святой угол», куда поставили иконы и свечи, и приходят сюда молиться. Церковь выстроена «кораблём»: на оси восток–запад последовательно располагаются храм с полуциркульной в плане апсидой, трапезная и колокольня. Позже к храму и трапезной были пристроены обширные боковые приделы с полукруглыми алтарями.

 

 

Храм построен по типу «восьмерик на четверике». Над центральным кубическим объёмом храма возвышается восьмигранный барабан, перекрытый сомкнутым сводом. На свод поставлен небольшой, изысканный по
декору восьмерик, увенчанный небольшой изящной главкой с подкрестным яблоком и кованым крестом. Северная и южная грани восьмерика прорезаны прямоугольными оконными проёмами, обрамлёнными простыми карнизами, с разорванными лучковыми фронтонами. На остальных гранях барабана устроены подобные по декору ложные окна. Колокольня устроена в три яруса и была завершена высоким шатром (утрачен), увенчанным главкой и крестом на подкрестном яблоке. Нижний кубический ярус колокольни с запада прорезан высоким арочным входом. Два верхних восьмигранных яруса – звоны, прорезаны по сторонам света арочными проёмами с архивольтами. Грани восьмерика выделены плоскими лопатками и завешены карнизами с белокаменными элементами. Грани четверика украшены поясами поребрика. Грани восьмерика храма выделены плоскими лопатками и завершены карнизом с городковым фризом. Верхний восьмигранный ярус колокольни, оформленный парными полуколонками и архивольтами с килевидными завершениями, представляет собой стилизованную круговую аркаду. Боковые приделы прорезаны арочными оконными и дверными проёмами с архивольтами (часть с килевидным завершением). Фасады приделов декорированы широкими лопатками, расчлененными прямоугольными ширинками, и завершены изящным карнизом с городковым пояском. Внутри церковь представляет собой разветвлённую систему помещений, сообщающихся через арочные проёмы. Своды трапезной и приделов поддерживаются рядами крещатых и квадратных в плане столпов. Низкое пространство трапезной и приделов, напоминающее катакомбы, контрастирует с просторным высоким интерьером храма, перекрытого восьмилепестковым сводом. Несмотря на полуразрушенное состояние здания, церковь не заброшена. Внутри чисто, в алтарных частях церкви верующие поставили иконы и распятия, зажигают свечи и, вероятно, собираются для молитвы. На стене храма в 2009 году нами была обнаружена роспись «Снятие с креста». На фотографиях, сделанных в храме в 1999 году Ю.К. Рощевским, имеются ещё две росписи: «Положение во гроб» и «Поклонение пастухов». Церковь была расписана в реалистичной манере профессиональным и несомненно талантливым художником.