Адрес:

Сурский район, Никитино

Церковь в селе Никитино является выявленным объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) – «Церковь православная приходская однопрестольная Архангела Михаила», 1820 год. (Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999. № 959-р.).

с. Никитино (Архангельское) при р. Барыше
Храмов два: холодный и теплый. Холодный храм каменный, построен в 1820 г. помещицей графиней Параскевой Никол. Гурьевой; престол в нем во имя Архистратига Божия Михаила. Теплый храм деревянный, построен прихожанами в 1895 г.; престол в нем во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковной земли: 33 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Дома: для священника общественный, у диакона и псаломщика собственные, построены на церковной земле. Капитал Причт 3750 руб. Прихожан: в с. Никитине (н. р.) в 163 двор. 650 м. и 824 ж.; в дер. Александровке (при рч. Чечоре, в 4 вер.; н. р.) в 153 двор. 613 м. и 777 ж.; в дер. Степановке (н. р.; в 6 вер.; сообщению препятствует р. Барыш во время весенняго разлива) в 110 двор. 439 м. и 474 ж.; в дер. Кобелевке Алатырского у. (при Мошковом колодезе, в 5 вер.; сообщению препятствует разлив р. Барыша; н. р.) в 144 двор. 577 м. и 630 ж.; всего в 570 двор. 2279 м. и 2705 ж.; в том числе склонных к расколу 171
м. и 286 ж. и раскольников 117 м. и 139 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1897 г. Школ четыре, все земския: одна в с. Никитине, другая в дер. Александровке, третья в дер. Степановке и четвертая в дер. Кобелевке Ближайшия села: Кивать в 3 вер., Лава в 10 вер., Большая Кандарать в 6 вер., Усть-Урень в 9 вер. и Выползово Алатырского уезда в 4 вер. Расстояние от Симбирска 100 вер., от Карсуна 30 вер., от Усте-Уренского волост. правд. 9 вер. Почтов. адрес с. Большая Кандарать (вер.). Баженов Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года (Приложение к Симбирским
Епархиальным Ведомостям за 1903 год). – Симбирск, 1903.

Село Никитино, расположенное на реке Барыш, в 23 км к востоку от посёлка Сурское, основано во второй половине XVII века. В начале XVIII века село было пожаловано царём сенатору графу Дмитрию Александровичу Гурьеву. С конца XVIII века до начала XX века Никитино относилось к Карсунскому уезду Усть-Уренской волости Симбирской губернии. В 1859 году здесь был 151 двор и 1294 жителей, церковь, суконная фабрика. Традиционным промыслом никитинских крестьян являлось изготовление специаль ных шляп для крестьян и зимней обуви – валенков, которые
продавались по всему Средне му Поволжью. В 1897 году в Никитине было 247 дворов, население 1623 человек, две церкви, школа, водяная мельница. В годы столыпинской реформы в селе открылись принадлежавшие купцу
Ф.К. Фирсову винокуренный завод и водяная мельница, которая и сейчас возвышается к северу от села на берегу Барыша. В 1913 году в этом русском селе было 315 дворов, 1764 жителя, две церкви, две школы, контора кредитного товарищества валяльщиков теплой обуви. В 1996 году в селе проживало 464 человека, преимущественно русские.
Каменная церковь во имя Архистратига Божия Михаила в селе Никитино построена помещицей П.Н. Гурьевой и освящена в 1820 году. Закрыли храм в 1929 году. В последние перед закрытием годы в церкви служил Александр Ласточкин (отец Александр). Затем отец Александр стал служить в соседнем селе Выползово, продолжая жить в Никитино. В 1930 году возвращающегося после службы домой священника сильно избили никитинские  комсомольцы, и вскоре он скончался. В 1970-е годы в церкви размещался зерносклад Астрадамовского совхоза имени Н.К. Крупской. Затем долгие годы церковь пустовала и разрушалась. И только в последние годы храм очистили от мусора и начали реставрировать. Михаило-Архангельская церковь является редким в Среднем Поволжье образцом зрелого классицизма. Расположен храм посреди села на возвышенном открытом месте у правого берега реки Барыш. Двухчастное здание, состоящее из храма с трапезной, имеет в плане форму латинского креста с удлинённой западной частью. Храм – массивный четверик. Центр четверика увенчан круглым гладким световым барабаном с 12-ю прямоугольными окнами, украшенным сухариками, белокаменным карнизом и полусферическим куполом. Над углами четверика стояли квадратные в плане башенки звонницы, со сквозными арочными проёмами и купольным завершением превращающие общую композицию здания в пятиглавую. С юга, севера и востока храма имеются широкие ризалиты, завершённые низкими фронтонами и образующие ветви креста. В восточной ветви размещался алтарь, в западной – удлинённой, с двускатной кровлей и фронтоном – трапезная. Здание имеет высокий цоколь с глубоким сводчатым подклетом. Здание церкви сложено из кирпича 26–
27х12 х7 см на сложном растворе, кладка крестовая. Фундамент бутовый. Цоколь глубокий толстостенный; внутри него крестообразная система подклетных помещений, перекрытых коробовыми сводами. Для деталей декора, облицовки цоколя и важных конструктивных узлов использован белый известняк. Общие габариты здания 23,0х32,0 м. Фасады церкви оштукатурены, гладкие, светло-охристые, детали побелённые и белокаменные. Фасады завершены триглифным фризом и карнизом с плоскими дентикулами. Такой же карниз сделан по скатам фронтонов. Окна одинаковые прямоугольные без наличников, помещены в три оси на ризалитах и в одном на углах четверика. В окна вставлены кованые решётки. Интерьер здания просторный, высокий, крестообразный и хорошо освещён. Храм перекрыт куполом на световом барабане, на подпружных арках и парусах. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами, лежащими поверх подпружных арок. В уровне пят подпружных арок по всему периме-
тру здания проходит непрерывный белокаменный карниз с модульонами, с раскреповкой над всеми углами и пилястрами. Три кольца белокаменных карнизов – в основании барабана (широкий с дентикулами), под окнами
барабана и у основания купола – усиливают перспективу купольного завершения. Закомары на торцевых стенках рукавов креста оформлены в виде полукруглой люнеты с рустованным архивольтом. В алтаре сохранились остатки белокаменной солеи. В люнетах и на глухих участках стен местами сохранились росписи на библейские сюжеты и изображения святых. В куполе сохранилось изображение Господа Саваофа. Иконостас и утварь не сохранились.
Встреченная нами у церкви местная жительница Наталья Раевская – носительница старинной дворянской фамилии. В России существовало много дворянских родов с фамилиями Раевских – все они разного, боль-
шей частью польского происхождения. Фамилия Раевских была внесена в Дворянскую родословную книгу Симбирской губернии.