Церковь Святителя Николая
Церковь в селе Чумакино является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) регионального значения – «Церковь Святителя Николая (православный приходской храм)», 1831 год. (Решение исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 № 79 («Никольская церковь»); Распоряжение Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999. № 959-р.).
с. Чумакино при p. Cypе. Храм каменный, теплый, построен прихожанами в 1831 г. Престол в нем один – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковной земли: 1 дес. усадебной, 45 дес. пахотной и 42 дес. сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика. Дома: для священника общественный, у псаломщика собственный, построены оба на церковной земле. Жалованья от казны: священнику 300 руб. и псаломщику 100 р. Прихожан в с. Чумакине (н. р.) в 210 двор. 683 м. и 717 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1879 г. Земская школа открыта в 1863 г. Ближайшия села: Коржевка в 3 вер., Большое Шуватово в 6 вер. и Проломиха в 9 вер. Расстояние от Симбирска 143 вер., от Карсуна 48 вер., от Коржевского волост. правл. 3 вер. Почтов. адрес – с. Коржевка (3 вер.).
Село Чумакино расположено в 45 км к северу от города Инза в долине реки Суры. Раньше относилось к Карсунскому уезду Симбирской губернии. Возникло Чумакино в конце XVII – начале XVIII века. К 1859 году в селе насчитывалось 104 двора удельных крестьян. Среди местных жителей был распространён промысел – плетение из лыка и мочала. В 1913 году в селе был 271 двор, 1744 жителя, Никольская церковь, школа, общественная мельница. В 1996 году в селе проживало 550 человек. Каменная тёплая Никольская церковь построена в Чумакино прихожанами в 1831 году. Престол в ней был один – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Храм закрыли для богослужения в начале 1930-х годов. В 1980-е годы в здании церкви размещался склад потребкооперации. Сейчас храм заброшен и разрушается. Каменную Никольскую церковь в Чумакино характеризуют массивные геометрические объемы, а также наличие двух осей симметрии. Церковь, расположенная на западной стороне улицы села, имеющей направление север–юг, состоит из квадратного в плане храма с полукруглой апсидой с востока и повторяющей очертания апсиды западной частью, к которой примыкает массивная колокольня. В основании двухъярусной колокольни — четыре квадратных в сечении столба. В северной части колокольни располагается узкая лестница. Четверик храма был завершен крупным кованым крестом на высоком квадратном в плане подиуме. Двухъярусная колокольня была покрыта высоким куполом и увенчана шпилем. Храм перекрыт четырехлепестковым сомкнутым сводом, апсида и аналогичная ей западная часть перекрыты полуциркульными сводами. Основной строительный материал церкви – красный кирпич 26х12х6 см. Основные габариты 24,8х11,2 м. Декор храма строгий и лаконичный. Северный и южный фасады расчленены пилястрами на три части. Арочный портал объединён мотивом полуциркульной арки, развивающейся на высоту всего фасада (над входом круглая филенка). Боковые ниши в виде арок с килевидными завершениями прорезаны арочными окнами и разделены карнизом. Углы обработаны пилястрами. Барабан декорирован арочными нишами, разделенными лопатками. Стены, прорезанные арочными проемами, декорированы рустом, ширинками, круглыми медальонами. Декор фасадов: пилястры, перспективные арки с килевидными завершениями, ложные закомары. По верху четверика храма проходит неширокий карниз. Храм перекрыт четырехлепестковым сомкнутым сводом, апсида и аналогичная ей западная часть перекрыты полуциркульными сводами.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ТЕЛЕМАКОВ, ПРЕСВИТЕР
С Никольской церковью в Чумакино связано служение священномученика отца Александра (Александр Николаевич Телемаков), который в 1908 году был назначен священником в Никольский храм села Чумакино, где и прослужил почти 25 лет. С приходом Советской власти начались гонения на Церковь и священнослужителей. В 1925 году Телемаков был лишен избирательных прав как «служитель культа». Потом у него отобрали землю, оставив многодетной семье лишь две десятины, за которые сельсовет наложил на отца Александра непомерно высокий налог. За неуплату этого налога в 1928 году священника раскулачили, отобрав у него и землю, и собственный дом со всеми надворными постройками, и лошадь, и корову. Семья священника переселилась жить в церковную сторожку. В начале 1930-х годов начались повальные аресты православного духовенства по безосновательному обвинению в препятствовании организации колхозов. В 1932 году Сызранское ОГПУ «вскрыло» так называемую сеть кон-
трреволюционных группировок на территории нынешнего Инзенского района. Были проведены аресты, возбуждены уголовные дела. По одному из таких дел были привлечены к ответственности 22 человека, в том числе и 4 священника, среди которых и священник Александр Телемаков. В апреле 1932 года тройкой при ПП ОГПУ по СВК по ст.ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР Александр Телемаков был осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. Лишение свободы заменено высылкой в северный край. Наказание он отбывал в Архангельской области, участвуя в строительстве Беломорканала. Претерпев страшные лишения, 64-летний батюшка выжил. В конце 1934 года он был досрочно освобожден из заключения «по болезни». Отец Александр вернулся в село Чумакино. Храм в Чумакино к тому времени был уже закрыт, и вновь начать богослужения в нем не было никакой возможности. Батюшка не оставлял мысль о возобновлении храмового богослужения. Жители Чумакино безуспешно обращались с просьбами об открытии церкви к сельским и районным властям. 24 декабря 1937 года отца Александра снова арестовали и допросили. Во время допросов отец Александр категорически отрицал выдвигаемые против него обвинения в контрреволюционной и антисоветской деятельности. Уже на следующий
день после допроса в Инзенском РО НКВД было готово обвинительное заключение: «Проживая в селе Чумакино, Телемаков, будучи недоволен на существующий Советский строй и будучи за последний год без определенного места службы, вел усиленную агитацию за богослужение. С этой же целью без ведома Сов. власти, без регистрации в РНК самостоятельно в начале 1937 года начал было служение в церкви, у себя на дому, а последнее время устраивал молебствия – крестил детей и давал направление церковному совету, писал в центральные органы разного рода жалобы и т.д.». Через четыре дня после ареста отца Александра, 29 декабря 1937 года, «тройка» при УНКВД по Куйбышевской области вынесла свой вердикт: «Телемакова Александра Николаевича, рождения 1870 года, уроженца г. Сызрани, русского, гр-на СССР, до ареста священника с. Чумакино Инзенского района, обвиняемого в преступлениях, предусмотренных ст. 58-10 ч. 1 УК РСФСР, – расстрелять». Через сорок дней, 19 февраля 1938 года, 68-летний отец Александр Телемаков был расстрелян. «Акт 1938 года, февраля месяца, 19 дня. Мы, нижеподписавшиеся сотрудники правления НКВД по Куйбышевской области, составили настоящий акт в том, что нами сего числа, на основании постановления тройки при Управлении НКВД по Куйбышевской области от 29.12.1937 года, в городе Ульяновске приведен в исполнение приговор тройки в отношении Телемакова Александра Николаевича, приговоренного к высшей мере наказания – расстрелу. Настоящий акт составлен в 1 экземпляре. Сотрудники Управления НКВД (подписи)». Место захоронения священника Александра Телемакова неизвестно. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви отец Александр причислен к лику святых. День ежегодной общецерковной
памяти священномученика Александра Телемакова, пресвитера Чумакинского, установлен в день его праведной кончины — 19 февраля по новому стилю. Священномученик отец Александр, пресвитер Чумакинский, считается небесным покровителем и заступником Инзенского края.