В течение недели ульяновцы смогут увидеть выставку работ авангардных художников из гремевшего в 1990-е годы в городе объединения «Левый берег».
– Это всегда немножко похоже на какую-то реанимацию. Расстаемся на время – три, четыре года, может, даже пять лет бывает промежуток, – а потом что-то возникает, спонтанно это как-то получается, – художник Сергей Маёршин пытается сформулировать ответ на вопрос, существует ли сейчас ульяновский «Левый берег» как творческое объединение.
Получается, что хоть и с перерывами на три-пять лет, хоть и с «реанимацией» в промежутках, все еще существует. Из последних громких выставок, припоминает Маёршин, была экспозиция в Москве, в Доме Рериха, года три назад.
Гремел же «Берег» в конце 1980-х, в 1990-е.
Работавшие в Заволжской пятой школе искусств Рамиль Идрисов и Алексей Соколов создали объединение, чтобы у выбивавшихся из официального стиля художников тоже была возможность выставляться.
– Были такие годы странные, когда человек, если он не член худфонда, или, как я, без диплома – отучился, но не получил, выставиться не мог, – объясняет такую тягу к неформальному объединению Маёршин. – У нас же никаких уставов, никаких расписаний собраний, вообще никаких формальных вещей. Не было никогда выставкомов, выставляли то, что считали нужным, никто ничего не запрещал.
Правда, и с официальными инстанциями был опыт сотрудничества. Поначалу – пока не пришла известность и не появились приглашения в столицу и за границу – не всегда для официальных партнеров удачный. Так, областной Союз художников пустил в свои стены авангардистов. А те ответили на гостеприимство размещенным в галерее лозунгом «Долой Союз художников!».
Сейчас, почти через четверть века после основания, «Левый берег» в родном городе возвращается в неофициальные выставочные залы.
С Сергеем Маёршиным мы беседуем в помещении театра-студии «Enfant Terrible» на улице Минаева, 6, где продолжается ремонт. Рядом со стройматериалами в помещении стоят картины. Сергей монтирует их на стену, начиная от входа, впритык друг к другу. Подписей с авторами и названиями нет, но, уточняет он, это специально, чтобы не читали, а смотрели.
Авторов можно узнать и без подписей. «Авторы не указываются, но они узнаются. Соколов, Идрисов, Сидоров – узнаются. А все остальное – я», – объясняет он. Из своих картин к выставке Сергей отобрал, как говорит сам, невеселые работы. Все-таки приурочена экспозиция к театральному фестивалю имени Бориса Александрова, а его художник воспринимает как реквием по актеру.
Всего на экспозицию на стенах театра-студии «Enfant Terrible» собрано около 40 работ Алексея Соколова, Рамиля Идрисова, Евгения Сидорова и Сергея Маёршина. До конца недели, пока идет фестиваль «Александровский сад», они снова будут вместе. Для посетителей выставка в помещении театра-студии открыта с 11.00.
Лидия Пехтерева