Аэропорт перешел под контроль областных властей

В ульяновском аэропорту ждут инвесторов, которые готовы вложить в развитие сотни миллионов

ОАО «Аэропорт «Ульяновск», перейдя в областную собственность, может оказаться под контролем Объединенной авиастроительной корпорации. Последняя будет обеспечивать в регионе развитие особой экономической портовой зоны. Между тем аэропорт нуждается в серьезной реконструкции, а его финансовое положение оставляет желать лучшего. Областные власти надеются, что, получив аэропорт в региональную собственность, они смогут привлечь частные компании. В свою очередь эксперты отмечают, что при сложившемся грузопотоке вложения в аэропорт не принесут прибыли.

Соглашение о передаче ОАО «Аэропорт «Ульяновск» в областную собственность подписали губернатор области Сергей Морозов и руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Евгений Бачурин. Как рассказали „Ъ“ в департаменте инвестиций областного правительства «Аэропорт «Ульяновск», наряду с ЗАО «Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный», будет потом передан в управление специальной управляющей компании. Последняя будет обеспечивать развитие Особой портовой экономической зоны на базе «Восточного». «Скорее всего, это будет открытое акционерное общество, куда и будут переданы активы обоих аэропортов», — сказал источник в департаменте. При этом область будет иметь в УК не менее блокирующего пакета, а основным акционером управляющей компании будет Объединенная авиационная корпорация (ОАК). Источники „Ъ“ в ОАК вчера затруднились прокомментировать ситуацию, поскольку пока не принято окончательного решения.

По мнению чиновников департамента, управляющая компания сможет регулировать и направлять пассажиро- и грузопотоки и обеспечивать неконкурентное развитие обоих аэропортов, когда в особой портовой зоне будет только грузовая составляющая, а в «Аэропорту «Ульяновск» — только пассажирская. В результате реконструкции предполагается увеличить пассажиропоток аэропорта до 100 тыс. человек в год. Сейчас этот показатель составляет 40 тыс. человек. Публично названные инвестиции в составят примерно 2 млрд руб.

Ъ Уставной капитал ОАО «Аэропорт «Ульяновск» (прежнее название «Ульяновск-Центральный») составляет 8 млн руб. В собственность ОАО входят здание аэровокзала, гостиница, гараж, склад, спецтехника, перрон. Взлетно-посадочная полоса аэродрома (длина — 3,82 км) способна принимать самолеты любых типов. Численность сотрудников — 125 человек. Осуществляет прием-выпуск 4-5 рейсов в сутки.Общая задолженность аэропорта составляет 10 млн рублей, из которых 5 млн — перед Ульяновским высшим авиационным училищем и 5 млн — налоговые долги. Финансовые показатели не раскрываются.

Генеральный директор ОАО «Аэропорт «Ульяновск» Сергей Наконечный отмечает, что для реконструкции нужно гораздо меньше средств — несколько сотен миллионов рублей. По его мнению, хотя передача аэропорта в областную собственность положительно отразится на его финансовом состоянии, найти инвестора на реконструкцию будет крайне сложно. Господин Наконечный полагает, что реальная рыночная цена имущества аэропорта составляет порядка 400 млн руб. Акции аэропорта можно было бы продать и вырученные средства направить на реконструкцию, считает Сергей Наконечный.

В свою очередь, заместитель министра инвестиций и внешних связей областного правительства Игорь Егоров уверен, что передача аэропорта в областную собственность позволит обеспечить приток инвестиций в модернизацию аэропорта. Господин Егоров уверен, что частные инвесторы будут заинтересованы во вложении средств в реконструкцию аэропорта, поскольку его пассажиропоток устойчиво растет, а это должно обеспечить рентабельность вложенных средств. «Кроме московского направления уже востребованы направления на Санкт-Петербург, Урал и Черноморские курорты», — добавил министр. При этом господин Егоров заявил, что несколько потенциальных инвесторов уже есть, однако назвать их отказался. По его словам, выбор инвестора будет проходить на конкурсной основе.

По мнению отраслевых экспертов, при существующем пассажиропотоке будет сложно обеспечить рентабельность предприятия. Более того, генеральный директор ОАО «Аэропорт «Ульяновск» Сергей Наконечный признает, что сейчас рентабельность аэропорта обеспечивается в первую очередь тем, что основной груз расходов (содержание взлетно-посадочных полос и аэродромного оборудования. — „Ъ“) лежит на Ульяновском высшем авиационном училище.

Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что, с одной стороны, для повышения экономической привлекательности аэропорта вхождение в управляющую компанию положительно, но с другой — аэропорт потеряет самостоятельность. По мнению господина Пантелеева, добиться увеличения пассажиропотока аэропорту будет непросто даже после реконструкции, поскольку, учитывая развитие экономики региона, перевозки все равно не будут расти быстрыми темпами. Олег Пантелеев убежден, что в этом случае задача областных властей, которые станут новыми собственниками аэропорта, сделать его условия комфортными для пассажиров и авиакомпаний.

http://www.kommersant.ru/region/samara/page.htm?year=2008&issue=124&id=268203&section=7266