Наша справка
Первые трамваи в мире появились в 80-х годах позапрошлого столетия. В Ульяновске первый трамвай вышел в рейс 5 января 1954 года. В настоящее время протяженность трамвайных путей в городе составляет 126 километров, которые обслуживают два трамвайных депо. Стоимость билета на одну поездку – 8 рублей, месячного проездного билета – 480 рублей, для студентов – 50 процентов, а школьников – 30 процентов этой суммы. Себестоимость перевозок составляет 9 рублей 93 копейки в первом полугодии 2009 года.
Троллейбусное движение в Ульяновске, а точнее – в Заволжском районе, началось 5 января 1974 года.
МУП «Ульяновскэлектротранс» – один из важнейших объектов городской инфраструктуры, трамвай и троллейбус – социальный вид транспорта, которым охотно пользуются все категории горожан. В текущем году это муниципальное предприятие перевезло уже более 30 миллионов пассажиров.
Вехи истории
24 мая 1948 года исполком Ульяновского городского совета депутатов трудящихся принял решение №9 «Об установлении трассы трамвая первой очереди строительства и определении мест трамвайного парка и тяговой подстанции». Трамвай должен был стать частью инфраструктуры большого города, индустриального центра Среднего Поволжья. Следующей весной начались проектно-изыскательские работы, на улицах Ульяновска появились люди с теодолитами и нивелирами. При городском коммунальном отделе была организована дирекция строящегося предприятия, которую возглавил Александр Яковлевич Авилкин. А 12 ноября 1949 года, на коммунистическом субботнике, в районе вокзала Ульяновск-1 железнодорожники уложили первые 600 метров трамвайных рельсов. Однако широкое строительство на объектах развернулось лишь в 1951 году.
Создание в Ульяновске трамвайной инфраструктуры было объявлено народной стройкой, по выходным к коллективам двух трестов-подрядчиков, ведущих строительство, подключались работники всех предприятий города. Люди работали, не считаясь со временем, зачастую только с лопатой в руках. Требовалось не только проложить рельсы, но и построить тяговые подстанции, диспетчерские, депо. В сентябре 1953 год группа молодых ульяновцев отправилась на учебу в Горький (Нижний Новгород): по местному радио объявили набор на курсы вагоновожатых, а 6 ноября в город пришли две первые пары трамваев.
– В ночь с 4 на 5 января 1954 года трамвайное депо Ульяновска готовилось к пуску первых трамваев. Зима выдалась снежная и морозная. Столбик термометра опускался до -40 градусов, сугробы доходили до вторых этажей домов. Без устали работал единственный снегоочиститель, в ход шли лопаты. Люди с трудом отвоевывали у сплошного снежного поля по два метра пути и возвращались назад, вновь освобождая уже расчищенные рельсы.
…Первый маршрут соединил Северное депо со «старым» железнодорожным вокзалом.
Маршрутка трамвай не заменит
– Если сегодня кто-то говорит, что трамвай отжил свой век, – не верьте этому! – утверждает директор МУП «Ульяновскэлектротранс» Василий Черныш. – Так рассуждать могут только дилетанты. Маршрутка трамвай не заменит. Так что же, всех пересадить на личные автомобили или городские автобусы? Не получится! Тем более что автотранспортные предприятия сегодня переживают далеко не лучшие времена.
Ульяновск задыхается от многочисленных пробок, смога и выхлопных газов, особенно в летний период. В городе открыто 220 маршрутов, по которым, без всякого расписания, курсируют более 2200 «ГАЗелей». Именно водители пресловутых маршруток больше всех нарушают правила дорожного движения, создают аварийные ситуации на дорогах. Но, странное дело, – в морозы и снегопады ряды маршруток необъяснимо редеют. А государственные пассажирские автобусы из Центра в Засвияжье или Киндяковку курсируют очень редко. Поэтому вся надежда на трамвай!
В Западной Европе, да и в некоторых российских городах, когда пришел автомобильный бум, были демонтированы многие трамвайные пути. Однако когда города стали задыхаться от пробок и смога, там поняли, что это было стратегической ошибкой.
Трамвай – надежный, экологические чистый, а для горожан -экономически выгодный вид транспорта. Ни по количеству перевезенных пассажиров, ни по стоимости билетов, а тем более -по безопасности и экологической чистоте, ему сегодня нет равных.
Неслучайно большинство горожан, особенно среднего достатка или льготники, всем видам транспорта по-прежнему предпочитают трамвай. Оно и надежнее, и дешевле. Без трамвая, этого многолетнего трудяги, в Ульяновске никак не обойтись!
Конкуренция должна быть честной
Безусловно, приход на рынок частного извоза несколько улучшил ситуацию с пассажирскими перевозками. К примеру, несравненно легче стало добираться из Центра в левобережье, особенно в Новый город. Это нормально, когда на рынке транспортных услуг появляются честные конкуренты.
А вот почему частные извозчики «пошли» по уже обустроенным трамвайным маршрутам? Почему постоянно добиваются от местных законодателей каких-то непонятных льгот? А вот трамвайщикам ничуть не облегчили налогового бремени, а ведь они ежегодно вкладывают миллионы рублей в развитие инфраструктуры. А частные извозчики хоть что-нибудь построили?
Частники практически не признают никаких «льготников». А по самым скромным подсчетам, электротранспорт в Ульяновске перевозит сегодня более 50 процентов пассажиров и почти 100 процентов тех, кто пользуются льготами. Василий Черныш полностью согласен, что инвалидам, пенсионерам и особенно ветеранам Великой Отечественной войны должны обеспечиваться льготы.
Но если людей возят бесплатно, то государство или соответствующие ведомства должны компенсировать эти «выпадающие доходы». К сожалению, этого не происходит. Скажем, благое решение возить школьников бесплатно в летние каникулы обернулось для МУП «Ульяновскэлектротранс» убытками почти в 30 миллионов рублей. И опять же эти «выпадающие доходы» компенсировать никто не спешит.
– Если в 2005 году по федеральным льготникам мы получали в месяц около двух миллионов рублей, то сегодня – от силы 300-400 тысяч. А ведь число федеральных льготников почти не сократилось! А еще говорят, что все социальные статьи бюджета сохранены полностью.
Себестоимость и тарифы
– Себестоимость перевозок пассажиров на трамвае в текущем году составляет 9 рублей 93 копейки при тарифе 8 рублей. Соответственно, потери на каждом перевезенном пассажире равняются 1 рублю 93 копейкам, – поясняет Василий Черныш. – По нашим расчетам, для нормального функционирования предприятия необходимо примерно 250 миллионов рублей в год. Дотация, выделенная из городского бюджета на 2009 год, составила 120 миллионов рублей. Значит, предприятие не добирает порядка 130 миллионов рублей. А это очень резко сказалось на экономических показателях МУП «Ульяновскэлект-ротранс». Предполагаемая дотация из городского бюджета на 2010 год – 85 миллионов рублей. Это означает, что мы снова теряем деньги, и в экономическом отношении придется еще сложнее. Прибавьте к этому растущие тарифы на электроэнергию, природный газ, теплоэнергию, водоснабжение, водоотведение и прочие услуги.
Безусловно, все это не может не повлиять на установление тарифа на проезд в электротранспорте на 2010 год. Предположительно, тарифы необходимо устанавливать на уровне 10 рублей. Однако и при этом, по расчетам Василия Черныша, себестоимость перевозок будет составлять 14 рублей 41 копейка. И при тарифе 10 рублей предприятие потеряет на каждом пассажире 4 рубля 41 копейку. Если взять 4 рубля 41 копейку и перевозку 50 миллионов человек в год, получаются все те же 250 миллионов рублей, которые не добирает предприятие. Напомним, что в городской бюджет на 2010 год «на трамваи» заложено всего 85 миллионов.
– Недостаток финансирования приводит к тому, что предприятие не в состоянии проводить капитальные ремонты основных фондов и поддерживать их в нормативном состоянии, – с горечью объясняет Василий Романович. -Так, ежегодно необходимо ремонтировать 13 километров путей, фактически в текущем году отремонтирован всего 1 километр. Точно такая же ситуация с контактно-кабельными сетями. К тому же 80 процентов трамваев и почти 100 процентов троллейбусов полностью амортизированы, не отвечают современным требованиям. Ведь не секрет, что за последние 15 лет МУП «Ульяновскэлектротранс» только год назад приобрел четыре трамвайных вагона и два троллейбуса. Возраст остальных трамвайных вагонов составляет 30 с лишним лет, и третий десяток лет служат троллейбусы. А по всем нормативам троллейбус должен эксплуатироваться 7 лет, трамвай – 15-16 лет. Соответственно, повышаются затраты на их модернизацию, необходимо делать капитально-восстановительные ремонты, иначе, без проведения этих операций, категорически запрещено эксплуатировать подвижной состав.
Не кадры, а коллектив!
– Только благодаря поистине золотым рукам наших людей, -подчеркивает Василий Романович, – мы поддерживаем трамвай-но-троллейбусный парк в рабочем состоянии. Запчасти собираем по всей России, сами изготавливаем, латаем, обновляем… На предприятии работают очень квалифицированные ремонтники. Лучшим водителем трамвая на межрегиональном конкурсе признавалась наша Ольга Мишина. Да и другие ей подстать. У нас не кадры, а коллектив!
Для этого коллектива не существует ни непогоды, ни времени суток – «и в снег, и в зной, и в дождик проливной» трамваи и троллейбусы выходят на линии.
Сегодня в МУП «Ульяновскэлектротранс» работают около двух тысяч человек, из них более половины – женщины, есть матери-одиночки. В структуре предприятия – два трамвайных и троллейбусное депо, служба энергохозяйства, путевое хозяйство, собственное автохозяйство – кто будет чистить трамвайные линии от снега? Содержать такое крупное многопрофильное хозяйство, особенно в наше кризисное время, при огромном дефиците средств – очень хлопотное дело.
За восемь месяцев 2009 года средняя заработная плата в МУП «Ульяновскэлектротранс» составила 10 тысяч 436 рублей. На следующий год рост запланирован на уровне 10-12 процентов. Этого явно недостаточно и, как следствие, – большая текучесть кадров. Например, ежегодно предприятие готовит для себя две группы водителей трамвая – это примерно 50 человек, но практически все они уезжают в Москву, в Казань, в Самару и другие города. Примерно 25 процентов водительского состава – люди пенсионного возраста. Из-за низкой заработной платы профессия водителя трамвая в Ульяновске стала непрестижной.
– Когда закончится кризис, и по-настоящему заработают заводы и фабрики, мы с такой зарплатой людей не удержим, – с горечью констатирует Василий Черныш. -Предприятие просто-напросто остановится. А ведь ульяновский электротранспорт исторически доказал свою жизнеспособность, перевез сотни миллионов пассажиров и по сей день остается самым надежным, экологически чистым и востребованным видом городского общественного транспорта. Альтернативы ему в ближайшей перспективе в Ульяновске не предвидится.
Александр Лайков