Обсуждение проблем развития производства сельскохозяйственной продукции и противостояния мировому продовольственному кризису вышло на новый качественный уровень. 6 – 7 июня в Санкт-Петербург успешно прошел первый Всемирный зерновой форум. Инициатором проведения форума выступил Президент России Дмитрий Медведев, непосредственно подготовкой первого столь масштабного мероприятия занимались первый вице-премьер Виктор Зубков и министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник. В работе зернового саммита приняли участие около 1500 гостей из 53 стран мира, как производящих, так и импортирующих сельскохозяйственную продукцию.

Пленарное заседание этого беспрецедентно представительного сельскохозяйственного форума открывал лично Дмитрий Медведев. Именно он на прошлогоднем заседании «большой восьмерки» в Японии озвучил идею проведения ВЗФ. В своем обращении к участникам зернового саммита Президент России подчеркнул важность мероприятия тем, что напрямую связал решение проблем зернового рынка с обеспечением продовольственной безопасности на планете.

Среди участников форума были министры сельского хозяйства разных стран, руководители крупнейших агропромышленных и трейдинговых компаний, крупные банкиры. Также на форуме был представлен и агропромышленный комплекс Ульяновской области. В частности, председатель совета директоров группы компаний САХО Павел Скурихин выступил с докладом о новых подходах к развитию российского зернового рынка.

Основанный девять лет назад, на сегодняшний день холдинг входит в число крупнейших компаний АПК России. Его сельскохозяйственные предприятия, элеваторы и хлебозаводы действуют в регионах Приволжского, Сибирского, Центрального и Южного федеральных округов. Холдинг является одним из крупнейших российских производителей агрохимии. В Ульяновской области дочерний агрохолдинг успешно вводит в оборот залежные земли, получает урожаи, которые хранятся на входящих в состав предприятия Чуфаровском ХПП и Прислонихинском семенном комплексе. Из поволжской муки производится доступный и качественный хлеб под маркой «Хлебница»: его уже высоко оценили в Саратовской области, а в ближайшем будущем смогут оценить и ульяновские потребители.

На международном уровне САХО с 2005 года ведет активную работу по продвижению российского зерна на зарубежные рынки. По словам Павла Скурихина, увеличение зернового экспорта может дать стимул для активного развития сельскохозяйственного производства в регионах России.

Основная идея нового подхода к развитию российского зернового рынка – это стимулирование в каждом сельскохозяйственном регионе РФ производства растениеводческой продукции, ориентированной на уникальные требования выбранных зарубежных рынков. «Наш практический опыт показывает: готовность производить востребованную продукцию, отвечающую уникальным требованиям контрагентов, -главное конкурентное преимущество», – подчеркнул в своем докладе Павел Скурихин.

По его мнению, реализация заявленной Правительством РФ перспективной программы увеличения экспорта российского зерна с 20 до 50 млн. тонн в год возможна только при комплексной корректировке сложившейся системы зернового экспорта. Действующие подходы к оценке качества российского зерна не учитывают параметров, которыми руководствуются конечные зарубежные потребители, а усредненные подходы к определению качества не выгодны отечественным производителям. Между тем потенциал российского АПК позволяет в достаточно ограниченные сроки значительно увеличить производство зерновых с тем, чтобы продавать за рубеж до-59 млн. тонн зерна в год,убежден Павел Скурихин. Для того чтобы оптимизировать затраты на перевозку зерна, российские регионы должны производить сельскохозяйственную продукцию, востребованную на географически близких рынках. Так, Поволжье идеально подходит для поставок зерна в страны Ближнего Востока, регионы Сибири и Урала могут поставлять зерно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через Дальний Восток, регион Причерноморья – для экспорта в страны Европы и Северной Африки. С Северо-Запада РФ удобнее осуществлять поставки зерна по Балтийскому морю в Северную Европу и страны Южной Америки. Стимулировать производство продукции, востребованной конечными зарубежными потребителями на выбранных направлениях, по мнению Павла Скурихина, можно мерами господдержки, в частности посредством интервенционной политики. Воплощение в жизнь новых подходов потребует значительных изменений существующей экспортной инфраструктуры. Необходимо увеличивать мощности по хранению и перевалке зерна, строить новые терминалы на морских побережьях, решать целый комплекс вопросов, связанных с железнодорожной транспортировкой зерна внутри России. Однако поставленные цели – в первую очередь, максимально эффективное использование российских сельхозземель и улучшение экономического положения производителей зерна -требуют решительных шагов. По-видимому, именно так настроен Минсельхоз России, специалисты которого уже занимаются детальным изучением развития зернового рынка.

Николай ПЕТРОВ.

Материал в газете печатается на коммерческой основе