Виктория Чернышева
Ульяновские власти предложили масштабную программу обновления инфраструктуры оплатить за счет фонда капремонта.
В Ульяновской области, по инициативе региональных властей, решили заменить 600 отработавших свое лифтов. Мероприятие дорогостоящее: одно подъемное устройство стоит от 1,6 миллиона рублей. На то, чтобы выполнить намеченные планы, потребуется более миллиарда.

Сумма для местного бюджета неподъемная, а потому профинансировать замену лифтов было решено из фонда капитального ремонта многоквартирных домов. Это решение вызвало у ульяновцев противоречивые чувства.

В многоквартирных домах, расположенных в регионе, эксплуатируется 4,5 тысячи лифтов. Из них изношено три тысячи, а заменить решено пока лишь пятую часть подъемных механизмов. По домам, которые было решено “осчастливить”, начали ходить представители управляющих компаний – уговаривать жителей включить в перечень работ, которые предполагается провести в ходе капремонта, еще один пункт – замену лифта. На одной из таких встреч корреспондент “РГ” побывал лично.

К сожалению, представитель УК не смог внятно ответить ни на один вопрос – сколько именно средств будет нужно на обновление подъемного механизма (“около двух миллионов”), какая именно компания будет этим заниматься и, самое главное, как это отразится на плате за капремонт. “Никак, – отвечал специалист, – вы просто будете платить свои 5,20 рубля с квадратного метра, и все”. Люди по понятным причинам засомневались: если в стоимость работ по капремонту добавляется почти два миллиона рублей, значит им придется либо расплачиваться за работы дольше, либо из списка могут что-то вычеркнуть.

В девятиэтажке по улице Варейкиса в Ульяновске квартиры обходили представители совета дома – с бланками, в которых кроме данных собственника жилья и двух вариантов ответа – “за” или “против” не было ничего. Открывавшим двери бабушкам задавали вопрос: “Вы хотите, чтобы лифт у вас работал нормально, не застревал, не оборвался трос? Тогда подпишите”. И люди подписывали.

– Неизвестно, сколько точно стоит лифт – так как бланки пустые, там могут потом написать и два, и пять миллионов. Никаких смет по замене нет. Да, нашему дому 38 лет, лифт уже давно выработал сроки по техническому регламенту, который вышел в октябре прошлого года и обязывает управляющие компании заменить лифты, чтобы не допустить трагедий. Но почему об обновлении не говорили пять лет назад, ведь уже тогда прошли все сроки? Дождались, пока заработает программа капремонта. А у нас в доме нужно срочно менять трубу отопления, иначе в подвале будет бассейн. Прохудились межпанельные швы, в некоторых квартирах обои вспучились. Лифт у нас пока работает, он в нормальном состоянии, пешком мы не ходим. Тогда почему такая срочность? – говорит жительница дома Светлана Матвеева.

Свое согласие на увеличение “капремонтного” бремени на сумму “около двух миллионов рублей” жители должны дать оперативно – до середины мая. Это, судя по всему, связано с организацией конкурса, в рамках которого определится подрядчик, который займется заменой подъемных механизмов. Сроки сжатые: до 1 сентября в Ульяновске и втором по величине городе региона Димитровграде должны обновить 100 лифтов, а оставшиеся 500 – до 1 февраля 2016 года.

– В первую очередь, замене подлежит оборудование в тех домах, которые были сданы в 70-80-х годах. Хотя частично попал и период 90-х годов, которые особенно изношены, – пояснили в региональном фонде модернизации ЖКК. – Заводы, выпускавшие оборудование в советские годы, например, спитакский или самаркандский, давно закрыты. Лифты их производства остались без запчастей. А за последние пять лет в городе заменено всего 60 объектов. Ситуация близка к критической. Хотя инициатива замены лифтового оборудования была предложена на уровне губернатора, все равно необходимо желание собственников, закрепленное в протоколе общего собрания дома, о замене лифта. Без такого решения дом не может быть включен в программу. Мы уже столкнулись с тем, что жильцы некоторых домов, а их единицы, не хотят менять лифты сейчас, а выбирают более важные, по их мнению, виды работ – капитальный ремонт крыш, инженерных систем дома. В таких домах лифты будут внесены в программу капитального ремонта в более поздние сроки, остается надеяться, что оборудование не встанет и будет безопасным из-за такого решения собственников.

Точную общую сумму, которую потратят на замену лифтов, в фонде не назвали, однако уточнили, что “вопрос просчитан и серьезно не повлияет на состояние фонда капитального ремонта”.

– Замена одного пассажирского лифта в минимальной комплектации предварительно оценивается в 1 миллион 600 тысяч рублей. Если собственники захотят дополнительные опции или замене подлежит грузовой лифт в доме, то естественно, это обойдется дороже, – отметил руководитель фонда Антон Климов. – Никакой дополнительной финансовой нагрузки на жильцов не будет. Работа будет проходить в рамках региональной программы капремонта и за те же деньги. Фонд будет расплачиваться с подрядчиком в рассрочку в течение пяти лет ежемесячно равными долями. Таким образом, новые лифты жители получат уже в этом году, а деньги будут отдавать из “общего котла” постепенно. Сегодня есть организации и производители, которые уже работают по аналогичным схемам под гарантии областного правительства. При этом стоимость работ по замене 600 лифтов фиксируется на момент выполнения работ и не будет меняться в течение всего периода рассрочки. Мы не предусматриваем привлечения других кредитных средств ни региональным оператором, ни собственниками.

Между тем, в такое привлекательное предложение верят далеко не все эксперты в области ЖКХ.

– Лифты действительно нужно срочно менять, ситуация критическая. Чудо, что они сегодня не встают в огромном количестве. Рассчитывать на то, что необходимую для замены сумму потянет регион, не приходится – он давно живет в долг. Собственники же сумму, необходимую на замену одного лифта, будут копить годами. Предложенный выход – взять средства из фонда капремонта – подходит для областных и городских властей, а также для жителей, в домах которых подъемные механизма отремонтируют. Но при этом могут пострадать жители оставшихся 2400 домов: средства возьмут из общего котла, который пополняется, в том числе, и из их денег. Но гарантировать, что эти средства вернутся, и не возникнет вариант финансовой пирамиды, нельзя, – считает член экспертного совета по ЖКХ при Комитете по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетики заксобрания Ульяновской области Вера Николаева.

О том, что программа капремонта может превратиться в “пирамиду”, давно говорят многочисленные эксперты. Годовая инфляция превышает процент, под который размещены на депозите деньги фонда капремонта. Большинство ульяновских собственников платят минимальные взносы – по 5,20 рубля с квадратного метра. Жителям некоторых старых, находящихся в плохом состоянии, домов придется расплачиваться за проведенный капремонт 80, 100, а то и 120 лет. Что будет, когда в общую сумму, необходимую для проведения капремонта добавится еще и “лифтовой” миллиард?

– На мой взгляд, каждый лифт сначала нужно обследовать, проверить его состояние. Экспертиза должна сделать вывод, целесообразно ли заменять подъемный механизм. Может случиться так, что потребуется замена не только самой кабины и подъемного механизма, но и других конструкций. И только после этого можно идти к жителям с предложениями, – считает Николаева.

Комментарий
Константин Толкачев, юрист:
– Такого рода инициатива вызывает вопросы. Первый и самый очевидный: а как же постановление “Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области на 2014-2044 годы”, в котором не идет речь об изношенных лифтах. Тогда о них не знали? В статье 189 Жилищного кодекса России говорится о том, что предложение о сроке начала капремонта, необходимом перечне и объеме услуг и работ, их стоимости, порядке и об источниках финансирования должно предоставляться не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта РФ) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капремонт. И собственники должны сами решить, соглашаться или не соглашаться на замену лифтов – для этого они должны проголосовать на общем собрании.

Есть опасения, что в условиях непрозрачности и неясности и финансового состояния фонда реформирования жилищно-коммунального комплекса, а также отсутствия разъяснения прав жильцов, эта инициатива может превратиться в очередную аферу по освоению огромных денег. Такие предложения убеждают, что региональная программа капремонта – пустышка. План, который в ней сформирован, не исполняется и не обеспечивается, а потому предлагается сделать “хоть что-то”.