Опубликован проект законопроекта об исполнении областного бюджета за 2014 год, который фактически подводит итоги минувшего бюджетного года. Мы сравнили их с планами из изначального бюджета на прошлый год и выяснили, что реальность оказалась совсем другой, нежели планировалось в конце 2013 года.
НДФЛ не собрали
Основным источником собственных доходов бюджета Ульяновской области традиционно является налог на доходы физических лиц, который обычно составляет более трети всех доходов, которые генерируются на уровне области.
Согласно данным статистики, количество людей, получающих заработную плату из бюджетов различных уровней, близко к количеству тех, кто официально работает в коммерческой сфере.
Столь же традиционно уже многие годы в областном бюджете закладывается и ежегодный рост сборов НДФЛ. Правда, как мы выяснили в конце прошлого года, начиная с 2010 года этот рост сборов не превышает реального уровня инфляции. Проще говоря, объемы собранного в бюджет НДФЛ растут вместе с индексацией заработных плат. При этом, как мы уже анализировали, НДФЛ во многом оказывается вещью в себе. Согласно данным статистики, количество людей, получающих заработную плату из бюджетов различных уровней, близко к количеству тех, кто официально работает в коммерческой сфере. Еще треть населения трудоспособного возраста в области НДФЛ попросту не платит, находясь в серой зоне. Подобная структура занятости стала типичной для региона начиная с 2008-2009 годов.
В изначальном проекте бюджета на 2014 год планировалось собрать в области чуть более 9 миллиардов рублей НДФЛ, то есть обеспечить рост сборов (по сравнению с бюджетом 2013 года) фактически на уровне реальной инфляции.
Добиться этих показателей не удалось. Согласно проекту законопроекта об исполнении регионального бюджета, в прошлом году удалось собрать лишь 8,6 миллиарда рублей НДФЛ. И это несмотря на индексацию заработных плат бюджетников, которые вносят крайне важный вклад в формирование общего объема сбора налога на доходы физических лиц.
С учетом этого, причины недобора налога становятся очевидными — остановка индексации заработных плат в компаниях и учреждениях с государственным или муниципальным участием, а также планомерное снижение начисляемых заработных плат в реальном коммерческом секторе, что вполне можно списать на кризис.
Считаем миллиарды
Доходная часть бюджета области в 2014 году выросла, достигнув 35,7 миллиарда рублей вместо ожидаемых 29,7 миллиардов.
Но, несмотря на провал со сбором НДФЛ, доходная часть бюджета области в 2014 году выросла, достигнув 35,7 миллиарда рублей вместо ожидаемых 29,7 миллиардов, что также является обычной практикой. Планы по бюджетным доходам перевыполняются в области всегда, в основном за счет роста налоговой базы и увеличения объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
По итогам 2014 года стало понятно, что сборы налогов с бизнеса серьезно не увеличились. Так, сборы второго по значимости для бюджета налога — на имущество организаций — увеличились меньше, чем на 20 миллионов рублей, по УСН сборы увеличились меньше, чем на 100 миллионов. Не удалось собрать с организаций и серьезно бОльшие суммы транспортного налога. А вот с физических лиц транспортного налога собрали почти на 150 миллионов больше, чем предполагалось. На 200 миллионов превышен и «план» по сбору штрафов за нарушения ПДД, которые с недавних пор остаются в региональных бюджетах.
Но, если сложить все эти плюсы с минусом по НДФЛ, то окажется, что никакого роста доходов бюджета относительно запланированных они обеспечить не могут — не тот порядок цифр. Что же дало основной прирост доходов?
Судя по бюджету, в области стали намного больше пить.
Ответ на этот вопрос в законопроекте находится достаточно быстро в двух разделах – «акцизы» и «безвозмездные поступления».
Судя по бюджету, в области стали намного больше пить, причем несмотря на непопулярные меры по ограничению продажи алкоголя. Так, в прошлом году за счет акцизов на пиво областной бюджет получил без малого 2 миллиарда рублей вместо 1 миллиарда, запланированного изначально.
Еще больше впечатляет динамика роста сбора акцизов на крепкий алкоголь — собрать удалось более 800 миллионов рублей вместо 300 с небольшим запланированных.
Миллиарды легко находятся под строчкой «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Промежуточный итог (с учетом других несостоявшихся доходов) — лишь максимум около миллиарда рублей «в плюс». Откуда еще 5 миллиардов дополнительных доходов относительно запланированных? Миллиарды легко находятся под строчкой «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». В изначальном проекте регион рассчитывал лишь на 5,134 миллиарда рублей федеральных денег, а в итоге удалось получить 11,1 миллиарда.
На что потратили
Но, несмотря на увеличение объемов федеральной «помощи», рост бюджетных доходов в области никак не поспевал за ростом расходов. В проекте бюджета 2014 было заложено 32,4 миллиарда рублей «на расходы». В реальности потратили намного больше — 39,7 миллиарда рублей. В итоге дефицит бюджета достиг 3,9 вместо 3,56 миллиарда рублей.
Большая часть федеральной «помощи» в 2014 году оказалось целевой.
Основные дополнительные затраты, как и следовало ожидать, пришлись на здравоохранение и социальную сферу. Бюджеты соответствующих министерств выросли на 800 миллионов и 1,7 миллиарда рублей. Причины очевидны — необходимость выполнения майских указов Путина и спущенных с федерального уровня полномочий наподобие обеспечения инвалидов средствами реабилитации или обеспечения определенных групп населения жильем.
Вторая важнейшая строка дополнительных затрат — это исполнение федеральных программ. Большая часть федеральной «помощи» в 2014 году оказалось целевой, четко расписанной по соответствующим программам, которые необходимо исполнять.
Денег стало меньше
Итоги нельзя признать позитивными — денег, которые можно использовать без оглядки на федералов, в региональном бюджете стало значительно меньше. Из-за реального снижения (особенно с учетом инфляции) собственной доходной базы, регион оказался во многом связанным по рукам и ногам обязательствами перед федеральным центром, что привело к тому, что действительно свободных от целевых обязательств средств в бюджете оказалось меньше, что фактически ставит крест на финансировании каких-либо серьезных самостоятельных программ регионального уровня. Не получится в нынешних условиях и продолжать тактику развития в кредит — занимать больше, чем сейчас, области опасно — предел устойчивости близок.