Вчера на открытом разговоре губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, пообещал вернуться к разговору о цели поездки в Лондон и смысле учреждения премии Аркадия Пластова. То, что само учреждение премии вызвало резонанс и “культурный шок” у обывателей, сомневаться не приходится, да и среди федеральных журналистов резонанс приключился отрицательный. Я уже вдоволь по иронизировал над ситуацией: 1 С.Морозов: “не авиация, не автомобили, не ядерная энергетика, но культура…”; (о негативной реакции зарубежной прессы) Марат Гельман назвал сие – “пиаром” с негативным оттенком, губернатор утверждает – “узнаваемость области”, я бы назвал – комедия ошибок, классический случай. Реакция населения не могла быть положительной, по целому ряду причин: В течении недели я внимательно наблюдал за полемикой между сторонниками премии и её противниками, причем в числе сторонников оказались традиционные “лояльные”, а отнюдь не мастера культуры, не представители творческой интеллигенции не представители бизнеса. Среди противников, преобладал тезис: “есть ещё не решенные социальные проблемы!”. Резюме, ни одного достойного довода от “сторонников” я так и не увидел, противники премии верно указали на нерешенные проблемы, но сделали неверные выводы из собственных доводов, хотя большинство даже и выводов не сделало. Чума на оба ваших дома! Придется восполнить пробелы в полемике. Начну с ошибок. “Премиальные” ошибки: 1. Социальные проблемы – вечны, это вообще-то вопрос повышения качества жизни населения, раздав каждому по рублю, жизнь не улучшишь никому и проблем столько, что 20 миллионов рублей погоды не делают, это стоимость одного детского сада, а даже их в одном Ульяновске нужно два десятка. Теперь, попытаюсь выступить в роли “адвоката дьявола” (это термин такой, не пугайтесь, кто не в теме), в роли защитника самой идеи учреждения премии, о чем бы я стал в подобном случае говорить (хотя об этом должен был бы говорить министр внутренней политики, культуры, представители правительства по связям с общественностью и коммуникациям, но они предпочли “бросить губернатора под танки”, пусть сам выкручивается как умеет). Итак, приступаю: О значимости премии Аркадия Пластова для региона и мировой общественности. Культурные события и проекты могут и должны быть инструментом развития региона, более того они и формируют “бренд региона” и его статус и известность. Именно культурные события, проекты, туристический потенциал – фундамент в формировании бренда территории, и его инвестиционной привлекательности, а следовательно и источник наполнения бюджета для решения социально-экономических проблем. Ошибочно культуру и искусство во всех их проявлениях принято относить к исключительно дотируемым видам деятельности, что чаще свидетельствует о плохом менеджменте и некомпетентности лиц ответственных за развитие культурного потенциала региона. Не умаляя важность и необходимость финансирования государством и регионом культуры в целом, необходимо понимать – что отдельные культурные проекты могут быть и должны быть прибыльными с точки зрения их вклада в экономику региона. Культурные проекты должны улучшать жизнь населения региона, где они проводятся. По сути, под словосочетанием “развитие культуры” следует понимать экономическое развитие, а не культурное или духовное, что само собой разумеется. Есть всего два пути улучшения уровня жизни людей в регионе. Первый путь – получение дотаций из федерального центра – более реалистический в краткосрочной перспективе, но в стратегической перспективе – однозначный тупик. Ну не могут 10 регионов все время финансировать остальные 73, это невозможно! Необходимо научится зарабатывать деньги и сделать это для региона может только бизнес. Речь идет о всех видах бизнеса, но действующие внутри региона, необходимо разделять на две принципиально разные категории – перераспределяющие и экспортно-ориентированные. К перераспределяющим относятся кафе, рестораны, супермаркеты, жилищно-коммунальные службы. А к экспортно-ориентированным – все те предприятия и организации, товары и услуги которых оплачиваются потребителями из других регионов России или зарубежья. В частности, и туристический бизнес, который по данным ВТО занимает первое место в мире по своей доле в суммарном мировом экспорте. По данным той же организации, 1 рубль, вложенный в развитие туризма, дает доход 4,8 рубля, туризм – движитель развития экономики региона. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия эта тенденция сохранится. Так, к 2020 году доходы от туризма должны увеличиться еще более значительно – в 4,2 раза: с $476 млрд. до $2 трлн. По оценкам международных экспертов, туристический потенциал России, а именно – наличие уникальных природных и архитектурных достопримечательностей, памятников истории, культуры и искусства, ставит нашу страну в десятку наиболее привлекательных для туризма стран. «Оценивая все страны по туристическому потенциалу, Всемирная туристическая организация ставит нашу страну только на 59-е место. Это при том, что Россия является одним из мировых лидеров по количеству объектов природного и культурного наследия. Вместо потенциальных 70 миллионов туристов страна имеет всего 37, включая всего 2 миллиона иностранцев. То есть, количество туристов в России может быть увеличено минимум в два раза» – отметил недавно Д.А. Медведев на совещании по развитию туризма в России.
Во многих регионах России есть очень большой потенциал для развития различных видов туризма, коих всего существует более шести десятков. Рлной из категорий является культурно-познавательный («музейный») туризм, этнотуризм и событийный туризм, связанный с посещением мероприятий в области культуры и искусства
Но, если город не Париж, не Лондон, не Москва или Санкт-Петербург, он не в состоянии непрерывно привлекать большой поток туристов, но вот несколько дней в году – реально. Для какой-то определенной, возможно, достаточно небольшой аудитории. Рецепт успеха прост: это событийный туризм. В том числе – основанный на посещении культурных событий и проектов. У примеру, вручение международной премии художникам. Для не слишком большой и раскрученной территории это, возможно, единственный путь успеха в начальной стадии борьбы за долю в общем туристическом потоке. По данном пути уже прошли многие, от мифа о Лох-несском чудовище, породившем неисчерпаемый поток туристов, до хорватского Огулина с его фестивалем сказок, скорее всего, даже мало известных широкой аудитории городов, тем не менее получивших свою долю туристического пирога. Например, есть фанаты народных промыслов, этномузыки, или археологических или палеонтологических экспедиций, можно для них организовать туры? У небольшой территории всегда невелик бюджет, поэтому нужно действовать точечно. В смысле, не размывать бюджет на продвижение культуры и туризма по всем 365 дням в году, а фокусировать его на нескольких днях – когда проводится событийный проект в области культуры. Отсюда и вывод о том, что не нужно даже пытаться понравиться всем. Чем меньше регион, чем меньше у него бюджет, тем, возможно, менее очевидными культурными проектами он должен заниматься. Для того, чтобы преуспеть, небольшие и не раскрученные регионы, как и малый бизнес, должны уходить в свои ниши.
Теперь существенный вопро, кто должен выступать организатором событий? Государство, частные меценаты или местный бизнес? В основном, местный бизнес. Правда, тут необходимо имеющийся бюджет на продвижение культурных проектов рационально разделить на гранты и поощрять ими только тех предпринимателей, которые реализуют различные культурные проекты на территории региона… приносящие доход в бюджет региона существенно выше суммы выделенного гранта. Дело непростое, но лучше помогать тем, кто уже знает, умеет, понимает – что и как нужно делать, чем думать, как освоить деньги самим. Государство – крайне неэффективный собственник, оно способно поддержать культурный стартап, но получить доход уже вряд ли. Именно поэтому, все мероприятия, финансируемые государством, являются убыточными – это касается даже самых крупных экономических форумов. Что объясняется как неправильным маркетингом, так и, в большинстве случаев, отсутствием заинтересованности чиновников в том, чтобы сделать не убыточное, а самоокупаемое мероприятие. Но, если присмотреться, то практически в каждом регионе всегда можно увидеть инициативных людей, проводящих фестиваль этнической музыки, художественную выставку или конкурс в области графического дизайна. Большинство этих событий тривиальны и лишены коммерческого потенциала, но среди них можно найти перспективные проекты, реализуемые командой порядочных и увлеченных людей. Вот на них и нужно делать ставку. Проекты «Рок над Волгой» и «Классика над Волгой», которые сегодня составляют предмет законной гордости Самарской области, были придуманы и реализованы исключительно бизнесом, а не государством, от государства требовалось только одно – не мешать. А имеет ли смысл проводить убыточные мероприятия в области культуры? Да, если не часто. Это необходимо, чтобы показать рынку – мы существуем, тут кипит жизнь и мы делаем разные интересные вещи!
Правда ли, что небольшой культурный событийный проект способен привлечь поток туристов? Не всегда. Чаще – нет. Но он при этом способен решить совсем другие задачи. Например, прорыв «информационного кокона», имеющийся над регионом. СМИ, особенно зарубежным и федеральным, интересны уникальные события, а не локальная выставка кошек или конкурс красоты. Регион – это то, что написано про него в Яндексе и Гугле. И, если повезет – в Википедии. Так вот – важно суметь сделать то, про что будет очень интересно написать московским, питерским и зарубежным журналистам и тем более блогерам! Сегодня все субъекты федерации хотят быть инвестиционно-привлекательными, конкурируют друг с другом, а первым шагом к инвестиционной привлекательности, к доверию, является элементарная осведомленность – знание города и региона в неком исключительно положительном контексте. Вода камень точит, и тот регион, который по чуть-чуть, но целенаправленно работает на свое паблисити с имиджем, имеет больше шансов на приобретение деловой репутации. Известно, что СМИ больше нацелены на происшествия и острый негатив (таков информационный бизнес и спрос на новости в нашем обществе), и сподвигнуть журналиста написать о городе или регионе в положительном контексте часто может только яркое, значимое или нетривиальное мероприятие… или деньги, причем не малые. Масштаб мероприятий не обязательно должен быть соразмерен региону или городу, в котором оно проводится. Аудитория – это все страна и весь мир. Даже небольшой культурный проект вполне может стать важной частью бренда малого города или региона, и почти ничего не дать большому. Небольшие территории с приходом в них хотя бы одного культурного проекта в год, получат глоток свежего воздуха и вполне способны показать удивительные социальные и экономические результаты. Культура – это не столько некрасовские чтения и выступление симфонического оркестра. И это уж совсем не обязательно то, что нравится лишь интеллигентным дамам забальзаковского возраста. Фестиваль и конкурс граффити – это тоже культура. То же самое можно сказать о новом туристическом маршруте «Сказочное кольцо России», который одновременно является успешным коммерческим проектом туристической компании «Волга-Тур», способен простимулировать экономику городов в местах своего проведения и сохранять важную часть нашего культурного наследия, погружая детей в атмосферу русских народных сказок. Региональные культурные проекты ни в коем случае не должны быть уделом избранной, высокообразованной и утонченной в своих вкусах аудитории. Танцевальные поединки на берегу реки Томь и пермские белые ночи, зимний фестиваль впечатлений на льду Байкала – все это способно, в том числе, положительно сказаться на демографической ситуации в регионах. Можно по-разному относиться к проекту «Пермь – культурная столица России», но когда в Перми началась вызванная этим проектом «движуха» – отток образованной молодежи из города явно замедлился. Возможно, пора понимать культуру еще шире. Ведь общение интеллигентных людей в ресторане или конференц-зале тоже может тоже быть элементом культурной жизни города. Если раньше центрами культурной жизни в городах и сёлах были дома культуры, церкви и библиотеки, то сегодня ими вполне могут являться рестораны, конференц-залы, городские парки и тем более набережные. Ежегодная IT-конференция в рамках проекта «Касперский открывает города» c точки зрения культурной жизни мало что значила бы для Москвы с Питером, но при этом является важнейшим культурным и светским событием для таких городов до миллионников – регионам нужны положительные эмоции. Любая крупная компания, действующая в этих регионах, вполне могла бы «потянуть» проведение или спонсирование хотя бы одного культурного проекта в год, особенно это касается градообразующих предприятий. Ведь это не столько элемент социальной ответственности, сколько и элементарная бизнес-логика – счастливые, позитивно настроеные люди лучше работают и меньше стремятся уехать из своего региона. Несмотря на то, что культура должна финансироваться государством и поддерживаться крупным бизнесом, культурные события и проекты вполне могут и обязаны быть прибыльными. Культура должна перестать восприниматься лишь как часть необходимой обязательной социальной нагрузки. Культура – это драйвер для роста экономики региона.
Культурные события и проекты должны давать людям надежду, что жизнь непременно будет меняться к лучшему. Они снимают социальную напряженность в регионе и улучшают демографическую ситуацию.
Культурные события и проекты способны объединять людей, воспитывать и поддерживать у них любовь к родному краю и чувство законной гордости, патриотизма. Это важное условие душевного и духовного здоровья населения, формирующее здоровый образ жизни и позитивное отношение к ней.
Совместная организация властью, бизнесом и гражданскими активистами культурных событий и проектов вполне может быть формой и способом поиска лучшего взаимопонимания и установления доверия между обществом, бизнесом и властью. Ведь, в отличие от политики, культура сближает, а не разобщает людей. Единые культурные ценности являются необходимым фундаментом для взаимопонимания, мира, спокойной жизни и процветания региона.
Только культурные события и проекты могут успешно сработать на имидж и репутацию, формируя и поддерживая бренд региона, который, в свою очередь, должен являться не модным бессмысленным фантиком, а инструментом реализации реалистичной стратегии социально-экономического развития.
Бренды территорий, не в последнюю очередь, формируются брендами проходящих там культурных событий и проектов. Когда мы говорим «Великобритания», то вспоминаем Битлз. Говоря Таити мы вспоминаем Гогена, а Рио-де-Жанейро ассоциируется со знаменитым карнавалом. Какие события и проекты в области культуры и искусства мир будет ассоциировать со словом Ульяновск-Симбирск? Будут ли наши дети вообще знать это слово, смогут ли они показать город и регион на карте и своими словами рассказать друзьям, чем именно примечательна эта земля, кому и почему сюда стоит приехать и когда это сделать лучше всего? Это зависит от нас всех, от представителей власти, общества и бизнеса. Все мы являемся наследниками того, что нам оставили предки, далекие и не слишком отдаленные, мы не должны забывать их имен, и рачительно относиться к их славе и переданному нам наследству, не транжиря его понапрасну. Далекие и славные предки создавали славу этого региона, и славу России, им это давалось и жилось много труднее, чем нам сегодняшним. И чтить их память, формировать позитивное отношение к краю где они родились, достойное занятие для их наследников. Учрежденная художественная премия Аркадия Пластова, не только мемориал его памяти, но средство консолидации власти, бизнеса и общества. Успешность культурного проекта и его безубыточность для региона, зависит только от нас с вами и это дело не одного дня. Власть работая на имидж региона, озабочена при этом привлечением инвесторов, созданием высокооплачиваемых рабочих мест, повышением качества жизни населения и разумеется его культуры. И власть региона нуждается в поддержки бизнес сообщества региона и его общественности, понимании что и как делается. Поэтому учреждение премии художника, не только культурный проект, а ещё и социально-экономический и социально-политический, не говоря уж про известную нотку патриотичности столь важную для подрастающего поколения. Сама международная премия – культурный стартап власти, направленный на правильное восприятие значимости культуры для бизнеса и общества, для региона и его населения, для детей и взрослых. Все мы в детстве были художниками, воспринимая непосредственно окружающий мир, многие потом утратили этот дар, и лишь одаренным удалось его сохранить и пронести по жизни, сохранив в себе кусочек детства, как это удалось нашему земляку Аркадию Пластову, поэтому учрежденная международная премия, ещё и память о детстве, об утраченном даре природы. Но, в душе каждого человека, вне зависимости от его возраста, ребенок – живет, и помнит о том, как увлеченно рисовал мир в котором он живет. Поэтому премия так дорога, ещё и как напоминание обществу о необходимости сохранения в детях их дара, художественного, музыкального, поэтического, очень важное напоминание, берегите в детях лучшее, развивайте в них тягу к прекрасному, чистому и светлому, любите их и их таланты. И однажды они смогут получить свою премию, сталь лауреатами и победителями другого конкурса, и очень хочется верить, что кто-то из них обязательно заслужит и премию своего земляка Аркадия Пластова, сохранившего и приумножившего славу края, Отечества и мест где родился. |
|
|
123
Лучше не скажешь!
иван иваныч
СОГЛАсЕн. Услужливый дурак – опаснее врага!
Горожанин
Я, однажды, много лет назад, в перестройку, был на сборной выставке Аркадия Пластова в Москве, а позже в Ленинграде (тогда), в манежах. Все залы были переполнены. Все музеи страны дали свои работы. Очереди на выставку были сопоставимы с очередями в Мавзолей времен социализма. В этой тяге к Пластову выразились: патриотизм, интерес к культуре, тяга к советским – моральным ценностям, горечь утраты, ностальгия, интерес к реалистической живописи, интерес к художнику- аскету и гению… Сегодня так много коньюктурной, обидной трескотни вокруг имени художника. Даже, начиная, с памятников. Это художнику!!!… Кто такой Пушкин – это тот, возле которого в Москве свиданья назначают пацаны ( и это не метафора). Постройте самую большую Пластовскую ГАЛЕРЕЮ и соберите в нее все работы которыми располагаете из запасников и экспозиций музеев. Купите из личных коллекций за пиар- понтовые деньги. Соберите все в ОДНОМ месте и оно станет Меккой для туристов, художников и ульяновцев…. Постройте, например на месте бывшего “Рассвета”. Даже с народной подпиской на строительство пройдет, если вас “жаба душит”, поскольку его имя свято и ему до сей поры верят! Высокий берег, вид на широту Волги – вот достойное место для достойного Человека! А уж после прислоняйтесь сколько влезет к этому “забору”. Тут и премии и форумы, выставки реалистов молодых и старых… Путь к храму Пластов проложил своей жизнью и творчеством. Постройте же этот храм его искусства.
ежи и петруччо
Хорошая мысля,приходит “апосля”.Еще не поздно все исправить.
КПРФ уже вставила губеру
такой запрос, что в шоке сейчас Морозов. Представляет себе, что может получиться в результате. А не ответиь нельзя – запрос депутатский, а правительсво шибко открытое. Так что полировка … … … СИМа положительного результата не даст, а вот отрицательный…
Вот запрос:
Губернатору –
Председателю Правительства
Ульяновской области
С.И. Морозову
Уважаемый Сергей Иванович!
Информация о различных мероприятиях, носящих пропагандистский характер, целью которых, как Вы постоянно заявляете, является «создание положительного имиджа Ульяновской области», значительной частью общественности оценивается резко негативно. Поскольку они проводятся за счет бюджетных средств, которых, как широко известно, не хватает даже на реализацию ранее принятых целевых программ, предусматривавших решение насущных проблем населения, считаю необходимым провести анализ целесообразности направления на эти цели значительных сумм, зачастую составляющих десятки миллионов рублей.
Ставшие достоянием общественности сведения об учреждении так называемой «Пластовской премии» вызывают целый ряд вопросов. Как сообщается, предусмотрено её ежегодное присуждение, на что выделяется 25 миллионов рублей, что, как заявлено, позволяет делать сравнения с Нобелевской премией.
Следует отметить, что Нобелевская премия присуждается авторитетными неправительственными структурами за счет средств фонда Нобеля, сформированного из наследства выдающегося изобретателя Альфреда Нобеля. Пластовская премия учреждена за счет бюджета нашей дотационной области без широкого общественного обсуждения. Критерии определения лауреатов, как и круг лиц, принимающих решение о награждении, неизвестны. Не рассматривался этот вопрос и в Законодательном Собрании области. Однако, группа высокопоставленных чиновников во главе с Вами, уже выезжала в январе 2013 г. в загранкомандировку в Лондон для презентации премии. При этом, насколько известно, в составе этой группы не нашлось место представителям творческой интеллигенции области и сотрудникам музея Пластова. Зато в неё был включен руководитель аппарата Правительства области г-н Озернов, в круг специалистов по творчеству Пластова не входящий.
Подобная практика организации загранкомандировок как чиновников облправительства, так и сотрудников различных, содержащихся на бюджетные средства корпораций, дирекций и фондов (например, фонда «Ульяновск – культурная столица») вынуждает, в ходе подготовки к отчету Правительства области об исполнении бюджета за 2012 год, запросить сведения не только о последнем выезде в Великобританию, но и о заграничных командировках, которые состоялись в 2012 году.
Прошу предоставить информацию о загранкомандировках за 2012 год и январь 2013 года по следующим позициям:
– страна выезда
– период пребывания
– список выезжавших
– цель командировки
– общая сумма затрат на поездку, в т.ч. транспортные расходы, стоимость проживания, суточные
– за счет каких статей бюджета области произведены расходы
– результат командировки.
Надеюсь, что учет расходования бюджетных средств поставлен в органах управления областью образцово и никаких затруднений в предоставлении запрашиваемой информации не будет.
Руководитель фракции КПРФ,
член комитета по бюджету ЗСО
А.Л. Кругликов
Работяга
Молодец Кругликов. И КПРФ.
демократ
Кругликов браво.
браво!
Хоть Кругликов запросил! Молодец!
Работяга
Был я пару лет назад в Прислонихе.
В музее.
Что, могу сказать. ГОРЕЧЬ!
Помещение холодное. Фактически заброшенное.
Памятник с оторванной кисточкой. Теперб еще и сбитый КАМАЗом.
И тут вдруг порыв – презентация в Лондоне.
Презентовали б в Прислонихе, гостей из Лондона пригласили бы, в холодном музее, рядом с полуголодными сотрудниками музея.
Обязательно смазливую министра культуры позвали.
аноним
В Пензенской области без шума и истерик в с. Лермонтово ежедневно работает музей усадьба М.Ю.Лермонтова. Премий мждународного уровня, брендов там нет. В музей ведет широкая ровная дорога. В селе большие чистые пруды, все дома новые, население села обслуживает музей, каждый может рассказать хоть на документальный фильм, хоть на брошюру множество сведений, не вошедших в клишированные источники. В селе ни одного старого дома. Посетители прибывают со скоростью примерно 35 человек в полчаса. За осмотр всех усадебных построек около 300 руб. На территории проводятся свадьбы. Можно бесплатно фотографировать, комнаты не огорожены веревками. Интересно, что мешает нашим властям?
Спасибо за запрос
Спасибо за грамотный запрос! Получить бы еще ответ…
Ответ будет обязательно,
иначе прокуратура вынуждена будет погладить по известному месту. А вопросы поставлены так, что отбрехаться не сумеют – у них же должен быть образцовый порядок. Так что в несознанку играть нельзя. Ответ будет не только опубликован, но и на отчете об исполнении бюджета прозвучит вся информация. И не только из того, что напишут, но и из того, что попытаются скрыть. Ведь впросы иногда задают, зная суть.
шляпа
Ждемс ответа на запрос!!!
331
Автор горюет: но никто его не похвалил. Он ведь так ловко старался подсобить СИМу, а на деле подсобил Кругликову.
loginza1gPB9c6AqZPj7Eoy1aLftR
Автору за статью -СПАСИБО. Не прошло и каких-то 20 лет, как областная кпрф созрела наконец-то до депутатских запросов. За эти годы Зюганов и такие как Кругликов (со своим “ленивым маршем”) навсегда похоронили КОММУНИСТИЧЕСКИЙ брэнд. Да еще навязали нашей области такого депутата в ГД, как Синельщиков Ю.П.(не депутат, а стыдоба наша). Этот запрос , когда уже на всех областных сайтах “комменты встали в полный рост” и сказали все , что думают об этом , мягко говоря , мечтателе и его “сбалансированной команде” никому уже не нужен , как и такая ОППОЗИЦИЯ ,которая только стонет ,что “власть же не у нас..” и только констатирует негатив, который и так налицо. Так что в новом ЗСО не должно быть прежних сидельцев, а то они еще и размечтались возглавить протестное движение… Сейчас вся надежда на партию НОВАЯ СИЛА. Интересный ролик -интервью с ее лидером советую посмотреть. Жаль, что у нас пока еще нет ее регионального отделения.
Честь имею! Премьер 1-го ТЕНЕВОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ( в альтернативу ОТКРЫТОМУ)
Премьеру Карамзинского правительства.
Ваши коллеги из облправительства ждут вас на вакантное место министра чего-нибудь. Учредят для такого мыслителя. Тогда и посмотрите, какие запросы коммунисты давали. А ячейку партии ” Новая сила ” вы можете организовать лично, по месту вашей госпитализации – скорбные главой косяком пойдут.
Виктор
На самом деле очень хороший музей в Пензенской области!