В конце каждого месяца органы статистики традиционно публикуют данные по размеру средних потребительских цен, а также по уровню инфляции по сравнению «с аналогичным периодом предыдущего года». Но что будет, если сравнить актуальные цены не с прошлогодними, а, например, с ценами пятилетней давности? Мы решили проделать эту работу и выяснили, что цены на некоторые товары выросли более, чем в три раза. Кроме того, оказалось, что мы уже вступили в полосу, когда рост реальных располагаемых доходов жителей области начинает значительно уступать росту цен. Проще говоря, мы нищаем. За точку отсчета мы взяли 2011 год. Как считается, в этом году экономика более-менее выправилась от кризиса 2008 года (но это спорно, о чем мы писали в начале года) и началась очередная эра стабильности. Кроме того, именно с 2011 года отмечается явный тренд отставания темпов роста бюджетных доходов области от темпов инфляции. Еще один важный фактор — психологический. Есть ощущение, что с 2010-2011 годов уровень доходов населения области не сильно меняется, хотя статистика говорит обратное. Но на деле мы оперируем все теми же порядками цифр, что подтверждается и простым наблюдением за предлагаемыми заработными платами. Как раз в 2010-2011 году установилась «вилка» в 12-20 тысяч, в которую укладывается большинство предлагаемых зарплат. И эта вилка до сих пор не меняется. Исключение – зарплаты разного рода бюджетников и высокооплачиваемых специалистов — здесь явно видна индексация. В первом случае — ввиду майских указов Путина, а во втором — ввиду дефицита специалистов. Что мы сделали? Мы собрали в одну таблицу данные еженедельного мониторинга цен Росстата за период начало 2011 — 27 июля 2015 года по всем учитываемым товарам — как продовольственным, так и непродовольственным, а также по стоимости услуг, в том числе и коммунальных. Из списка мы исключили те товары, статистика по ценам на которые имеет пробелы (детское питание, некоторые услуги ЖКХ и водка). После этого мы объединили товары по группам, выделив три основных: продовольствие, услуги ЖКХ, а также ГСМ. В каждой из групп мы привели цены к средним, после чего и провели сравнение как по отдельным видам товаров, так и по группам.
Оказалось, что в среднем стоимость товаров и услуг с конца июля 2011 по конец июля 2015 года выросла в 1,5 раза. Из продовольственных товаров за последние четыре года больше всего подорожала морковь (в 1,8 раза), яйца (в 1,73 раза), а также чай (в 1,77 раза) и говядина (в 1,65 раза). Из непродовольственных товаров абсолютным лидером по темпам роста цен оказались сигареты, которые стали дороже в 3,13 раза. Если не считать их, то больше всего за четыре года подорожали услуги отопления (2,1 раза), а также… хозяйственное мыло (более, чем в 2 раза). Впрочем, в среднем по группам подорожание выглядит не столь значительным (в 1,4 раза). Это если не считать последнего повышения стоимости услуг ЖКХ. Отдельно повышение платы за жилье, услуги отопления и водоснабжения, а также за поставки электроэнергии выглядят небольшими, но в совокупности получается, что стоимость услуг ЖКХ за четыре с половиной года (по причине того, что повышение тарифов происходит с полугодовым интервалом) возросла полуторакратно. Отдельного внимания заслуживает динамика роста цен, которая (в общем и целом) в Ульяновской области является отражением общероссийской за исключением динамики роста цен на продовольствие. Оказалось, что до начала 2014 года продовольствие (в среднем) в регионе практически не дорожало. Активный рост цен начался лишь с начала 2014 года, то есть практически все подорожание с начала 2011 года пришлось на последние полтора года. О чем это говорит? О том, что, несмотря на позитивную официальную статистику по росту доходов населения, реальная покупательская способность стала резко падать именно с начала прошлого года по очевидным причинам желания кушать в условиях подорожания еды. Денег на другие траты, таким образом, остается меньше, что в свою очередь отразилось и на динамике роста цен на непродовольственные товары и услуги (за исключением коммунальных). Здесь сработал рыночный фактор — уменьшилась динамика роста стоимости услуг начиная с начала 2014 года. То есть, продавать услуги стало тяжелее.
Официальные данные по среднедушевым доходам населения области внушали оптимизм. Оказывается, что с 2011 по май 2015 года доходы жителей региона выросли в 1,57 раза, что выше, чем средний рост цен по всем выделенным группам товаров. Оставим вопрос адекватности этой статистики за скобками и сосредоточимся на динамике показателя. Оказывается, что рост доходов практически прекратился с того же начала 2014 года, когда в регионе начался активный рост цен на продовольствие. Даже в условиях тогдашнего привычного курса доллара в районе 32-35 рублей за доллар, можно было говорить о начале реального серьезного снижения покупательской способности. Тренд (по понятным причинам) не изменился до сих пор. Более того, он усугубился. По итогам мая месяца уровень инфляции (по индексу роста цен по сравнению с началом года) составил в области почти 11%, а вот (даже по официальным данным) рост среднедушевых доходов составил лишь 1%. Это означает, что только за пять первых месяцев этого года жители региона обнищали на 10%. На деле, конечно, все еще хуже, ведь необходимо учитывать и динамику роста цен на продовольствие. Если же сравнивать с началом 2014 года, то ситуация выглядит еще более плачевно — реальная покупательская способность (мы понимаем под ней то количество товаров, которое можно купить на условную 21 тысячу рублей- размер официального среднедушевого дохода) снизилась более, чем на 40%, причем по большей части именно за счет продовольствия. При этом мы совершенно не учитываем в наших расчетах рост цен на товары длительного пользования (цены на телевизоры выросли в 1,76 раза, на легковые автомобили — в 1,53 раза).
В натуральном выражении все это означает следующее — с каждой неделей на одну и ту же сумму денег мы можем купить все меньшее количество товаров. Насколько меньшее? Возьмем условные 20 тысяч рублей. В июле 2011 года на эти деньги можно было купить 90 килограмм говядины, 108 кг свинины, в начале 2014 года — 82 и 105 кг, а сейчас, соответственно, лишь 66 и 77 кг. В среднем по всей группе продовольственных товаров падение покупательской способности с начала 2014 года (когда перестали расти реальные доходы) составило около 37%. Хуже всего дело обстоит с фруктами и овощами. Если в начале 2014 года на 20 тысяч рублей можно было купить более полутора тонн капусты, картофеля и лука, более 1200 кг моркови и 420 кг яблок, то сейчас за те же деньги можно рассчитывать лишь на несколько сотен килограммов овощей и лишь на 237 килограмм яблок. Не удивительно, что в этом сезоне наблюдается настоящий садово-огородный бум. Что же подорожало не так сильно? Подобного немного. Во-первых, баранина. За 20 тысяч по-прежнему можно купить целого барашка, пусть и худого (52 вместо 58 килограмм). Во вторых, яйца. Сейчас по прежнему можно купить на условленные деньги 5000 яиц, которые подорожали еще до 2014 года (в 2011 году на 20 тысяч их можно было купить почти 9000 штук). В-третьих, спички, которые подорожали незначительно. И, пожалуй, все. |
|