Сможет в будущем практически каждый ульяновец
Ольга КОВАЛЕНКОВА
Вопросы тарифной политики и ценообразования на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и управляющих компаниях обсуждали на днях в Ульяновске.
– Если рассматривать динамику изменения тарифа на тепловую энергию в целом по России, то в 2009-м стоимость ее увеличилась на 22 процента, в 2010 – от 10 до 15 процентов, – отметила председатель городского комитета по регулированию цен и тарифов Елена Шмаукова. – В 2011 запланирован рост на 12 -14 процентов. В 2012 – от 10 до 12 процентов. И в 2013 предельное увеличение должно составить 11 процентов. В ближайшее время мы планируем перейти на долгосрочное планирование, и тарифы будут утверждаться с разбивкой от трех до пяти лет. Устанавливать цены на тепло выше предельных, можно только по согласованию с федеральной службой по тарифам. В нашем регионе максимальный рост стоимости тепла составил 14 процентов, а прогнозируемый в следующем году – 12 процентов.
Весьма интересную информацию озвучила генеральный директор московского ЗАО «АКЦ Жилкомаудит» Ирина Маликова. Она рассказала о том, что будет с коммуналкой, и какие изменения произойдут в будущем. На федеральном уровне уже подготовлены новые правила оказания жилищно-коммунальных услуг, а также программа модернизации ЖКХ.
– Несмотря на ликвидацию комитета по регулированию цен и тарифов в Ульяновске, объем работ не уменьшился, – пояснила Ирина Петровна. – Изменились задачи и полномочия. Причем, многие появились именно на региональном уровне.
Ирина Маликова заострила внимание на том, что одна коммунальная реформа у нас плавно перетекает в другую. Возникает резонный вопрос: когда же мы, наконец, приблизимся к запланированным результатам? Сами коммунальщики дают весьма категоричный ответ: реформа ЖКХ не закончится никогда. Например, буквально через несколько лет прекратит свое существование Фонд содействия реформированию ЖКХ. Сейчас через эту структуру мы получаем средства на капитальный ремонт. Спрашивается, неужели после исчезновения Фонда работы придется прекратить? Конечно, нет. Сегодня обсуждаются различные версии развития событий. Одна из наиболее оптимальных – создание подобных структур в регионах, на местах. А вот роль государства начнет постепенно снижаться.
Кроме этого, сегодня ждут внесения поправок в гражданский кодекс об ответственности граждан за ремонтные работы. Скорее всего, если люди откажутся платить, то квартиру будут продавать с торгов, и часть средств направлять на ремонт.
Еще одна задача – это разработка единой информационной муниципальной базы. В ней планируют собирать сведения о количестве проживающих, оприборивании, тарифах, объемах ремонтных работ. В перспективе, такие базы будут завязаны на государственной информационной системе, и, возможно, гражданин, сидя дома за компьютером, сможет самостоятельно рассчитать плату за коммунальные услуги.
Для учета потребляемых услуг на домах собираются монтировать счетчики. Интересно, что, если до 1 января 2012 года потребитель не установит прибор учета, ресурсоснабжающая организация вправе сделать это принудительно и взыскать с человека все расходы на процедуру, в том числе и судебные издержки. В то же время, население не обязано заказывать счетчик у организации, которая первой выйдет с предложением. Можно выбрать любую фирму. Хотя преимущества для потребителя в случае принятия предложения энергоснабжающей организации все же есть. Компания по заявлению человека будет обязана предоставить рассрочку оплаты стоимости установки счетчика сроком до пяти лет.
Кстати, не исключено, что человек в будущем сможет выбирать, по какому тарифу платить, допустим, за воду. А будут они разные: зонные (по времени суток), семейные и другие. Устраиваете, вы, например, стирку белья только после 12 ночи, то вам подойдет ночной. Но все это в будущем. Пока же нам остается лишь бодаться с местными коммунальщиками, которые зачастую не хотят даже окна выбитые в подъезде вставить. Куда уж тут про счетчики говорить.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
88,5 процента составляет в среднем по России оплата услуг ЖКХ.
КСТАТИ
Что является стратегическими задачами развития отрасли ЖКХ?
– ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
– содействие самоорганизации населения на жилищном рынке;
– организация эффективного управления многоквартирными домами;
– модернизация сферы ЖКХ, приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему условиям энергоэффективности и экологии;
– обеспечение социальной защиты в части оплаты коммунальных услуг отдельными группами граждан (пожилых людей, инвалидов, многодетных семей и т.д.);
– совершенствование тарифной политики;
– завершение процесса финансового оздоровления предприятий ЖКХ;
– привлечение бизнеса к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру.