Ульяновск оказался первым городом в России, принявшим выставку фоторабот ушедшего из жизни совсем недавно, 1 апреля этого года, культового русского поэта Евгения Евтушенко, чьими стихами зачитывалось не одно поколение еще советских любителей поэзии.
Экспозиция под названием «Людей неинтересных в мире нет» – по строке одного из стихотворений Евтушенко – открылась 8 июня в Музее изобразительного искусства ХХ-ХХ! веков, филиале Ульяновского областного художественного музея. Она состоит из 122 авторских фотографий Евгения Александровича, созданных в 1960-1990-е годы. Они из коллекции Музея-галереи Е.А. Евтушенко в Переделкино. Этот дачный дом вместе с картинами выдающихся художников ХХ века, которые они дарили поэту, он в 2010 году передал родной стране в знак благодарности народу, воспитавшему его. Выставку дополняет документальный фильм «Монологи Е.А. Евтушенко. Музей-галерея Е.А. Евтушенко».
Трогательным моментом церемонии открытия выставки стало присутствие на ней обаятельной, излучающей свет доброты, вдовы поэта Марии Владимировны Евтушенко, которая специально приехала в Ульяновск.
Экспозиция раскрывает перед зрителем еще одну грань Евтушенко, богато одаренного талантами. Поэт, прозаик, публицист, режиссер, сценарист, актер, Евгений Александрович был вдобавок к этому еще и фотохудожником.
При жизни он очень сожалел о том, что не умеет рисовать. Возможность передать свои визуальные впечатления от жизни дала ему фотография.
«Я не преувеличиваю своих способностей в деле фотографии – я всего лишь скромный ученик -занятие фотографией дало мне необыкновенно много не только как литератору, но и просто как человеку, думающему о собственном народе, обо всем человечестве…» – считал Евтушенко.
На выставке можно увидеть портреты, пейзажи, зарисовки с натуры. Каждая работа снабжена стихотворными строками автора, что-то объясняющими, дополняющими, создающими настроение, подчеркивающими какие-либо нюансы образов. Особенно впечатляют снимки родных поэту сибиряков. В открытых простодушных лицах молодых и старых прочитываются характеры и судьбы. А пейзажи одухотворены и несут в себе поэтические метафоры.
В Ульяновске живет немало поклонников творчества Евгения Евтушенко. Зал на открытии выставки был забит до отказа. Многие из них были на встречах с поэтом. Он любил читать свои стихи со сцены, начиная еще со времен знаменитых вечеров в политехническом музее в Москве в 60-е годы прошлого века. А в 2015 году, объявленном в России Годом литературы, поэт объехал почти всю страну, останавливаясь по пути в городах, где собирал большие аудитории. И это не смотря на то, что до этого он перенес тяжелую операцию. Общение с читателями давало ему импульс к жизни, рождало новые стихи.
Елена Сергеева, заведующая Музеем изобразительного искусства ХХ-ХХI веков, вспоминала на презентации выставки, что в 2015 оду во время своего визита в Ульяновск Евгений Александрович заходил в музей. Вместе они говорили о том, что необходимо сделать здесь выставку его фотографий.
Художник Владимир Зунузин, лично познакомившийся и даже подружившийся с Евтушенко в том же 2015 году, обратил внимание на то, что поэт оставил о себе память не только своими стихами, но «своими глазами»: мы можем видеть то, что видел он.
Свои впечатления от встреч с поэтом у директора ДШИ №10 Александра Додосова, руководителя детского ансамбля «Витаминки». Несколько лет назад специально для Грушинского фестиваля Александр Николаевич написал песню о русских бабушках на стихи Евтушенко, а дети исполнили ее. Поэту и песня, и дети понравились, и он пригласил «Витаминок» с Додосовым к себе на день рождения в Переделкино.
– Мы пели там перед представительной публикой с несколькими послами иностранных государств, – рассказал на открытии выставки Додосов. – Поэт позаботился, чтобы нас накормили и разместили на ночлег, лично вышел нас провожать. Прошло время, но Евтушенко не забыл про нас, и когда был в Ульяновске в 2015 году, то интересовался у меня, кем стали подросшие «Витаминки», кто сейчас в составе группы, выступаем ли на Грушинском фестивале.
И в этот раз Александр Николаевич привел с собой на выставку некоторых из «Витаминок», ставших теперь очаровательными девушками, которых представил вдове поэта Марии Владимировне Евтушенко.
Мария Владимировна охотно пообщалась и с журналистами. Оказывается, она имеет непосредственное отношение к нашему городу. Ее бабушка по отцу жила в Засвияжье, и в детстве Мария Владимировна приезжала к ней погостить.
Особая история связана с тем, как Евтушенко начал заниматься фотографией. В начале 80-х годов он был в Японии и давал интервью японским журналистам. Вдруг поэт увидел, что неподалеку стоит немолодая женщина, обхватив дерево рукой. И он заметил, что ее морщины как бы переходят в кору дерева. Евгений Александрович обратил на это внимание фотографов, предложив им запечатлеть женщину. Они ответили, что раз он заметил это, то должен сам сделать снимок, и дали ему в руки фотоаппарат. И Евтушенко сделал снимок. На следующий день фотография, которая оказалась удачной, была опубликована в газете вместе с интервью. А через несколько дней журналисты преподнесли русскому гостю в подарок полный комплект японской фототехники.
– Фотография для него была важна, – рассказала Мария Владимировна. – Он говорил, что каждый человек – это ненаписанная книга. Люди уходят, а вместе с ними – и их истории. Он пытался таким образом спасти эти истории. Он не снимал знаменитостей, не любил. Его интересовали люди из народа, которых он встречал в жизни. И они ему не позировали. Вышли две книги фотографий Евгения Александровича, готовилась третья.
Любимый снимок Марии Владимировны – портрет с блаженно улыбающимся мужичком, который продает расписные коврики с русалками на родной поэту сибирской станции Зима. Евгений Александрович сфотографировал своего героя между двумя «прелестницами», которые как бы прильнули к нему. Видно, что мужичку хорошо, он счастлив. И Евтушенко назвал эту свою работу «Жизнь прекрасна!». «Я смотрю на это фото, когда мне трудно, – призналась Мария Владимировна, – и начинаю невольно улыбаться».
По словам вдовы поэта, последний свой роман Евтушенко оставил недописанным, осталось добавить лишь несколько глав. Он называется «Берингов тоннель». Это история о прапрадеде Евгения Александровича, который был сослан в Сибирь из Белоруссии. Объездив Сибирь и Камчатку, он предложил прорыть тоннель под Беринговым проливом и соединить таким образом Россию и Америку. Проект где-то затерялся, но идея сохранилась как семейное предание. В романе есть также параллельная история о юноше-поэте из времен Великой Отечественной войны. Евгений Александрович уже читал отрывки из романа на радио «Звезда».
84-летний поэт умер, не прекращая работу: накануне редактировал свою статью о режиссере Эльдаре Рязанове. На его столе лежали страницы очередного, уже шестого по счету, тома из «Антологии русской поэзии». Евтушенко составлял ее много лет, возвращая из небытия забытые имена и считая это своей жизненной миссией.
А в Ульяновске имя его самого будет запечатлено в названии одной из городских библиотек.