Задачи – стратегические

Год назад, в июне 2009-го, министр промышленности и торговли Виктор Христенко выступил на заседании правительства с докладом о состоянии отрасли. Откровением его слова не стали, но цифры впечатляют. Господин Христенко сообщил, что, несмотря на примерно 2 млрд. долларов государственных инвестиций в техническое перевооружение предприятий отрасли в конце 80-х – начале 90-х годов, состояние легкой промышленности с середины 90-х неизменно оценивается как критическое. Предприятия теряли объемы производства, начали перепродавать оборудование в Турцию и Китай (там, напротив, пошел бум легкой промышленности). В это же время зародился непрозрачный и нецивилизованный рынок челночной торговли.

Министр отметил, что в последние годы доля товаров теневого происхождения (подпольные цеха или нелегальный ввоз) стала сокращаться: если в 2005 году она составляла 69,2%, то в 2007-м – 49,7%, в 2008-м – 46,8%. Но все равно это почти половина оборота по всей стране! В Минпромторге подсчитали: “благодаря” теневому рынку бюджет ежегодно теряет около 650 млрд. рублей неуплаченных налогов. А ценовая дискриминация со стороны нелегальных товаров продолжает душить отечественное производство. Даже мобилизационные потребности страны удовлетворяются лишь на 17-36%, а это противоречит закону о безопасности государства, по которому доля российской продукции должна быть не менее 51%.

Как это ни парадоксально, но именно глобальный экономический кризис 2008-2009 годов и меры, связанные с выходом из него, стали толчком к принятию Стратегии развития легпрома страны, о необходимости которой говорили едва ли не на протяжении последнего десятилетия.

Документ под названием “Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года” был утвержден в сентябре 2009 года. Выделено пять основных стратегических блоков. Повышение инвестиционной привлекательности отрасли – раз. Создание условий для обеспечения материально-сырьевыми ресурсами – два. Защита внутреннего рынка от незаконного оборота товаров – три. Стимулирование экспорта – четыре. Развитие трудовых ресурсов – пять.

Первый блок предполагает разработку комплекса мер по развитию межотраслевой и межтерриториальной кооперации в сфере текстильной и легкой промышленности. Пилотные проекты по модернизации текстильного и льняного производства намечены в традиционно текстильных регионах – Ивановской, Вологодской, Костромской, Ярославской областях. Однако и другие регионы могут рассчитывать на поддержку своих проектов в рамках Стратегии. Ульяновская область, например, включена в Стратегию с проектом по модернизации и развитию производства шерстяных и полушерстяных нитей и тканей на базе предприятий Барышского района.

В рамках второго блока мер разрабатываются предложения по регулированию таможенных пошлин при экспорте-импорте сырья и вспомогательных материалов для легпрома. Не уповая на одно только зарубежье, разработчики стратегии предусмотрели программы по развитию производства, расширению ассортимента и повышению качества отечественных красителей, химических волокон и нитей.

Защита внутреннего рынка – тоже задача стратегическая. Здесь предусмотрено пресечение каналов поступления на территорию России контрабандной продукции и защита от контрафакта. Названы и страны, с которыми предстоит поработать, – Китай, Польша, Турция, Индия.

Стимулирование экспорта – традиционное. Прежде всего, возмещение из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам (если кредитор – российский).

Что же касается развития трудовых ресурсов, то здесь и разработка профессиональных стандартов, и подготовка кадров, и гибкие формы занятости на предприятиях легпрома. Будет установлена и допустимая доля иностранных работников на российских предприятиях текстильной и легкой промышленности.

Будет спрос – будет и предложение

В Ульяновской области к принятию Стратегии развития российского легпрома отнеслись, конечно, позитивно. Спасать нам есть что; те, кого надо поддержать в развитии – тоже имеются. Текстильные фабрики Ульяновской области – одни из старейших предприятий отрасли в России. Некоторым из них уже более 250 лет. Былая слава суконных мануфактур Симбирской губернии держалась вплоть до 1980-х годов. А дальше – где-то неэффективный менеджмент, где-то недальновидный маркетинг, где-то – рыночные катаклизмы и снижение госзаказа. Как бы то ни было, но уже с 90-х годов прошлого столетия текстильные предприятия региона стали стремительно утрачивать свои ведущие позиции в производстве шерстяных тканей – одеял, сукон, драпов, камвольных тканей.

В начале 90-х на территории Ульяновской области значилось 21 крупное предприятие отрасли, где работало более 28 тысяч человек. Удельный вес отрасли в общем объеме отраслей промышленности региона составлял 28%. Сегодня это 2,8% в общем объеме промышленного производства и менее 7 тысяч работающих.

Основные причины ухудшения ситуации в ульяновском легпроме – те же, что и во всей стране. Моральный и физический износ оборудования – а потому низкая производительность и неконкурентоспособность продукции. Нехватка оборотных средств на закупку сырья и обновление основных средств. Проблемы с привлечением заемного капитала. Отсутствие сырьевой базы: в стране не растет хлопок, а шерсти и льна для промышленных масштабов недостаточно. Высокие производственные издержки: текстильное производство – одно из самых трудоемких и капиталоемких. Обилие импорта – из Китая, Пакистана, Турции.

Правительство страны предпринимало, конечно, меры экономической поддержки отечественных производителей текстиля. Есть те, кому помогли постановления о временном освобождении от импортных пошлин важнейших видов технологического оборудования, ввозимого для модернизации производства. Кто-то, наверно, воспользовался возможностью частичного субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным для сезонной закупки сырья и материалов. А еще были внесены частичные изменения в Положение о таможенных пошлинах на товары, перевозимые для личного пользования физическими лицами.

Но главное – что наконец-то утверждена Стратегия развития легкой промышленности России. Ульяновская область, повторим, включена в Стратегию с проектом в Барышском районе.

Для реализации мероприятий по модернизации и развитию производства в рамках этого проекта в 2009 году создана управляющая компания ОАО «УльяновскТекстильЛегпром». Компания определяет единую маркетинговую и экономическую политику для трех фабрик Барышского района – ЗАО «Румянцевская мануфактура», ООО «Камвольное объединение «Октябрь», ООО «Барышская швейная фабрика». Общая численность персонала по всей группе предприятий – 1080 человек. Активное участие в конкурсах на получение госзаказа должно позволить в короткие сроки завоевать рынок и увеличить объемы производства. Для размещения заказов «УльяновскТекстильЛегпрома» уже заключены контракты со швейными предприятиями Сурского и Майнского районов (ЗАО «Прогресс-Стратегия» и три ООО: «Сурчанка», «Землячка», «Майнская швейная фабрика).

Сегодня на территории Ульяновской области действуют несколько крупных текстильных и швейных предприятий. ОАО «Ковротекс» – единственный в регионе производитель жаккардовых ковров. ООО «Номатекс» и ЗАО «Инзенская фабрика нетканых материалов» – производители нетканого полотна. Группа компаний «Фирма Русь» специализируется на детском трикотаже. ОАО «Элегант» и ООО «Бостон» шьют костюмы и школьную форму.

– Говоря о текущем состоянии дел на предприятиях региона, следует отметить, что ситуация в отрасли по сравнению с 2009 годом стабилизируется, – замечает и.о. министра промышленности и транспорта Ульяновской области Олег Гуляев. – По итогам января-апреля 2010 года индекс промышленного производства в текстильном и швейном производстве составил 108,8% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

В региональном министерстве промышленности и транспорта отмечают три перспективных направления развития легкой промышленности в Ульяновской области. Первое – развитие производства ОАО «УльяновскТекстильЛегпром» в Барышском районе. Основное конкурентное преимущество управляющей компании заключается в том, что она включает в себя все этапы – от первичной обработки шерсти и производства тканей до создания готовой продукции.

Второе направление – производство школьной формы для общеобразовательных и начально-профессиональных учреждений компаниями «Элегант» и «Бостон». Введение обязательной школьной формы, по-видимому, – дело ближайшего будущего. Правительство Ульяновской области прорабатывает это вопрос во всех муниципальных образованиях региона, совместно с директорами школ и начальных профессиональных учебных заведений. Будет обязательная форма – появится гарантированный спрос, а значит, стабильная загрузка для обоих производителей.

Третье перспективное направление – развитие производства детского трикотажа (группа компаний «Русь»). Согласно статистике, ежегодный темп роста потребностей в детской продукции превышает 15-20%.

А среди новых инвестиционных проектов, к которым приступают на территории Ульяновской области, есть и такие, что повлияют на развитие легпрома. Так, проект

Группы компаний «АЙТАКС» предусматривает реконструкцию и организацию двух овцеводческих ферм, по 5 тыс. голов овец на каждой. С выходом проекта на проектную мощность (к 2013 году), кроме мяса баранины, будет еще и шерсть – до 56 тонн в год. Это то самое сырье, от нехватки которого страдает сегодня ульяновский легпром.

С праздником, текстильщики!

В июне у текстильщиков профессиональный праздник. День работников текстильной и легкой промышленности отмечается во второе воскресенье июня. Эта дата утверждена указом президента РФ от 17 июня 2000 года. То есть, нынешний праздник юбилейный, он будет отмечаться в десятый раз. Важно, что именно сейчас отрасль выходит на положительные темпы развития.

В январе-апреле 2010 года текстильное производство страны увеличилось на 21,1% по сравнению с тем же периодом 2009 года, производство одежды и выделка меха выросли на 4%. Отраслевые аналитики заявляют, что тенденции роста объемов производства в легкой промышленности – свидетельство оживления покупательского спроса населения и промышленного сектора.

– Сегодня текстильная и легкая промышленность Ульяновской области претерпевает существенные изменения, – говорит Олег Гуляев. – Выпускаемая продукция становится все более востребованной и соответствующей запросам потребителей. Профессионализм, опыт и компетентность руководителей, рабочих и специалистов позволяют предприятиям динамично развиваться и соответствовать самым высоким стандартам качества продукции. Это подтверждают множество наград, завоеванных на крупнейших российских и международных выставках.

Екатерина Малышева