В старину верили, что если у деревни или у города нет своего молельщика и заступника перед Богом, то не видать его жителям благоденствия и процветания… Именно поэтому почти у каждого российского населенного пункта был местный старец, которого почитали. К его могиле ходили Крестным ходом или в одиночку: помолиться в дни войны о победе над врагом, в засуху попросить дождя, в болезни – здоровья. Совсем необязательно, чтобы был этот праведник канонизирован церковью: у Бога ведь святых на самом деле значительно больше, чем принято считать. Эта христианская традиция сейчас почти утрачена. Попробовать ее возродить решил Павел Сокирко, руководитель школы русского рукопашного боя «Буза» при Симбирском отделении Международного фонда славянской письменности и культуры. И на прошлой неделе из Ульяновска в Карсунекий район на могилы двух Василиев Блаженных отправилась небольшая экспедиция. Двух праведников-тезок Павел открыл для себя, когда в прошлом году собирал в окрестных селах материалы о рукопашном бое.

НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ЖИЗНИ РУССКОЙ…

Едем с паломниками на машине до Копышовки, беседуем.

– Моя задача, – убежден Павел Сокирко, – привлечь

внимание жителей близлежащих сел к культуре почитания местных святых, чтобы они протрезвели в буквальном смысле слова и обратились к Богу. К сожалению, здесь лишь несколько стариков хранят память о двух Василиях Блаженных. А ведь не так давно, в войну, отправляясь на фронт, мужчины брали со святой могилы горсть земли, чтобы защищала она их от пули на чужой стороне. Сейчас во многих деревнях – разруха. И пора бы к Богу обратиться, чтобы все наладилось. Таков, на мой взгляд, путь русской жизни…

Юлиана Константинова, преподаватель епархиальных курсов, продолжает:

– То, что показывают нам с экранов телевизоров: насилие и жестокость вместо любви к ближнему, половая распущенность вместо семьи, первенство удовольствий над трудом, ответственностью, долгом, – это пагубный путь. Я недавно проводила среди школьников викторину с простыми вопросами по истории. Например, какие войны в истории нашей страны вы знаете? В ответ – молчание. Очевидна наша вина в том, что мы позволяем воспитывать детей на худших образцах массовой культуры. Именно поэтому в Симбирском отделении фонда была создана программа духовно-нравственного и гражданско-патриоти-ческого воспитания учеников средних и старших классов общеобразовательной школы. Она имеет статус экспериментальной городской программы и два года реализуется совместно с отделом образования Ульяновска в 10 школах…

ЧЕРЕЗ СТРАДАНИЕ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ

Первая точка нашего маршрута – кладбище с наполовину упавшей изгородью в Копышовке. Подъезжаем к щему через село, где каждый второй дом заколочен. У входа на погост к нам присоединяется настоятель Богоявленского храма села Прислониха Владимир Дмитриев с четырьмя

прихожанками. У могилы Василия Блаженного, или, как его называют в народе, Васеньки Болящего, под нежарким в этот день солнцем проходит поминальная служба. С креста, с фотографии на керамическом овале, на нас кротко взирает старец в белых одеждах…

О нем, Василии Дмитриевиче Струеве (1868-1950), священник Дмитриев собрал свидетельства очевидцев и выпустил небольшую брошюру. Ее страницы, как оголенные нервы, полны немыслимых страданий за веру, которые претерпел и Василий, и ухаживающие за ним много лет, как за ребенком, крестьянские женщины.

История, простая и одновременно сложная, такова. Над Василием Струевым, вальщиком валенок – занятие в тех местах распространенное,

– ребята однажды недобро подшутили: окатили его, распаренного во время работы в жаркой избе, ведром холодной воды. После этого здоровый и сильный мужчина слег и 45 лет до самой кончины лежал «бревном», мучаясь от болей. Но в беспомощности и немощи’ своей он не озлобился, наоборот, – преисполнился любовью к людям, молился за них от всей души. И крестьяне потянулись к нему со своими бедами, болезнями и нуждами. Василий лечил, подсказывал, что делать в той или иной ситуации. В войну у него часто бывали солдатки, спрашивали, как за сына или мужа молиться

– как за живого или убитого? Его ответы были безошибочны.

Не удивительно, что к популярности Василия в народе власть относилась ревностно. Старца увозили в больницу и пытались

умертвить. Но из медперсонала никто не решался сделать смертельную инъекцию. Пригласили медсестру из Куйбышева. Она приготовила шприц, но тут, как рассказывают, ей принесли телеграмму, что сын ее то ли умер, то ли тяжко заболел. Женщина пала перед праведником на колени и стала вымаливать прощение…

СВЯТОЙ С ЛУКОВКОЙ В РУКЕ

К другому Василию Блаженному мы отправляемся Крестным ходом из Языково через ромашковое поле мимо живописных гор в лес. По поселку двигаемся процессией из восьми человек. Павел Сокирко – впереди с хоругвью, решительный, как Дон Кихот. У отца Владимира из-под запыленной рясы мелькают кроссовки. Жителей Языково с нами лишь

двое. Правда, в тот же день ранее нас, как выяснилось, на «Васенькиной могилке» уже побывали местные старушки и привели ее в порядок.

Пока идем, беседуем с Людмилой Кичигиной. Врач-анестезиолог, она, выйдя на пенсию, вернулась в родное Языково. Говорит, жить здесь теперь людям помоложе невозможно: фабрика, которая 150 лет «кормила» местное население, разбирается по кирпичикам. В поселке остались по преимуществу старики. И все же, считает Людмила, в отношении веры в людском сознании лед тронулся, правда, ледоход обещает быть долгим…

Но вот мы уже и у могилы. Она – под голубым небом, на лесной поляне, утопающей в пышном разнотравье.

Рассказывают, что в XIX веке жил в селе Базарный Урень Василий, крестьянский сын. Умом, правда, был слаб, зато обладал духовной мудростью и самоотверженной любовью к Богу. Его любимым местом был храм: Блаженный первым приходил на службы и уходил последним. Истово молился за земляков. Но по-

могал не только обращениями к небесам. Вдовам,беднякам и всем нуждающимся безо всякой платы кому сено косил, кому дрова рубил…

Ежегодно летом, в Петров пост, в селе устраивалась ярмарка. Блаженный подходил к торговцам, и если брал что-нибудь из товара у кого-то из крестьян, то тому обязательно выпадала удача.

Однажды, побывав на ярмарке, Василий взял луковку у одной из торговок и отправился молиться в лес. И – пропал. Спустя 40 дней его тело нашли косцы. На жаре оно лежало нетленным, щека, повернутая к солнцу, была покрыта загаром, а луковка в руке проросла.

Похоронили Блаженного на том же месте. С тех пор и пошла традиция устраивать Крестные ходы к «Васенькиной могилке» и роднику, который чудесным образом забил неподалеку.

При советской власти могилу несколько раз сравнивали с землей, а родник засыпали. Но верующие все восстанавливали. Несколько лет назад вместо полусгнившего дубового креста на могиле появились металлические крест и ограда. Говорят, поставила жительница Языкове по имени Ольга. Должно быть, в чем-то очень важном помог ей этот трогательный деревенский святой, которого так и видишь с зажатой в руке луковкой…

У его могилы к нам присоединился старик с окладистой седой бородой. 72-летний житель села Теньковка Петр Егорович Лысов не по годам бодр и легко передвигается пешком и на своем

верном друге-велосипеде.Он вспоминает времена, когда был мальчишкой:

– Ходили мы на «Васеньки-ну могилку» за дождем, когда засуха начиналась. Однажды председатель колхоза, татарин, наслышанный о нашей традиции, пришел к моей матери, зная, что в этом деле она закоперщица. Наперед скажу, когда его забирали от нас, все село плакало: хозяин он был отменный. Так вот, председатель и говорит: «Настасья, дождик нет!» «Так я ведь не Господь…» «Давай, веди людей к «Васенькина могилка», к родник, молитесь, Бог дождик даст…» Народу пошло не меньше тысячи. А ночью проснулись от обильного дождя… И такое бывало не единожды!

ТОТ, КТО ИДЕТ, – ПРИХОДИТ

…Родничок, что притаился в низинке неподалеку от могильного холмика, захирел, спрятался под землю. Отец Владимир с Павлом Сокирко покопались лопатой в черной жиже, и запульсировала, забилась живая струя воды…

Но оживет ли родник духовности и веры? Надежды на это питают отца Владимира. Он показывает мне рисунок будущего храма в Языково. В ближайшие годы церковь будет воссоздана по образцу той, что была построена еще семейством Языковых.

– Если честно, – признается священник, – то я, как человек грешный, думал, что в этом Крестном ходе нет особой надобности, да и дел других хватает. Но мы это все же совершили. Своим примером -свободно, искренне, бескорыстно и ненавязчиво – показали, с чего нужно начинать в возрождении традиций. Тот, кто идет, – приходит…