В мэрии Ульяновска подвели итоги исполнения бюджета за девять месяцев 2024 года. В городскую казну за этот период поступило 15,879 млрд рублей. По словам экспертов, городские власти постарались над базой НДФЛ – из-за кадровой гонки и вывода компаний и работников из “тени” существенно выросли реальные доходы ульяновцев. В то же время у города растут и расходы: только на помощь ПАТП-1 и финансирование лизинга трамваев пришлось заплатить более 300 млн рублей, при этом качество работы общественного транспорта оставляет желать лучшего.
Основные параметры исполнения бюджета озвучил замглавы города – начальник финансового управления Александр Бармин. Из общей суммы поступлений в казну – 15,879 млрд рублей – 9,399 млрд пришло из областного бюджета, 6,506 млрд составили налоговые и неналоговые доходы (100,3% от плана девяти месяцев и 70% – от утвержденных годовых доходов – их размер 9,318 млрд).
Собственные доходы бюджета за январь-сентябрь оказались больше первоначальных ожиданий на 1,244 млрд рублей (плюс 14,8%). Налоговые поступления составили 5,928 млрд рублей (плюс 29% или 1,33 млрд к тому же периоду 2023 года). Из них:
- Налог на доходы физлиц – 4,458 млрд рублей (75% в общей сумме поступлений);
- Налог по упрощённой системе налогообложения – 573 млн (10 %);
- Земельный налог – 400 млн (7 %).
Собранный за девять месяцев 2024 года НДФЛ вырос на 902 млн рублей по сравнению с 2023-м (плюс 125 %). Главными плательщиками этого налога стали филиал ПАО «Ил» – Авиастар, Ульяновский механический завод, Ульяновское конструкторское бюро приборостроения, отделение СФР по Ульяновской области, ООО «СимбирСофт», Ульяновский автомобильный завод.
От продажи материальных и нематериальных активов за девять месяцев в бюджет Ульяновска поступило 147 млн рублей (на 8% больше плановых показателей). По сравнению с тем же периодом прошлого года сумма увеличилась на 37 млн рублей (34%) за счет доходов от реализации муниципального имущества и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Для того, чтобы увеличить доходную часть бюджета, городские власти провели 402 заседания рабочих групп, на которые пригласили 1350 руководителей организаций и предпринимателей, задолжавших по налогам и не обеспечивших достойную зарплату. С работодателями заключили 243 соглашения на 2024 и 2025 годы о ежегодной индексации заработка на 15%.
Также, как отметил Александр Бармин, по итогам девяти месяцев 2024 года в бюджет города поступили дотации из областной казны в сумме 10,1 млн рублей. Из них 3,3 млн – на поощрение достижения наилучших значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по итогам 2023 года.
Как оценили исполнение бюджета эксперты?
По мнению министра финансов Ульяновской области Натальи Брюхановой, сейчас бюджет Ульяновска исполняется устойчиво.
– По оперативным данным за январь-сентябрь текущего года наблюдается рост поступлений налоговых и неналоговых доходов на 28,8% или больше на 1,454 млрд рублей к аналогичному периоду прошлого года.
Рост поступлений сложился за счёт налога на доходы физических лиц на 25,4%; налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения на 36,2%; земельного налога на 9,2%; госпошлины на 26,4% и неналоговых доходов на 27,2%.
Рост поступлений НДФЛ обусловлен увеличением поступлений от основных градообразующих организаций региона в следующих отраслях: обрабатывающие производства: производство пищевых продуктов, производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования; строительство. Растёт налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, в связи с активностью в сфере предпринимательства в следующих отраслях: торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; деятельность в области здравоохранения; обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха.
Как отметил председатель Ульяновской Городской думы Илья Ножечкин, важно, чтобы цифры не вводили в заблуждение:
– Качество работы финансового блока администрации действительно высокое, неналоговые доходы исполнены на 104%, есть существенный рост по НДФЛ (902 млн плюсом к аналогичному периоду прошлого года), который во многом объясним «гонкой» за кадрами между крупными предприятиями, а также работой городских структур и налоговых органов с предпринимателями по легализации трудовых отношений и «обелению» заработной платы. При этом реальный и ожидаемый рост налоговых поступлений уже учтены в бюджете, так как обязательные и необходимые расходы также растут значительными темпами.
Встречное городское финансирование для завершения капитального ремонта 7-й и 40-й школ уже составило почти 30 млн рублей.
Для исправления ситуации с ПАТП-1 городу пришлось выделять муниципальное финансирование в объёме 180 млн рублей. Также городские средства выделяли на финансирование лизинга трамваев (это более 157 млн рублей). При этом очевидно, что ситуация с транспортом в городе требует ещё больших расходов.
Почти 160 млн город направил на увеличение заработной платы в учреждениях, чтобы снизить отток кадров и выполнить указы президента по отдельным категориям работников.
Расходы на исполнение решений судов по разным отраслям возросли до 268 млн рублей, и это только часть от необходимого объёма.
Дефицит кадров в учреждениях и предприятиях, отвечающих за содержание ЖКХ, диктует повышение механизации и автоматизации труда, это значит, что обязательно необходима закупка средств малой механизации.
По оценке депутатского корпуса, финансовый блок администрации в целом добросовестно выполняет свою работу, верно делает прогнозы и администрирует доходы бюджета. Но очевидно, что стоящие перед муниципалитетом задачи и городские проблемы требуют ещё больших средств и серьёзной финансовой поддержки из бюджетов регионального и федерального уровней. Мы очень рассчитываем на поддержку правительства Ульяновской области. Благодаря последовательной позиции губернатора мы можем быть уверены в мерах поддержки Ульяновска со стороны областного бюджета.
Профессор, завкафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолий Лапин считает в целом итоги десяти месяцев более чем хорошими для городского бюджета:
– Объемы налоговых и неналоговых поступлений увеличились на 27 – 29%, что трехкратно перекрывает рост инфляции (8,5 – 9% в годовом исчислении). То есть, реальные доходы городского бюджета увеличились примерно на 20%. В основе таких впечатляющих результатов лежит энергичный рост (и номинальный, и реальный) доходов населения, а том числе, заработной платы на 15 – 25%; увеличение легальной занятости, а также ряд других процессов выхода из теневого сектора. Это приводит к увеличению поступлений НДФЛ.
Аналогичными темпами увеличиваются и трансферты из областного бюджета, что в целом позволяет городу расширять как направления расходов, включая бюджетные инвестиции, так и повышать эффективность использования бюджетных средств, где заложен большой потенциал (~ 30% дополнительного эффекта за счет дополнительного привлечения внебюджетных источников к растущим бюджетным ресурсам муниципальных программ для решения актуальных социально-экономических проблем города).