«Отработанный материал»
Холдинг «Северсталь» озвучил решение сократить на УАЗе 30% работников. Во многих цехах уже составлены списки увольняемых. Теперь работникам доводят до сведения, что они будут сокращены.
А за «козла» ответишь!
Еще недавно управленцы предприятия заявили, что сокращение пройдет в два этапа в феврале и июне. В первую очередь предполагалось сократить работающих пенсионеров и людей предпенсионного возраста. Однако буквально перед самым выходом газеты из информированных источников мы узнали, что массовое увольнение планируется провести в один этап, в феврале-марте этого года. По одним данным будет уволено около 6 000 работающих, по другим, официальным -3 000.
В этой связи интересно отметить позицию руководства «Северсталь-авто». Каких-либо директив по поводу сокращения штатов на УАЗе «Северсталь-авто» не издавало. Фактически был урезан только фонд заработной платы.
В принципе, рабочих можно вообще не увольнять, и они получали бы какие-то крохи. Понятно, что это не выход из положения. Поэтому было принято решение, что «разруливать» ситуацию, то есть распределять фонд зарплаты, станет цеховое руководство. «Рулевой», т.е. начальник цеха, становится в этом случае козлом отпущения. Действуя по принципу «разделяй и властвуй», владельцы предприятия подставляют под гнев нижестоящих начальников цехов, провоцируя конфликты и между людьми в цеховых коллективах.
Чем же вызвано сокращение, и чем займутся оставшиеся без работы люди? Представители «Северсталь-Авто», владеющей львиной долей акций автозавода, объясняют грядущее сокращение тем, что УАЗ переходит на европейский стандарт «Евро-2», и это повлечет уменьшение количества выпускаемых автомобилей, в частности, микроавтобусов.
Как нам сообщила начальник отдела программ занятости и рынка труда областного Департамента занятости Людмила Назарова, получаемый в 2006 году размер пособия по безработице (минимум – 720 руб., максимум – 2880 руб.) не менялся с 2005 года. Тогда, как по данным «Минсельхоза» за предыдущий год цены на мясо и птицу выросли на 27,5 %; масло – 10,3 %;, молоко, сыр – 20,8 %; овощи, фрукты – 35,6%, крупу – 5,5 %.
По данным того же Департамента на 1 февраля 2006 года на учете в центрах занятости находилось 207 тыс. человек. Безработица в городе растет и без автозаводчан. А попавшие на биржу труда люди, порой годами не могут устроиться на подходящую работу. Вот и выходит, что оставшимся без работы людям в родном городе достать деньги и прокормить семью будет практически невозможно.
Политика «замалчивания»
Уже сейчас становится ясно, что такой массовый выброс рабочих за ворота чреват новыми социальными потрясениями и разгулом преступности. Ведь доставать деньги, не работая, можно лишь одним – нарушая закон. А могут быть и совершенно трагические последствия, поскольку люди, доведенные до отчаяния безденежьем, способны на все…
В сложившейся ситуации удивляет отношение «отцов» города к происходящим событиям. Правительство и мэрия ведут себя так, словно ничего не происходит.
Создается впечатление, что у высоких чиновников даже нет своего мнения по поводу сокращений – наиболее острой и актуальной сейчас теме для города.
УАЗ – градообразующее предприятие, и если оно развалится, то под угрозой всеобщей разрухи окажется и город. Вместо того, чтобы восторженно заявлять о развитии спорта и культуры, экономических отношений с Китаем и Украиной, необходимо серьезно задуматься над проблемой трудоустройства высвобождаемых людей. И не только задуматься, а уже делать конкретные шаги, предлагать конкретные программы.
Еще большее удивление, чем поведение чиновников вызывает позиция заводского профсоюза и его бессменного лидера Анатолия Чувашлова. Анатолий Николаевич уже дал свое официальное благословение действиям собственников ОАО «УАЗ». И не было никаких митингов протеста, организуемых профсоюзами! Не в том ли дело, что профсоюзы у нас зачастую являются не организацией, призванной отстаивать права рабочих, а прислугой хозяев?
Баллотируясь в депутаты ЗС зимой 2003 году Анатолий Чувашлов продекларировал свои официальные доходы в 1 млн. 200 тыс. рублей. Теперь же, как сообщают информированные источники, достигнув пенсионного возраста и продолжая работать, он получает персональную «северсталевскую» пенсию в размере $1 тыс. Денежки плывут в клан профсоюзного босса не только от него самого. На УАЗе трудятся (естественно на руководящих постах) и его родственники. При таком раскладе становится понятно безразличие Чувашлова к будущему рабочих.
Заводу нужны мошенники!
В то время как честных работников на УАЗе собираются сокращать, мошенники продолжают кормиться за счет предприятия. Сравнительно недавно скандальную известность на автомобильном заводе приобрел инцидент с поддельными дипломами у руководителей высокого ранга. Выяснилось, что заместитель начальника управления исполнения договоров дирекции по закупкам ОАО «УАЗ» Валентин Пигалин предоставил в кадровую службу диплом об окончании в 1996 году Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета. Как нам сообщили представители УлГУ, никакой Валентин Пигалин среди окончивших данное учебное заведение в 1996 году не числится, а его диплом под номером ЭВ №257134 – «липовый».
Такой же «липой» оказался и диплом об окончании Ульяновского политехнического института начальника управления технического анализа поставщиков Валерия Ксенафонтова. Имея среднетехническое образование и огромные амбиции, а также желание подняться вверх по карьерной лестнице Ксенофонтов не смог придумать нечего более благоразумного, как нарушить закон. На него было возбуждено уголовное дело по ст. 327 ч.3 УК РФ. Однако оно было прекращено в суде на основании постановления Государственной Думы «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Несмотря на установленные факты и Пигалин, и Ксенофонтов практически до последнего времени продолжали занимать свои руководящие должности.
Лишь недавно они были уволены, и сразу же предстали перед автозаводчанами в другом обличье – как представители поставщиков…
Что ждет ульяновский автопром?
В ближайшем будущем с конвейера автозавода будут выходить только четыри типа автомобилей. Это «Hanter», «Patriot», «буханка» с инжекторным двигателем и грузовики 20-ти тонники «Isuzu». («Северсталь-Авто» уже подписала контракт с японской фирмой по сборке грузовиков в цехе производства автомобилей малой серии). Причем востребованными будут в основном импортные комплектующие.
Таким образом, уже не за горами тот день, когда наступит очередь массовых увольнений и на заводах – поставщиках автокомпонентов. В Ульяновске это «Автодетальсервис» и Моторный завод.
А пока… В сложившейся обстановке, когда городские и областные власти безмолвствуют, профсоюз бездействует, а олигархи готовят массовые увольнения, рабочим остается самим учиться отстаивать свои права.